Исполнительная власть и ее функции
Содержание
Введение
Раздел 1. Общетеоретические аспекты исполнительной власти
Раздел 2. Исполнительная власть в Украине
2.1 Деятельность органов исполнительной власти: общая характеристика содержания форм
2.2 Функции и компетенция органов исполнительной власти в Украине
Заключение
Литература
Введение
Актуальность работы. Взаимодействие ветвей государственной власти обеспечивает функционирование государственного механизма в целом, поскольку не дает возможности ни единой из ветвей власти узурпировать властные полномочия других и представляет собой систему сдержек и противовесов, с помощью которой государство организовывается и действует правовыми средствами, демократического государства.
Исполнительная власть играет важную роль среди органов государственной власти, осуществляет функцию государственного управления экономическим, социально-культурным и социально-политическим строительством.
Кроме правоприменительной, исполнительная власть выполняет также контрольную, правоохранительную и координирующую функции. В условиях многоукладности сферы управления все больше возрастает значение координирующей деятельности исполнительной власти, которая носит преимущественно корректирующий, регистрационный, надзорный и правоохранительный характер.
Исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью власти, но при выполнении своих функций тесно взаимодействует с законодательной и судебной ветвями власти. В отличие от законодательных и судебных органов, которые могут функционировать периодически (первые во время сессий, вторые при наличии преступлений), исполнительная власть действует постоянно, и её функционирование не может прекратиться ни на один день.
Исполнительная власть в Украине представляет собой целостный комплекс государственных органов, которые осуществляют властно- политические и властно-административные функции на центральном и местном уровнях, имеют общую отраслевую и локальную компетенцию. В систему исполнительной власти входят: Кабинет Министров Украины; Министерства, государственные комитеты и ведомства; Местные государственные администрации;
Высшим органом в системе органов исполнительной власти является Кабинет Министров Украины.
Данную проблематику исследовали следующие ученые: С.С. Алексеев, О.Ф. Скакун, В.Н. Хропанюк, В.М. Якушик и др.
Объектом данного исследования является исполнительная власть в системе разделения властей, её полномочия и функции.
Предметом исследования является: исполнительная власть как средство реализации законности в государстве и как гарант поддержания общественного порядка.
Целью данной курсовой работы является анализ общетеоретических аспектов исполнительной власти, а также место исполнительной власти в Украине.
В соответствии с целью исследования определяются следующие задачи:
¾ изучить общетеоретические аспекты исполнительной власти;
¾ рассмотреть деятельность органов исполнительной власти в Украине;
¾ рассмотреть функции органов исполнительной власти.
Метод исследования. В курсовой работе были использованы следующие методы: историко-правовой, системный, сравнительно-правовой, формально-логический и другие общенаучные и специальные методы исследования.
Структура работы. Курсовая работа включает введение, два раздела, основное содержание, подразделы, заключение, список использованных материалов и источников.
Общий объем курсовой работы составляет – 35 страниц, без литературы
Раздел 1. Общетеоретические аспекты исполнительной власти
Государственная исполнительная власть - это правоприменительная власть, представляющая собой систему государственных органов и учреждений, осуществляющих властно-политические и властно- административные функции. В соответствии с теорией разделения властей исполнительная власть осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность на основе и во исполнение нормативно-правовых актов законодательных органов[1].
Исполнительная власть в Украине представляет собой целостный комплекс государственных органов, которые осуществляют властно- политические и властно-административные функции на центральном и местном уровнях, имеют общую отраслевую и локальную компетенцию.
Органы исполнительной власти Украины в зависимости от территориального масштаба деятельности делятся на четыре группы:
¾ центральные;
¾ органы исполнительной власти Автономной Республики Крым;
¾ межтерриториальные;
¾ местные.
Центральными являются органы исполнительной власти, компетенция которых распространяется на всю территорию Украины. К ним относятся:
¾ Кабинет министров Украины;
¾ министерства (их 20);
¾ государственные комитеты (государственные службы, таких в Украине 13);
¾ центральные органы власти со специальным статусом (например, Служба безопасности Украины, Фонд государственного имущества Украины);
¾ Государственный комитет статистики Украины и другие (всего их 28).
Органы исполнительной власти Автономной Республики Крым выделяются в отдельную группу, и не входят в структуру местных органов исполнительной власти.
Межтерриториальные органы охватывают своей деятельностью часть территории Украины, территорию нескольких административно- территориальных единиц или территорию, границы которой не зависят от административно-территориального деления Украины. К таким органам можно отнести:
¾ воинские подразделения;
¾ таможни;
¾ управления железных дорог и т. д.
К местным органам исполнительной власти относятся те, компетенция которых распространяется на определенную административно-территориальную единицу (области, города, района). Это местные государственные администрации, местные органы министерств и других центральных органов исполнительной власти. Например: Симферопольская районная государственная администрация, Главное управление внутренних дел Украины в Автономной Республике Крым и др.
Низовым звеном системы государственной исполнительной власти является администрация предприятий, учреждений, организаций.
Возглавляет государственную исполнительную власть Президент Украины.
В отличие от законодательной власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная (административная) власть имеет по своей сути вторичный, производный характер. Это, кстати, вытекает из этимологии понятия «администрация» («ad-ministrare» - «служить для»; «ministrare» - глагол, производный от «ministris» - «слуга», формы родительного падежа от основы «minus» - «минус»). Корень «минус» свидетельствует, что администрация всегда находится в подчиненном положении, над ней есть некто, кому принадлежит впасть. Задачи администрации остаются неизменными по своей природе и состоят в исполнении поручений, данных ей носителями власти, и в разрешении сообразно с этим частных вопросов[2].
Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить, направлены на исполнение закона. Отсюда их название - исполнительные.
Существенные признаки исполнительной власти - это ее универсальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории государства. Этим они отличаются и от законодательных, и от судебных органов. Другой признак означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила в лице ее чиновников, армии, администрации, судей. Среди этой силы особая роль принадлежит вооруженным формированиям: армии, органам безопасности, милиции (полиции).
Указанные признаки, и особенно предметный, «силовой» характер исполнительной власти, составляют объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти именно исполнительными органами. Здесь чрезвычайно важны действенные механизмы сдержек и противовесов, эффективные рычаги политической ответственности как со стороны законодательной власти (через развитое законодательство - правовые законы), так и со стороны судебной власти (через судебный контроль и конституционный надзор).
Таким образом, государственная исполнительная власть — это организация государственно-властной, исполнительно-распорядительной, подзаконной деятельности специально созданным аппаратом для практического осуществления задач и функций государства в экономической, социально-культурной и административно-политической жизни.
Государственная исполнительная власть построена на определённых принципах — научно обоснованных и сформулированных идеях, положениях, которые определяют характер деятельности её органов. Такими принципами являются: приоритет прав гражданина, человека, демократизм, законность, равноправие всех национальностей, участие граждан Украины в управлении, гласность.
Раздел 2. Исполнительная власть в Украине
2.1 Деятельность органов исполнительной власти: общая характеристика содержания норм
В соответствии со ст. 113 Конституции Украины, высшим органом в системе органов исполнительной власти является Кабинет Министров Украины, который является правительством Украины.
Правительство - это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (т.е. административной) деятельностью в стране[3].
В своей деятельности Кабинет Министров руководствуется Конституцией, законами Украины, постановлениями Верховной Рады, указами и распоряжениями Президента Украины, программой деятельности Правительства, утверждённой Верховной Радой Украины. Согласно Конституции Украины Кабинет Министров является высшим органом исполнительной власти.
В состав Кабинета Министров входят премьер-министр, возглавляющий правительство, Первый вице-премьер министр, три вице-премьер министра Украины. Член кабинета Министров назначаются Президентом Украины по представлению Премьер-министра Украины. Члены Кабинета министров, а также руководители центральных и местных органов государственной исполнительной власти не имеют права совмещать свою служебную деятельность с иной работой, кроме преподавательской, научной и творческой во внерабочее время.
Кабинет Министров ответственен перед Президентом Украины, подконтролен и подотчётен Верховной Раде, которая может объявить вотум недоверия всему Правительству или отдельным его членам, что ведёт за собой их отставку. Отставка Президента ведёт и к отставке всего Кабинета Министров[4].
Премьер-министр Украины назначается Президентом Украины с согласия Верховной Рады. Премьер-министр Украины организует и координирует работу Правительства, действуя в рамках, обозначенных Конституцией и законами Украины. Он определяет приоритетные направления деятельности Кабинета Министров Украины в реализации правительством конституционных полномочий. К полномочиям Премьер-министра относятся:
а) руководство Кабинетом Министров Украины и его заседаниями;
б) распределение обязанностей между Первым вице-премьер-министром и вице-премьер-министрами