Исполнительная власть выполняет правоприменительную, контрольную, правоохранительную и координирующую функции. Правоприменительная деятельность исполнительной власти заключается в разработке и фактическом осуществлении мер, направленных на исполнение законов. Правоохранительная функция исполнительной власти обеспечивает ход реализаций правоприменительной деятельности и должное поведение всех участников данного процесса. Контрольная функция проявляется в обеспечении налоговой и таможенной политики государства, надзоре за функционированием объектов управления. В условиях многоукладности сферы управления все больше возрастает значение координирующей деятельности исполнительной власти, которая носит преимущественно корректирующий, регистрационный, надзорный и правоохранительный характер[20].
Исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью власти, но при выполнении своих функций тесно взаимодействует с законодательной и судебной ветвями власти. В отличие от законодательных и судебных органов, которые могу функционировать периодически (первые во время сессий, вторые при наличии преступлений), исполнительная власть действует постоянно, и её функционирование не может прекратиться ни на один день.
Компетенция исполнительной власти охватывает практически все сферы общественной жизни - экономику, науку, культуру, образование, охрану здоровья, социальную сферу, национальную безопасность и общественный порядок, оборону. и внешние отношения. Назначением исполнительной власти является: исполнение решений, принятых непосредственно народом или законодательным органом власти; определение и осуществление программ развития общества; управление отраслями общественного хозяйства: обеспечение общественного порядка, стабильности и безопасности в обществе; защита прав и свобод граждан.
В зависимости от объема, характера компетенции органы исполнительнойвласти делятся на:
¾ Органы общей компетенции - органы, которые в пределах подведомственной территории осуществляют государственное управление;
¾ Органы отраслевой компетенции реализуют государственную политику в соответствующей отрасли;
¾ Органы специальной (функциональной) компетенции – реализуют государственную политику в определенной сфере, решают вопросы, имеющие общий характер для всех или большинства отраслей хозяйства;
¾ Органы предметной компетенции - администрации государственныхпредприятий учреждений, руководящие деятельностью соответствующих предприятий, учреждений.
Рассмотрим функции и компетенцию исполнительной власти.
Согласно действующей Конституции Украины Кабинет Министров имеет значительно больший круг полномочий, чем раньше. В частности, он выполняет такие функции, как исполнительная, бюджетно-финансовая, государственного программирования развития Украины, организационную, управления государственной собственностью и др. В соответствии с этими функциями Кабинет Министров имеет следующие полномочия:
¾ обеспечивает осуществление внутренней и внешней политики;
¾ принимает меры к обеспечению государственного суверенитета, национальной безопасности и обороноспособности Украины, её территориальной целостности и экономической самостоятельности:
¾ принимает меры к обеспечению прав и свобод граждан, законности и правопорядка, борьбы с преступностью, охраны прав собственности;
¾ разрабатывает и осуществляет государственные программы социально-экономического развития Украины;
¾ занимается вопросами ценообразования, финансов, заработной платы;
¾ составляет проект Государственного бюджета и отвечает за его выполнение;
¾ осуществляет социальную политику в области образования, науки, культуры и охраны здоровья;
¾ управляет имуществом, которое является государственной собственностью, обеспечивает равные условия развития всех форм собственности;
¾ отвечает за состояние окружающей природной среды, экологическую безопасность и рациональное природопользование;
¾ направляет и координирует работу министерств, других подчиненных ему центральных и местных органов исполнительной власти.
Кабинет Министров Украины в пределах своей компетенции издаёт постановления и распоряжения - правовые акты, обязательные для исполнения на всей территории Украины. Акты Кабинета Министров подписывает премьер-министр Украины.
В соответствии с «Общим положением о министерстве, другом центральном органе государственной исполнительной власти», утвержденном Указом Президента Украины от 12 марта 1996 года, основными функциями министерства Украины, как центрального органа государственной исполнительной власти являются[21]:
¾ обеспечение проведения в жизнь государственной политики в соответствующих сферах, (отраслях);
¾ координация деятельности предприятий и организаций соответствующей отрасли;
¾ обеспечение государственной поддержки в решении ими задач по удовлетворению потребностей населения;
¾ разработка и обоснование проектов целевых государственных программ;
¾ формирование в размещение государственного заказа;
¾ обеспечение формирования в пределах отрасли единого подхода к экономическим и техническим требованиям и стандартам на продукцию, работы и услуги;
¾ содействие предприятиям и организациям в вопросах установлениям стабилизации хозяйственных связей, в т.ч. внешнеэкономических;
¾ осуществление контрольных функций за деятельностью предприятий и организаций;
¾ обеспечение в рамках своих полномочий функции управления имуществом предприятий, относящихся к сфере управления министерства;
¾ составление макро экономических и межотраслевых балансов; разработка предложений об определении приоритетных направлений развития экономики;
¾ принятие мер, направленных на усовершенствование внешнеполитической деятельности, защиту интересов украинских товаропроизводителей на внешнем рынке и развитие внутреннего рынка.
Министерство обобщает практику применения законодательства по вопросам, принадлежащим к его компетенции, разрабатывает предложения об совершенствовании законодательства и в установленном порядке вносит их на рассмотрение Президенту Украины, Кабинету Министров Украины. В рамках своих полномочий министерство организует исполнение актов законодательства, осуществляет систематический контроль за их реализацией[22].
Министерство принимает участие в подготовке международных договоров Украины, заключает международные договоры межведомственного характера, принимает участие в формировании и реализации антимонопольной политики, осуществляет иные функции, которые вытекают из возложенных на него задач.
Заключение
Итак, мы видим, что в настоящее время в Украине существует и функционирует довольно-таки сложная система исполнительной власти. Нельзя забывать о том, что, прежде всего она является подсистемой государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как единого целого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицей рассматриваемой системы.
Он имеет сложное структурное внутреннее строение и включает структурные подразделения аппаратного назначения, не имеющие властных полномочий, а иногда и самостоятельные органы (конструкции органа в органе), состав служащих государственной службы как специального института государственной власти.
Особенное внимание следует уделить рациональному выполнению исполнительно-распорядительных функций, исключению при этом дублирования и несогласованности, обеспечению постоянного контроля за исполнением правительственных решений, повышению персональной ответственности государственных служащих любого ранга за выполнение принятых решений.
Исполнительная власть, согласно Конституции Украины, является самостоятельной ветвью государственной власти, основное назначение которой - организация исполнения актов законодательной власти и других нормативных актов.
Механизм исполнительной власти включает всю систему органов государственной власти, призванную обеспечивать ее фактическую и юридическую реализацию на всей территории Украины. Высшим органом исполнительной власти является Кабинет Министров Украины.
Государственное управление, под которым понимается специфический вид государственной деятельности (исполнительно-распорядительная деятельность), отличный от ее других проявлений (законодательной, судебной), не противопоставляется исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой власти. Их взаимосвязь заключается в том, что государственное управление представляет собой вид деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть. Следовательно, правомерен вывод о том, что понятие государственное управление более широкое, чем понятие исполнительная власть, и последняя является его производной.
От исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят, в частности, темпы социально-экономических преобразований в государстве.
Литература
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Украины от 28 июня 1996 года // Ведомости Верховной Рады Украины. – 1996. - № 30. – Ст. 141.
2. Закон Украины от 12 марта 1996 года «Общие положения о министерстве, другом центральном органе государственной исполнительной власти», утвержденный Указом Президента Украины // Ведомости Верховной Рады Украины. – 1996. - № 179. – Ст. 96.
3. Закон Украины от 29 мая 2001 года «Об очередных мерах по дальнейшему осуществлению административной реформы в Украине» утвержденный Указом Президента // Ведомости Верховной Рады Украины. – 2001. - № 345.
4. Закон Украины от 9 апреля 1999 года «О местных государственных администрациях» // Ведомости Верховной Рады Украины. – 1999. - № 20-21. - Ст. 190.
5. Закон Украины от 21 мая 1997 года «О местном самоуправлении» // Ведомости Верховной Рады Украины. – 1997. - № 24. – Ст. 170.
6. Закон Украины от 17 декабря 1992 года «О Представительстве Президента Украины в Автономной республике Крым» // Ведомости Верховной Рады Украины. – 2000. - № 21. – Ст. 158.
7. Закон Украины от 25 июня 1991 года «О системе налогообложения» // Ведомости Верховной Рады Украины. – 1991. - № 39. – Ст. 510.
Специальная литература
8. Коментар до Коституції України. К., Інститут законодавства Верховної Ради України. 1996. – 216 с.
9. Касынюк Л.А. «Основы Конституционного права Украины». - Харьков, ООО «Одиссей», 2006. – 623 с.
10. Скакун О.Ф., Подберезский М.К. Теория государства и права. - Харьков, 2007. – 839 с.
11. Копейчиков В.В. Основи конституційного права України. - К.: Юринком Інтер, 2003. – 712 с.
12. Основы государства и права. Учебное пособие / Под ред. Васильева А.С., Орзих М.Ф., Михалев В.А. - Одесса, 2005. – 628 с.
13. Орзих М.Ф. Конституционное право Украины (учебно-методическое пособие). – Одесса: Изд-во 2006. – 610 с.
14. Тодоров И.Я., Чередниченко Э.А. Основы государства и права. - Донецк: Парус, 2006. – 582 с.
15. Фрицький О.Ф. Конституционное право Украины. - К.: Изд-во 2006. – 334 с.
16. Правоведение. Учебник / Под ред. В.В. Копейчикова. – К.: Парус, 2002. – 562 с.
17. Конституционное право Украины / Под ред. В.Ф. Погорилко.- К.: Юринком Інтер, 2003. – 673 с.
18. Копейчиков В.В. Основи конституційного права України. - К.: Юринком Інтер, 2007. – 642 с.
19. Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. - М.: Пул, 1992. – 714 с.
20. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2001. – 856 с.
21. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Юриспруденция, 2000. – 786 с.
22. Основы государства и права: Учеб. пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. О.Е. Кутафина. – М.: Юристъ, 2000. – 694 с.
23. Вельский К. С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. – 1991. - № 5. – С. 12 – 17.
24. Воронянский А.В., Борисов Г.В., Зайончковский Ю.В. Основы правоведения: учебное пособие. – Х.: Парус, 2007 – 623 с.
25. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 782 с.
26. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Спартак, 2000. – 812 с.
27. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник. – М.: Норма, 2000. – 615 с.
[1] Скакун О.Ф., Подберезский М.К. Теория государства и права – Х.: Юринком Iнтер, 2007. – С. 255.
[2] Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — М.: Юристъ, 2001. — С. 208.
[3] Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – С. 156.
[4] Касынюк Л.А. Основы Конституционного права Украины. - Харьков, ООО «Одиссей» - С. 174.
[5] Ведомости Верховной Рады Украины. – 1996. - № 30. – Ст. 141.
[6] Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Спартак, 2000. – С. 218.
[7] Скакун О.Ф., Подберезский М.К. Теория государства и права. - Харьков, 2007. – С. 224.
[8] Скакун О.Ф., Подберезский М.К. Теория государства и права. - Харьков, 2007. – С. 214.
[9] Воронянский А.В., Борисов Г.В., Зайончковский Ю.В. Основы правоведения: учебное пособие. – Х.: Парус, 2007 – С. 187.
[10] Ведомости Верховной Рады Украины. – 1999. - № 20 - 21. – Ст. 190.
[11] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник. – М.: Норма, 2000. – С. 195.
[12] Вельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. – 1991. - № 5. – С. 146.
[13] Основы государства и права. Учебное пособие / Под ред. А.С. Васильева, М.Ф. Орзих, В.А. Михалев. - Одесса, 2005. – С. 234.
[14] Копейчиков В.В. Основы конституционного права Украины. - К.: Юринком Интер, 2007. – С. 202.
[15] Ведомости Верховной Рады Украины. – 1997. – № 24. – Ст. 170.
[16] Ведомости Верховной Рады Украины. – 2000. - № 21. – Ст. 158
[17] Ведомости Верховной Рады Украины. – 2000. - № 21. - Ст. 158.
[18] Ведомости Верховной Рады Украины. – 1991. - № 39. – Ст. 510.
[19]Копейчиков В.В. Основи констітуцiйного права України. - К.: Юринком Інтер, 2007. – С. 247.
[20] Вельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. – 1991. - № 5. – С. 278.
[21] Ведомости Верховной Рады Украины. – 1996. - № 179. – Ст. 96.
[22] Воронянский А.В., Борисов Г.В., Зайончковский Ю.В. Основы правоведения: учебное пособие. – Х.: Парус, 2007. – С. 345.