Классификация прав потребителей и их защита

Таким образом, на сегодняшний день основным государственным органом в области защиты прав потребителей является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее, если не оговорено особо, - Служба), которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Функции и полномочия Службы определены постановлениями Правительства РФ от 06.04.2004 № 154 "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"[93] и от 30.06.2004 № 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека". [94]

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 № 154 "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", основными функциями Службы являются:

а) организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, а также надзора на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей;

б) предупреждение, обнаружение, а также пресечение нарушений законодательства РФ в установленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в КоАП;

в) осуществление лицензирования видов деятельности в соответствии с компетенцией Службы;

г) осуществление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

д) осуществление государственной регистрации представляющих потенциальную опасность для человека продукции, объектов;

е) осуществление санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

ж) организация и осуществление мер, направленных на выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека.

Помимо государственных органов, Закон наделил полномочиями по защите прав потребителей органы местного самоуправления и общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы).

Согласно ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"[95], под органами местного самоуправления понимают выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Прежде чем перейти к полномочиям органов местного самоуправления в области защиты прав потребителей, следует обратить внимание на то, что в главе IV Закона раскрывается компетенция в сфере защиты прав потребителей не только государственных органов и общественных объединений потребителей, но и органов местного самоуправления, поэтому название главы 1У Закона необходимо изложить в следующей редакции: "Глава 1У. Государственная, муниципальная и общественная защита прав потребителей". Кроме того, в абз.1 преамбулы Закона, где перечисляются права потребителей, слова "государственную и общественную защиту их интересов" необходимо заменить словами "государственную, муниципальную и общественную защиту их интересов".

Согласно ч.10 ст.44 Закона, на органы местного самоуправления возложены следующие полномочия в сфере защиты прав потребителей: рассмотрение жалоб потребителей, консультация их по вопросам защиты прав потребителей; анализ договоров, заключаемых продавцами (исполнителями, изготовителями) с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей; при выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительное извещение об этом федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг); в случаях выявления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, приостановление продажи товаров (выполнение работ, оказание услуг) до предоставления информации или прекращение продажи товаров (выполнение работ, оказание услуг); обращение в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

В соответствии с ч.2 ст.44 Закона, структуры по защите прав потребителей в муниципальных образованиях создаются органами местного самоуправления самостоятельно. Тем самым, Закон предоставляет право на усмотрение органов местного самоуправления создавать подразделения по защите прав потребителей. Безусловно, более успешно осуществляется деятельность по защите прав потребителей там, где органы местного самоуправления имеют самостоятельные подразделения, которые занимаются указанными вопросами. Однако во многих случаях функции по защите прав потребителей возлагаются на подразделения органов местного самоуправления, занимающихся вопросами торговли, бытового обслуживания, ценообразования, социально-экономическими и др. Привязка этих функций к отраслевым подразделениям не дает возможности органам местного самоуправления реализовать полноценный контроль за соблюдением Закона, затрудняет осуществление ими в полном объеме полномочий, предусмотренных ст.44 Закона. На основании изложенного и исходя из того, что органы местного самоуправления максимально приближены к населению и, следовательно, более доступны для потребителей по сравнению с другими органами, в функции которых входят вопросы защиты прав потребителей, предлагаем ч.2 ст.44 Закона изложить в следующей редакции: "Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления формируют структурные подразделения, деятельность которых направлена исключительно на защиту прав потребителей".

В основном работа органов местного самоуправления в области защиты прав потребителей направлена на рассмотрение обращений потребителей, проведение проверок хозяйствующих субъектов, а также принятие участия в целевых проверках государственных контролирующих органов. Кроме того, указанные органы уделяют значительное внимание анализу договоров, заключаемых с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей. В ряде случаев для восстановления нарушенных прав потребителей специалисты органов местного самоуправления вынуждены прибегать к судебной защите.

Согласно ст.5 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях"[96], под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

На основании ст.45 Закона, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) в случаях, предусмотренных уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов), вправе: участвовать в разработке требований к безопасности товаров (работ, услуг), а также стандартов, устанавливающих обязательные требования в этой области, проектов законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг); проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, участвовать по поручению потребителей при проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей; вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), снятию с производства, изъятию из оборота товаров (работ, услуг), опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды; участвовать совместно с федеральными органами исполнительной власти в осуществлении контроля за применением регулируемых цен; вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), не соответствующих установленным требованиям к безопасности и качеству товаров (работ, услуг), а также в нарушении прав потребителей, установленных законами или иными правовыми актами РФ; обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов РФ и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей; обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Несмотря на то, что Федеральным законом от 21.03.2002 № 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц"[97] внесено изменение в Федеральный закон "Об общественных объединениях", согласно которому проведено разграничение прав между общественными объединениями, являющимися юридическими лицами и не являющимися таковыми, предлагаем в ст.45 Закона не проводить такого разграничения. Пусть нормы ст.27 Федерального закона "Об общественных объединениях", в которой речь идет о правах общественных объединений, и ст.45 Закона соотносятся как общие и специальные, т.е. независимо от того, являются ли общественные объединения потребителей юридическими лицами или нет, они вправе обращаться в суды в защиту не только своих прав, законных интересов своих членов и участников, но и по просьбе конкретных потребителей, не являющихся членами указанных объединений, а также неопределенного круга потребителей.

Кроме того, не следует ограничивать права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) путем обязательного перечисления в их уставах прав, изложенных в п.2 ст.45 Закона, так как сам Закон имеет прямое действие и, кроме того, ГК и федеральные законы "О некоммерческих организациях", "Об общественных объединениях" не требует перечисления прав в уставах (абз.1 п.2 ст.52 ГК, ст.20 Федерального закона "Об общественных объединениях"). Более того, в случае внесения изменений и дополнений в п.2 ст.45 Закона, надо будет каждый раз вносить изменения и дополнения в уставы общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов). Поэтому предлагаем в абз.1 п.2 ст.45 Закона исключить слова "в случаях, предусмотренных уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов)".

Неюрисдикционная форма защиты прав потребителей представляет собой действия потребителей по защите своих прав, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения к государственным и иным компетентным органам. Примером может служить предъявление, в соответствии с Законом, требования о безвозмездном устранении недостатков товара (работы, услуги), адресованное продавцу (изготовителю, исполнителю, либо лицу, выполняющему функции продавца или изготовителя) в устной или письменной форме, т.е. путем предъявления претензии.

Законодательство о защите прав потребителей рассматривает предъявление претензии потребителем как принадлежащее ему право, однако по некоторым спорам, например, в отношениях по перевозке пассажиров и багажа, обращение потребителя с претензией к перевозчику является обязательной досудебной процедурой.

 

3.2 Гражданско-правовые средства защиты прав потребителей


В науке гражданского права в зависимости от содержания, форм и оснований применения способы защиты гражданских прав классифицируют на следующие виды:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты