В ФРГ для избрания президента созывается Федеральное собрание.[3]
В Венгрии в голосовании на выборах президента принимают участие только члены Государственного собрания. В Конституции определено, что "на основе первого голосования избранным на Пост Президента республики считается кандидат, набравший две трети голосов депутатов" (ст.29Б.2).
Как видно, повсеместно конституционные нормы, регулирующие порядок избрания президента парламентом, допускают несколько туров голосования. Число таких туров в Италии или Венгрии конституционно не ограничивается. В то же время Конституция Греции, имея в виду возможный парламентский тупик на выборах президента, предусматривает, что если в третьем туре голосования ни один кандидат не получает квалифицированного большинства голосов, то Палата депутатов, полномочная избирать президента страны, автоматически распускается и назначаются новые парламентские выборы.
В федеративных азиатских государствах, где президента избирают не на прямых президентских выборах, а через парламент, такие выборы проходят с участием представителей законодательных собраний всех штатов (в Индии) или всех провинций (в Пакистане).
В Индонезии введен специфический конституционный механизм избрания президента. Его выбирают на заседании Национального консультативного конгресса, который собирается раз в 5 лет специально для избрания президента и вице-президента.
Важным элементом систем президентских выборов является продолжительность срока, на который избирается президент. В разных странах предусмотрены различные сроки полномочий главы государства.
Впервые, ограничение срока полномочий президента было введено в Конституцию США в 1787 году.
В Конституции США был закреплен еще один важный республиканский принцип: президент имеет право на переизбрание, но не больше чем еще на один срок.
Так, согласно Конституции Швейцарии, исполнительную власть в этом государстве осуществляет коллегиальный орган — Федеральный совет, из состава которого парламент ежегодно выбирает на 1 год главу государства и правительства - президента Швейцарской Конфедерации.
Не менее уникальным для современной эпохи является конституционно оформленное пожизненное президентство. На сегодняшний день только в одной стране мира Основной закон предусматривает такую норму. Это — африканское государство Малави, глава которого Х.К. Банда занял пост президента в 1966 году.
Однако и в сегодняшнем мире немало президентов, которые, если не пожизненно, то по крайней мере в течение десятилетий, правят своими странами. Так, фактически пожизненным президентом стал глава СФРЮ И.Б. Тито.
Как показывает политическая практика, во многих странах Азии и Африки конституционное определение срока президентства не сопровождается ограничением количества допустимых сроков пребывания у власти.
В США лишь один президент - Ф. Рузвельт переизбирался на свой пост три раза.
В Аргентине, Мексике, Бразилии, Боливии, Чили, Коста-Рике, Ливане президент избирается на один срок и не имеет права на переизбрание.[4]
Конституции практически всех стран требуют, чтобы кандидат в президенты в обязательном порядке был гражданином своей страны. При этом в некоторых странах обязателен тот или иной ценз оседлости. Так, кандидат в президенты США должен проживать на территории страны не менее 14 лет. Однако в соседней с США Мексике для кандидата в президенты требуется всего лишь проживание в стране в течение одного года, предшествующего дню выборов. В Монголии кандидат в президенты также должен проживать в своей стране. В то же время в Польше на президентских выборах 1990 года был официально зарегистрирован и участвовал в качестве одного из кандидатов проживавший в Канаде С. Тыминьский, который одновременно был гражданином Канады, Польши и Перу.
В некоторых странах для кандидатов в президенты введен национально-этнический ценз.
В отдельных странах Азии и Африки официальный или неофициальный национально-этнический ценз для кандидатов в президенты совмещается с территориально-региональным цензом.
Среди требований, предъявляемых к кандидатам в президенты за рубежом, немаловажную роль играет их принадлежность к религии. В большинстве стран Запада и Востока президенты — верующие люди. В США, например, почти все президенты принадлежали к тому или иному направлению протестантизма. Единственным исключением стал 35-й президент США Дж. Кеннеди, который был католиком, и для него приверженность своей религии стала одним из главных препятствий на пути в Белый дом.
В конституциях ряда стран закреплена норма, согласно которой кандидаты в президенты должны обладать пассивным или активным избирательным правом. Так, в ФРГ кандидат в президенты должен обладать правом избрания в нижнюю палату германского парламента – бундестаг.
Во многих странах кандидаты в президенты не должны состоять на действительной военной службе. Другими словами, глава государства должен быть гражданским лицом.
И, наконец, во многих странах для кандидатов в президенты установлен тот или иной возрастной ценз. Наиболее распространенной является норма, согласно которой президентом можно стать по достижении 35-летнего возраста. Такой возрастной ценз для главы государства установлен в США, Мексике, Австрии, Венгрии, Португалии, Ирландии, Исландии, Индии. Для президентов ФРГ и Греции этот возрастной порог выше и составляет 40 лет. В Монголии президентом можно стать лишь в 45 лет, а кандидату на пост главы итальянского государства должно быть не менее 50 лет.
В Индии вообще принято избирать на пост главы государства пожилых, заслуженных и авторитетных людей. Правда, при этом надо учитывать, что объем полномочий и степень нагрузки президента Индии значительно меньше, чем у главы государства при президентской системе правления, когда президент является одновременно и главой государства, и главой правительств.[5]
Г л а в а 3. Россия как полупрезидентская республика.
Президент как государственный институт занимает особое, специфическое положение, охватывая своей деятельностью весь широкий круг вопросов государственного значения. Его особое положение отражено и в структуре Конституции, в которой описание системы государственных органов начинается с главы о Президенте.
По классификации в науке конституционного права в Российской Федерации существует модель полупрезидентской или смешанной формы правления, то есть сочетающей в себе признаки президентской и парламентарной республик. Данную модель иногда называют французской, поскольку именно такая форма правления была инсценирована в 1958 г. генералом де Голлем.
Если проанализировать драматическую историю появления нынешней конституции РФ, то можно вспомнить. Что с 1990 г. разрабатывались разные проекты, которые предусматривали как парламентарную, так и президентскую республики. Но в конце концов выбор пал на смешанную форму. Это не историческая случайность, если учесть. Что многие другие государства Европы тоже приняли конституцию. Это Португалия, Болгария, Хорватия, Молдавия.[1] Н.А. Сахаров пишет, что «в любом случае правительство при полупрезидентской системе правления обладает большой независимостью от президента, поскольку опирается на парламентское большинство». В итоге премьер оппозиционной президенту партии не подчинен президенту, и главе государства может оказаться в роли «генерала без армии».[2]
Президент является гарантом Конституции РФ.
На Президента возложена функция гаранта прав и свобод человека и гражданина. Эту функцию он реализует в своей личной деятельности, изданием указов и внесением в Государственную Думу законопроектов в порядке законодательной инициативы.
Президент призван принимать необходимые меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности.
Особенность статуса Президента России заключается в том, что он не отнесен Конституцией ни к одной из ветвей власти. Поэтому, говоря о несовершенстве действующей Конституции, многие исследователи приводят в качестве аргумента то, что Президент выведен за рамки разделения властей, он возвышается над всеми ветвями государственной власти, и тем самым придается легитимность его всевластию. [3]
Президент располагает конкретными средствами для разрешения конфликтов и разногласий между государственными органами.
Он играет роль арбитра, он выступает не как одна из сторон конфликта, а как общенациональный авторитет.
Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
В политических отношениях Президент может выступать в разных качествах. При заключении договора между федеральным органом государственной власти и органом власти субъекта федерации, а также в ряде других внутрифедеральных отношений он выступает от имени федеральных органов.
Президент РФ обладает неприкосновенностью (ст.91). Во время исполнения им своих полномочий никто не имеет права применить против него физическое или психическое насилие, задержать его, обыскать, арестовать, допросить, привлечь к любому виду ответственности, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля. Наконец, он не может быть ни свергнут, ни отстранен от исполнения обязанностей (согласно ст. 278 УК РФ попытка насильственного захвата власти является преступлением). В отличие от депутатов, лишение Президента неприкосновенности не предусмотрено. [4]
В Конституции указаны 3 случая законного досрочного прекращения исполнения полномочий Президента.
1. Отставка, под которой понимается добровольный уход с поста с подписанием заявления, извещающего об оставлении должности.
2. Прекращение исполнения полномочий по состоянию здоровья.
3. В Конституции описана и процедура отрешения. Для ее осуществления необходимо выполнение нескольких условий. Предложение о выдвижении обвинения вносится депутатами Государственной Думы, причем инициатива должна исходить не менее, чем от одной трети депутатов. Предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления, вменяемого в вину Президенту.
Во всех случаях неспособности Президента выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства (ст. 92, ч. 3).[5] Существуют некоторые ограничения его полномочий: он не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.
Президент обладает широкими полномочиями в области кадровой политики. Его участие в формировании государственных органов может проявляться по-разному.
Председатель Правительства назначается с согласия Государственной Думы.
Участие Президента в формировании Правительства выражается также в том, что он назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя и федеральных министров.
Решение об отставке Правительства Президент принимает единолично, без участия Государственной Думы.
В формировании состава Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также в назначении Генерального Прокурора РФ участвуют Президент и Совет Федерации. При этом Президент вносит предложения о соответствующих кандидатурах.
Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, т. к. по должности является Верховным Главнокомандующим. Он также назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Это право осуществляется после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания.
Президент принимает активное участие в законотворческом процессе. Прежде всего, он наделен правом законодательной инициативы.