Институт президенства в современном мире

Глава государства – это высший его представитель внутри и вне страны и вместе с тем символ единства нации, государства (народа и государства). [16]

В целом создание парламентской, президентской и полупрезидентской республики имеет несомненные плюсы. Тем самым обеспечивается стабильность управления страной, устраняется возможность частой смены правительства по конъюнктурным партийным собраниям, обеспечивается консолидация партий. Не нарушая местного самоуправления, этот процесс ведет к укреплению роли государственной власти на местах, способствует единству государства. Это особенно важно в условиях стран, которые не имеют опыта длительного парламентского управления и где последнее в условиях несформировавшихся партийных структур, не сложившихся механизмов парламентского управления может вести к постоянному разброду и шатаниям.

Вместе с тем, такой процесс имеет и свои минусы. Во первых, нарушается имманентно присущее той или иной форме единство структуры управления и одновременно возникают новые виды отношений, коллизии и несогласованности, которых не было в «отработанных» формах правления. Разрушаются сложившиеся стандарты разделения властей, имеющие свои устойчивые формы и в президентской, и в парламентской республике. Происходит смещение разных начал, и это не всегда способствует соблюдению конституционной законности.

Во вторых, возрастание роли парламента в президентской (полупрезидентской) республике при создании смешанных форм, усиление его контроля за деятельностью правительства – часто лишь внешнее, обманчивое явление. В парламентарной же республике при создании смешанных форм значение парламента падает, происходит значительное усиление власти президента, к чему эта форма не приспособлена, а потому не имеет достаточных гарантий против президентского всевластия.[17]

В третьих, в форме правления снижается роль институциональных факторов, она все более зависит от личности конкретного президента. А носители президентской власти нередко обнаруживают стремление к персонализации власти, к авторитаризму. Наибольшие возможности для этого создаются в президентской республике. Поэтому переход парламентарной республики к смешанной форме правления, а затем, возможно, и к президентской республике всегда означает усиление авторитаристских черт. Таковы же последствия рационализированного парламентаризма, если его результатом является усиление власти не президента, а премьер – министра. [18]






















          Г л а в а 2. Специфика избрания на пост главы государства.

 

В современной мировой практике существуют два основных типа президентских выборов – прямые и непрямые. В свою очередь прямые президентские выборы могут проходить или в виде всеобщих выборов, или в виде референдумов. Непрямые выборы президента проводятся в трех видах. Непрямые выборы президента проводятся в трех видах: 1) парламентом; 2) парламентом и представителями штатов, провинций, различных общественно-политических сил; 3) коллегий выборщиков.

В большинстве стран, где введена президентская систе­ма правления, выборы президента проходят на всеобщих прямых выборах. Правда, исключение составляют США — это своего рода классическая президентская республика, и Индонезия. В США проводятся всеобщие президентские выборы, но президента выбирают коллегией выборщиков. В Индонезии президента избирает Национальный консуль­тативный конгресс.

Прямые президентские выборы присущи и многим странам с полупрезидентской системой правления, таким, как Франция, Португалия, Польша, Румыния, Монголия, Республика Корея и др. В то же время в Чехии, Болгарии, Турции, где действует та же система правления, президента выбирают путем голосования депутатов парламента. Что касается парламентарных республик, то для них также наи­более характерно избрание президента путем голосования в парламенте, как это происходит, например, в ФРГ, Ита­лии, Швейцарии, Венгрии, Латвии. Впрочем, и здесь есть некоторые исключения: прямые президентские выборы проводятся в таких сугубо парламентарных республиках, как Ирландия, Исландия, Австрия.

В целом прослеживается достаточно большая зависи­мость типа президентских выборов от формы государствен­ной системы правления.

Выборы президента на всеобщих прямых выборах но­сят демократический характер и предоставляют избирате­лям реальную возможность выбора только тогда, когда не одна, а по крайней мере несколько политических сил в той или иной стране имеют более или менее равные условия для участия в предвыборной борьбе. Практически во всех странах, где существует пост президента, конституционно введены определенные нормы, которым должны соответ­ствовать кандидаты в президенты, и большинство их вполне оправданно и при­емлемо для всех претендентов на президентский пост. Ре­альным же препятствием для участия различных сил в пре­зидентских выборах является, в частности, отсутствие мно­гопартийной системы.[1]

В США, западноевропейских и большинстве латиноаме­риканских стран прямые президентские выборы превраща­ются в очередное состязание ведущих партий за голоса изби­рателей. В итоге побеждает тот кандидат, который, по мне­нию большинства избирателей, предложил более привлека­тельную политическую программу и как личность больше, чем его соперники, подходит для выполнения обязанностей президента. В то же время во многих азиатских и особенно африканских странах, где до сих пор господствует однопар­тийная система, у кандидатов оппозиции практически нет шансов победить на президентских выборах. При этом в ряде африканских стран выборы официально проводятся на без­альтернативной основе, и единственным кандидатом на этих выборах фигурирует, как правило, находящийся у власти президент, являющийся одновременно главой правящей пар­тии. Так проходили, по крайней мере до недавнего времени, президентские выборы в Кении, Анголе, Мозамбике, Конго и некоторых других странах африканского континента. На­пример, президент Алжира Ш. Бенджедид был единственным кандидатом на президентских выборах 1979, 1984 и 1988 гг. Аналогичный характер имеют и президентские выборы, ко­торые внешне проходят в такой демократичной форме, как всенародный референдум.

В тех же африканских странах, где в последние годы президентские выборы стали проходить на многопартийной основе, оппозиционные силы находятся далеко не в равном положении с правящей партией. Например, в Кении в нача­ле 1993 года состоялись первые за последние 26 лет президентские  выборы на многопартийной основе. Основными соперниками на этих выборах были лидер правящей партии Африканский национальный союз, президент Д.А. Мои, ко­торый правит этой страной на протяжении 14 лет, и один из лидеров оппозиции К. Мотива. В ходе этих выборов канди­датам оппозиции чинились всяческие препятствия: им за­прещали выступать на массовых митингах в ключевых рай­онах страны, против них были мобилизованы контролируе­мые правительством средства массовой информации, а мно­гие из них подверглись физическим нападениям.

В итоге, согласно официальным результатам, прези­дент Мои получил на 550 тыс. голосов больше, чем его ос­новной соперник, и в очередной раз был переизбран прези­дентом.

В другой африканской стране - Нигерии - в 1993 году также состоялись президентские выборы, в которых сопер­ничали между собой кандидаты от разных партий. Когда же один из них победил, правящий президент И. Бабангида добился от Верховного суда решения об аннулировании ре­зультатов этих выборов. Правда, через некоторое время он все же ушел в отставку, но пост главы государства занял другой представитель правящей верхушки, а не победитель на президентских выборах.

Большинство кандидатов на президентских выборах в различных странах являются или лидерами партий, или их представителями. Именно они располагают самыми реаль­ными шансами победить на выборах, поскольку ведущие партии оказывают доминирующее влияние на избирателей.

В США кандидат от любой, даже самой немного­численной, партии или же независимый кандидат для уча­стия в президентских выборах должны зарегистрировать­ся. В силу федеративного устройства государства регист­рация кандидатов в президенты США происходит на уров­не властей штатов. При этом в одних штатах кандидат должен представить соответствующую петицию, подпи­санную определенным количеством местных избирателей. Например, в южном и весьма консервативном штате Джорджия любой, кто хочет внести свою фамилию в из­бирательный бюллетень на президентских выборах, дол­жен собрать подписи 40 тыс. избирателей этого штата. В других же штатах требуется меньше подписей под пети­цией. Есть в США и такие штаты, где в избирательные бюллетени без всяких петиций вносятся те кандидаты, ко­торые, по мнению властей, имеют широкую известность и поддержку в стране.

Закономерно, что таковыми оказываются прежде всего кандидаты двух ведущих партий в США - республиканской и демократической. Впрочем, все эти процедуры не явля­ются непреодолимым препятствием для тех кандидатов в президенты, которые баллотируются не от ведущих партий.[2]

В  ряде  европейских  стран также  предусмотрено самовыдвижение кандидатов. Так, в Польше достаточно собрать под соответствующей петицией 100 тыс. подписей из­бирателей, чтобы быть зарегистрированным официальным кандидатом в президенты.

В последние годы в некоторых латиноамериканских: странах буквально накануне президентских выборов создавались новые партии или реанимировались старые специально для того, чтобы их кандидаты могли завоевать пост президента.

В Перу за год до президентских выборов была создана совершенно новая коалиция "Перемена-90", и в 1990 году ее лидер А. Фухимори неожиданно для многих выиграл президентские, выборы.

Во многих странах всеобщие и прямые президентские выборы могут проводиться в один и в два тура. Для того чтобы, быть избранным президентом после первого тура в Австрии и Финляндии, кандидату достаточно набрать более половины голосов всех участвовавших в голосовании изби­рателей, а во Франции требуется абсолютное большинство поданных голосов. Если же ни один из кандидатов не полу­чает предусмотренного Основным законом числа голосов в первом туре, то тогда проводится второй тур президентских выборов, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Победитель вто­рого тура и становится президентом страны.

Особенно часто президентские выборы в два тура проходят в странах с множеством партий. Так, в Гватемале, где легально действует 8 партий, на президентских выборах 1988 года было зарегистрировано 12 кандидатов, и ни один из них не набрал нужного количества голосов в первом ту­ре в ноябре 1988 года.

В некоторых странах (Боливии, Чили и др.) во втором туре президента избирают не на всеобщих выборах, а лишь путем голосования в парламенте.

В то же время в США президентские выборы в подав­ляющем большинстве случаев проводятся в один тур, так как там действует мажоритарная избирательная система относительного большинства. Победителем оказывается тот, кто получил наибольшее по сравнению с другими кан­дидатами число голосов избирателей, а также наибольшее число выборщиков. Дело в том, что в США проводятся все­общие, но не прямые президентские выборы. Это означает, что в день выборов избиратели голосуют по штатам за кан­дидатов в президенты и вице-президенты и за выборщиков, избираемых от каждого штата в количестве, соответствую­щем числу представителей этого штата в обеих палатах Конгресса США.

Что касается распространенной во многих европейских странах процедуры избрания президента депутатами парла­мента, то она более или менее одинакова везде. Например, в Италии президент избирается на совместном заседании обеих палат парламенту.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты