Понятие дорогостоящих товаров в Законе не раскрывается. При возникновении спора вопрос о том, является ли товар дорогостоящим, решается судом с учетом конкретных обстоятельств дела. Представляется, что в каждом конкретном случае суд должен учитывать имущественное положение потребителя и стоимость товара.
Под существенным недостатком товара (работы, услуги) Закон понимает неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Указанное определение, в целом, базируется на категории "существенное нарушение требований к качеству товара", которое раскрыто в п.2 ст.475 ГК, однако в последнем случае законодатель дает более широкое определение и понимает под существенным нарушением требований к качеству товара и такие недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов. [83]
П.6 ст.18 Закона соответствует ст.476 ГК и возлагает бремя доказывания момента и причин возникновения недостатков товара на потребителя или его контрагента в зависимости от установления на товар гарантийного срока. Так, в отношении товара, на который не установлен гарантийный срок, бремя доказывания несет потребитель, а в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, - продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя).
Согласно п.7 ст.18 Закона, продавец (изготовитель) или организация, выполняющая его функции, обязаны безвозмездно доставить крупногабаритный товар и товар весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены, а также возвратить его потребителю. В случае неисполнения указанной обязанности либо при отсутствии в месте нахождения потребителя продавца, изготовителя или указанной организации доставка и возврат товаров может осуществляться потребителем. При этом потребителю возмещаются расходы, связанные с доставкой и возвратом указанных товаров.
Из анализа ст.18 Закона следует, что эта статья не противоречит ст.503 ГК. Однако ст.503 ГК, по сравнению со ст.18 Закона, уточняет, что в случае расторжения договора купли-продажи при возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из неё сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств (абз.3 п.3 ст.503 ГК).
Требования, предусмотренные ст.18 Закона, потребитель вправе предъявить, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем. Согласно п.6 ст.5 Закона, установление гарантийного срока на товар является правом изготовителя, а не обязанностью. Под гарантийным сроком Закон понимает период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные ст. ст.18 и 29 Закона.
Продавец тоже имеет право устанавливать на товар гарантийный срок в случае, если он не установлен изготовителем, или устанавливать гарантийный срок большей продолжительности, чем предусмотрен изготовителем (п.7 ст.5 Закона). В этом случае требования, предусмотренные ст.18 Закона в отношении недостатков товара, обнаруженных в течение гарантийного срока, предъявляются продавцу (абз.1 п.1 ст. 19 Закона).
Однако потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные ст.18 Закона, и в отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, при условии, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором (абз.2 п.1 ст. 19 Закона).
При продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, эти сроки исчисляются со дня доставки товара потребителю, а если потребитель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки), гарантийный срок не течет до устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки, подключения, сборки товара, устранения зависящих от продавца обстоятельств, вследствие которых потребитель не может использовать товар по назначению, определить невозможно, эти сроки исчисляются со дня заключения договора купли-продажи (абз.3 п.2 ст. 19 Закона).
Абз. абз.4 и 5 п.2 ст. 19 Закона предусматривают, что срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию. Продолжительность срока годности товара должна соответствовать обязательным требованиям к безопасности товара, установленным стандартами.
В соответствии с п.6 ст. 19 Закона, потребитель вправе предъявить изготовителю требования о безвозмездном устранении существенных недостатков товара, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, но в пределах установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю, если срок службы не установлен. Если указанное требование не будет удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель вправе по своему выбору предъявить изготовителю иные требования, предусмотренные п.3 ст.18 Закона, или вернуть товар изготовителю, в соответствии с п.1 ст.18 Закона, и потребовать возврата уплаченной суммы.
Решением мирового судьи судебного участка N 2 г. Кинеля удовлетворен иск Д. об уменьшении цены за оказанные услуги, взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда с ателье по ремонту и пошиву меховых изделий.
Президиум Самарского областного суда решение отменил, указав следующее.
Д. просила суд взыскать неустойку за невыполнение ее требований об уменьшении цены за выполненную работу, которая предусмотрена ст.31 Закона "О защите прав потребителей", в соответствии с которой требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу) подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяется в соответствии с п.5 ст.28 указанного Закона, которая составляет 3% от суммы работ за каждый день просрочки.
В нарушение норм гражданского процессуального законодательства суд не рассмотрел исковые требования истицы в части взыскания неустойки за невыполнение требований об уменьшении цены за выполненную работу и взыскал с ответчика только неустойку за нарушение установленных сроков выполнения работ.
В связи с чем решение мирового судьи отменено и дело направлено на рассмотрение в тот же судебный участок[84].
При предъявлении потребителем требования о безвозмездном устранении недостатков товара ст.20 Закона предусматривает, что эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом) или организацией, выполняющей его функции, незамедлительно, если иной срок устранения недостатков товара не определен соглашением сторон в письменной форме. В данном случае Верховный Суд РФ под выражением "незамедлительно" предлагает понимать минимальный срок, объективно необходимый для устранения данных недостатков товара с учетом обычно применяемого способа их устранения.
Кроме того, в отношении товаров длительного пользования изготовитель (продавец) или организация, выполняющая его функции, обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством РФ. [85]
В случае устранения недостатков товара в течение гарантийного срока, указанный срок продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Этот период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта.
Ст.21 Закона устанавливает порядок замены товара ненадлежащего качества, согласно которой при предъявлении потребителем требования о замене товара с недостатками продавец (изготовитель) или организация, выполняющая его функции, обязаны заменить такой товар в семидневный срок со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара - в течение двадцати дней со дня предъявления этого требования.
При отсутствии у контрагента потребителя необходимого для замены товара на день предъявления требования, указанное лицо должно заменить такой товар в течение месяца со дня предъявления этого требования. Для районов Крайнего Севера и других районов сезонного завоза товаров требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по заявлению потребителя в срок, необходимый для очередной поставки соответствующего товара в эти районы, при отсутствии необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования. По требованию потребителя продавец (изготовитель) или организация, выполняющая его функции, обязаны безвозмездно предоставить потребителю с доставкой во временное пользование на период замены аналогичный товар длительного пользования, обеспечив его доставку за свой счет. Однако Постановлением Правительства РФ утвержден Перечень товаров, на которые указанное требование не распространяется (например: автомобили, мебель, гражданское оружие).
При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.
Если потребитель предъявил продавцу (изготовителю) требование о замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула), но такой товар уже снят с производства либо прекращены его поставки и т.п., то, в соответствии со ст.416 ГК, обязательство продавца (изготовителя) в части такой замены прекращается в связи с невозможностью исполнения, а потребитель вправе предъявить иное из перечисленных в п.1 ст.18 Закона и ст.503 ГК требование (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей").
Ст.25 Закона закрепляет право потребителя на обмен товара надлежащего качества. Согласно указанной статье, потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен товара в течение 14 дней, не считая дня покупки.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества производится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки.
Однако не все товары подлежат обмену. В настоящее время действует Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55. К числу таких товаров относятся, например: предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты), изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями, животные, растения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15