Председатели областных, районных государственных администраций имеют право совещательного голоса на заседаниях соответственно областных и районных советов. Председатели местных и государственных администраций ежегодно отчитываются перед соответствующими советами по вопросам исполнения бюджета, программ социально-экономического и культурного развития территорий о делегированных полномочиях.
Местные государственные администрации не имеют право решать вопросы, относящиеся к ведению органов местного самоуправления. Но определенные полномочия исполнительной власти могут предоставляться законом органами местного самоуправления. По вопросам осуществления делегированных полномочий органы местного самоуправления подконтрольны соответствующим государственным администрациям.
Местные государственные администрации осуществляют функцию управления имуществом предприятий, учреждений и организаций, которые относятся к сфере их управления, но не вмешиваются в их хозяйственную деятельность.
Государственная администрация в процессе исполнения своих полномочий координирует свою деятельность с органами прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности, государственной контрольно- ревизионной службы и другими контролирующими органами.
В свою очередь, органы управления предприятий, учреждений и организации должны содействовать государственной администрации в исполнении ею своих полномочий по социально-экономическому развитию соответствующих территорий и соответствующих отраслей хозяйства, вместе с ней осуществлять программы защиты окружающей природной среды, совместно принимать меры по обеспечению бесперебойной работы в случаях стихийных бедствий, аварий, катастроф, координировать работу, связанную с соблюдением общественного порядка.
Исполнительная власть в Автономной республике Крым имеет свои особенности.
Во-первых, поскольку, АРК - не область, то и областной государственной администрации в ней нет, а деятельность районных государственных администраций заправляет и контролирует Совет Министров АРК.
Во-вторых, районные государственные администрации в Автономной Республике Крым, кроме задач, предусмотренных для подобных администрации в областях.
Обеспечивают также исполнение Конституции Автономной Республики Крым, нормативно — правовых основ Верховной Рады АРК решения Совета министров Автономной Республики Крым. Совет министров автономной Республики Крым имеет право отменять распоряжения председателей соответствующих районных государственных администраций, противоречащих Конституции, законам Украины, иным актам законодательства Украины, а также нормативно-правовыми актами Верховной рады Автономной Республики Крым.
Органом государственной власти в Автономной Республике Крым являются Представительство Президента Украины. Представительство Президента в Автономной республики Крым введено в соответствие с Законом Украины от 17 декабря 1992 года «О Представительстве президента Украины в Автономной республике Крым», правовой статус его регулируется также Конституцией Украины и Положением от 31 января 1996 года «О Представительстве Президента Украины в Автономной Республике Крым» представительство входит в систему органов государственной исполнительной власти. Оно подчиняется президенту Украины, а по вопросам, отнесенным к полномочиям Кабинета Министров, еще и кабинету Министров Украины[16].
Представительство в рамках своих полномочий обеспечивает реализацию на территории Автономной Республики Крым законодательства Украины, проводит государственную политику в определенных законодательством сферах, защищает интересы граждан.
Деятельность Представительства базируется на принципах законности, гласности, соединения общегосударственных и местных интересов, взаимодействия органов государственной исполнительной власти Украины с соответствующими органами Автономной Республики Крым.
Возглавляет правительство, осуществляет руководство его деятельностью, несет ответственность за исполнение возложенных на Представительство задач, постоянный представитель Президента Украины в Автономной Республике Крым.
Постоянный Представитель, его первый заместитель и заместитель назначается на должность и освобождается от должности Президентом Украины на срок его полномочий. По своему статусу постоянный Представитель приравнивается к руководителю центрального органа государственной исполнительной власти. Закон предусматривает ряд условий к кандидату на должность Постоянного Представителя Президента Украины в Крыму. Он не может быть: народным депутатом; членом политических партий; заниматься предпринимательской деятельностью; занимать руководящие должности в других объединениях граждан и т.д.
Постоянный Представитель не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, которая налагается в судебном порядке, без согласия Президента Украины.
Основными задачами представительства Президента в Крыму являются:
¾ обеспечение проведения в жизнь Конституции и законов Украины по вопросам, которые относятся к ведению Президента Украины как главы государства;
¾ обеспечение взаимодействия органов государственной исполнительной; власти Украины с соответствующими органами автономии;
¾ представление Президента Украины в Верховной Раде и правительстве автономии;
¾ участие в заседаниях правительства автономии с правом совещательного голоса;
¾ осуществление предусмотренных законодательством полномочий по обеспечению прав и свобод граждан Украины, государственного суверенитета Украины;
¾ осуществление контроля за соблюдением законодательства Украины, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений правительства Украины районными государственными администрациями, органами местного самоуправления по вопросам делегированных им полномочий исполнительной власти, предприятиями, организациями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности;
¾ осуществление других функций, предусмотренных законодательными актами, указами и распоряжениями Президента Украины, постановлениями Кабинета Министров.
Постоянный Представитель в рамках своих полномочий издает распоряжения, которые являются обязательными для исполнения органами государственной исполнительной власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности[17].
Представительство является юридическим лицом, имеет свою печать с изображением Государственного герба Украины и своим названием, счета в учреждениях банков Украины. Распоряжения Постоянного Представителя, которые не соответствуют законодательству Украины, указам Президента Украины, отменяются Президентом.
Перед Кабинетом Министров Украины и Президентом ответственен также Совет министров Крыма, являющийся правительством АРК. Этот орган интегрирован в систему исполнительной власти Украины, о чем свидетельствует ряд фактов. Во-первых, Председатель Совета министров АРК назначается на должность и освобождается от должности Верховной Радой АРК по соглашению с Президентом Украины. Во-вторых, Президент Украины может отменить не только акты Кабинета Министров Украины, но и акты Совета Министров Автономной республики Крым.
В районах Автономной Республики Крым образуются районные госадминистрации, подчиняющиеся Правительству Автономной Республики Крым, Кабинету Министров и Президенту Украины.
Для наглядности практической деятельности органов исполнительной власти по государственному управлению, рассмотрим налоговую систему Украины и распределение государственного бюджета на 2009 год.
Налоговая система - это артерия государства, без которого оно не сможет осуществлять управление экономической, социальной, культурной политикой государства, а значит, государство просто может прекратить свое существование без нее.
Налоговая система Украины регулируется Законом Украины «О системе налогообложения» от 25 июня 1991 года. В данном законе закреплены принципы системы налогообложения, виды налогов, сборов и обязательных платежей, плательщиков налогов и т. д. За соблюдением Законодательства Украины, в налоговой системе, следит Государственная налоговая администрация Украины[18].
Существуют различные виды общегосударственных налогов, с помощью которых формируются государственный бюджет Украины и местные бюджеты, перечислим некоторые из них:
¾ НДС (налог на добавленную стоимость);
¾ налог на прибыль;
¾ государственная пошлина;
¾ плата за землю (рента);
¾ налог на доходы физических лиц;
¾ акцизный сбор;
¾ налог на промысел и др.
Таких и других налогов в государственный бюджет Украины на 2009 год включены 32 вида. Ожидаемая сумма от этих налогов составляет - 178 млрд. 654 млн. гривен, почти 80% всего бюджета государства.
Общая сумма планируемого бюджета на 2009 год составляет почти 239 млрд. гривен, из них более 10 млрд. гривен предназначены на содержание высших должностных лиц государства и чиновничьего аппарата. К примеру, на содержание Государственного управления делами, в том числе и Президента Украины его Секретариата в государственном бюджете заложено более полумиллиарда гривен. Содержание Верховной Рады Украины обойдется государству 740 млн. 848 тыс. гривен (без пункта на оздоровление депутатов). О состоянии здоровья народных избранников и чиновников позаботиться не забыли. На стационарное медицинское обслуживание народных депутатов Украины в бюджете страны заложено в общем фонде 91 млн. 296,5 тыс. гривен и в специальном фонде - 6 млн. 450 тыс. гривен. Кроме того, предусмотрено поликлинично-амбулаторное обслуживание народных депутатов Украины и руководящего состава органов государственной власти, на это запланировано более 80 млн. гривен и около полумиллиона гривен на повышение квалификации врачей, которые их обслуживают. Чтобы наши мужи не подцепили никакой эпидемии мы, налогоплательщики, предоставляем на Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в лечебно-оздоровительных учреждениях Государственного управления делами и на объектах органов государственной власти 7 млн. гривен. Кроме депутатов и чиновничьего аппарата не забыли и их детей, которым по Закону Украины «О государственном бюджете на 2009 год» предусмотрено оздоровление и отдых в оздоровительных лагерях и на это выделяется 7 млн. гривен. Итого, на лечебно-оздоровительные нужды мужей государственной власти, необходимо более 250 млн. гривен.
Органы исполнительной власти занимают ключевое место в структуре государственной власти, которые реализуют разработанные правительством и одобренные парламентом программы по всестороннему развитию страны.
Главной задачей органов исполнительной власти является рост таких макроэкономических показателей как - национальное богатство, валовой внутренний продукт, национальный доход, государственные и частные инвестиции и др. При профессионально разработанном государственном плане и существующем потенциале Украины вполне возможно достичь высоких показателей в экономике, а нам с вами желаю уметь правильно и осмысленно оценивать результаты деятельности исполнительной власти и оказывать доверие только тому правительству, которому под силу обеспечить рост и развитие государства, а также рост качества жизни его граждан[19].
2.2 Функции и компетенция органов исполнительной власти
Как отмечалось выше, исполнительная власть играет важную роль среди органов государственной власти, осуществляют функцию государственного управления экономическим, социально-культурным и социально-политическим строительством в государстве.