Классификация прав потребителей и их защита

Однако суд, в соответствии со ст.333 ГК, вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств. При этом судом должны быть приняты во внимание степень выполнения обязательства должником, имущественное положение истца, а также не только имущественный, но и всякий иной, заслуживающий уважения, интерес ответчика.

Кроме взыскания неустойки (пени), потребитель вправе потребовать возмещение причиненных ему убытков (определение и основания возмещения убытков уже рассматривались в работе), которые выплачиваются, если иное не установлено законом, в полной сумме сверх неустойки (пени), предусмотренной законом или договором (п.2 ст.13 Закона). При этом необходимо иметь в виду, что уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают обязанное лицо от исполнения обязательства перед потребителем в натуре (п.3 ст.13 Закона).

Однако, согласно п.4 ст.13 Закона, контрагент потребителя освобождается от ответственности, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (например, п.6 ст.18 Закона к основаниям, освобождающим контрагента потребителя от ответственности за недостатки товара, относит нарушение потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы).

В соответствии с п.6 ст.13 Закона, в случае удовлетворения судом требований потребителя, установленных законом, суд вправе вынести решение о взыскании с продавца (изготовителя, исполнителя), нарушившего права потребителя, в федеральный бюджет штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.


Заключение


В заключение хотелось бы отменить, что принятие закона "О защите прав потребителей" стало важной гарантией основных прав граждан-потребителей в торговом обслуживании.

Но, несмотря на все недостатки в законодательстве, в настоящее время потребитель имеет реальную возможность защитить нарушенное право в сфере торгового обслуживания. Механизм защиты права потребителя четко отрегулирован законодателем. Определен ряд органов как содействующих потребителю в защите его прав, так и охраняющих его основные права.

Законодательство, регулирующее отношения в сфере защиты прав потребителей совершенствуется, вводятся новые понятия. Оно адаптировано к рыночным условиям, но требует некоторого видоизменения.

Проведенное исследование позволяет сформулировать и вынести на защиту следующие положения:

1. В главе IV Закона раскрывается компетенция в сфере защиты прав потребителей не только государственных органов и общественных объединений потребителей, но и органов местного самоуправления, поэтому название главы 1У Закона необходимо изложить в следующей редакции: "Глава 1У. Государственная, муниципальная и общественная защита прав потребителей". Кроме того, в абз.1 преамбулы Закона, где перечисляются права потребителей, слова "государственную и общественную защиту их интересов" необходимо заменить словами "государственную, муниципальную и общественную защиту их интересов".

2. Учитывая, что при прямых продажах присутствует, как правило, элемент неожиданности, психологического воздействия продавца или исполнителя (представителя продавца или исполнителя) на потребителя, что потребитель часто не в состоянии сравнить качество и цену предложения с другими предложениями, и, следовательно, есть опасность ущемления прав потребителя, необходимо предусмотреть в Законе право потребителей на отказ от таких договоров.

С учетом изложенного, предлагаем главу I Закона дополнить статьей 16.1 следующего содержания:

"Статья 16.1. Право потребителя на отказ от договора, заключенного вне мест обычного ведения торговли

1. При заключении договора вне мест обычного ведения торговли (на дому, на работе, на улице и т.п.) потребитель имеет право на отказ от договора в течение семи рабочих дней с момента получения им письменного уведомления о праве расторжения договора в течение указанного срока, в котором также должно быть предусмотрено: фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) лица, к которому можно обратиться по поводу осуществления этого права, дату подписания и иную информацию, позволяющую идентифицировать договор. Продавец или исполнитель (представитель продавца или исполнителя, действующий на основании доверенности) передает уведомление потребителю не позднее момента заключения договора, который оформляется в письменной форме.

В случае неполучения потребителем уведомления либо указания в уведомлении неполной или недостоверной информации, период реализации права на отказ продлевается до одного года с момента подписания договора для договоров на выполнение работ (оказания услуг) или с момента получения товаров для договоров купли-продажи товаров. При этом потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, которые он понес вследствие неполучения им уведомления либо указания в уведомлении неполной или недостоверной информации. Убытки возмещаются в сроки, установленные статьей 22 и пунктом 1 статьи 31 настоящего Закона.

Потребитель не может воспользоваться правом, предусмотренным в абзаце 1 пункта 1 настоящей статьи, если исполнитель приступил к выполнению работы или оказанию услуги.

2. Уведомление об отказе от договора должно быть отправлено контрагенту потребителя заказной корреспонденцией в вышеуказанный срок.

3. Если право на отказ осуществляется потребителем в соответствии с настоящей статьей, продавец или исполнитель (представитель продавца или исполнителя, действующий на основании доверенности) либо лицо, выполняющее функции продавца, обязано возместить уплаченную потребителем сумму полностью в течение десяти дней со дня получения такого уведомления. При этом возвращаемый потребителем товар не должен быть в употреблении и должен сохранять товарный вид (пломбы, ярлыки и т.д.). Возвращение товара оформляется актом приема-передачи, в котором делается ссылка на товарный вид товара. Копия акта передается потребителю.

В случае не возмещения потребителю уплаченной им суммы в предусмотренный срок лицо, допустившее такое нарушение, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара (работы, услуги) до удовлетворения соответствующего требования.

Цена товара (работы, услуги) при начислении неустойки (пени) определяется в порядке, предусмотренном абзацем 2 пункта 1 статьи 23 и абзацем 5 пункта 5 статьи 28 настоящего Закона.

Перечень товаров, работ и услуг, которые не могут быть реализованы путем заключения договоров вне мест обычного ведения торговли, утверждается Правительством Российской Федерации".

3. Поддерживаем высказывания о необходимости закрепления в законодательстве кроме судебного и внесудебный (добровольный) порядок компенсации морального вреда. Указанные изменения в какой-то степени "разгрузят" суды от исков о компенсации морального вреда. Для этого во втором предложении ч.1 ст.15 Закона слова "определяется судом и" необходимо исключить. Кроме того, предлагаем, наряду с денежной формой компенсации морального вреда, предусмотреть с согласия потерпевшего и натуральную форму компенсации, путем предоставления последнему определенных товаров, работ или услуг, так как не исключена ситуация, когда нарушитель, предположим, при отсутствии у него денежных средств или невозможности их выплаты в порядке компенсации морального вреда в ближайшее время в состоянии возместить вред товарами, работами или услугами, а потерпевший не возражает против такой формы компенсации. Поэтому в ч.1 ст.151 ГК слова "суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда" следует заменить словами "он подлежит компенсации лицом, причинившим вред, в денежной или с согласия потерпевшего натуральной форме".

4. Требуется введение в текст Закона положений об обязанностях потребителей (например, надлежаще использовать и не злоупотреблять своими потребительскими правами; бережно и по назначению использовать приобретенные товары, работы и услуги; соблюдать правила эксплуатации; использовать предоставляемую информацию о товаре, работе, услуге во избежание невозможности их использования) и санкций за их нарушение.

5. Реклама является способом и средством доведения до потребителя информации о товаре вообще и необходимой информации, предусмотренной Законом "О защите прав потребителей", в частности. Поэтому реклама должна в максимальной степени удовлетворять всем условиям, перечисленным в ст.10 Закона "О защите прав потребителей", поскольку рекламная информация, по сути, является публичной офертой (т.е. приглашением на заключение сделки с потребителем), что означает, что рекламная информация должна соответствовать всем указанным требованиям. В связи с этим, необходимо включить рекламу в п.3 ст.10 Закона "О защите прав потребителей" в качестве способа доведения информации до потребителей.

6. В целях устранения пробелов, существующих в действующем законодательстве в сфере защиты прав потребителей и рекламном законодательстве, необходимо внести следующие изменения и дополнения в нормативные акты, регулирующие указанные сферы правоотношений. В преамбулу Закона "О защите прав потребителей" внести определение понятия "необходимая информация". Под ней следует понимать любые сведения о потребительских свойствах товара (работы, услуги), интересующие потребителя в целях использования приобретаемого товара (работы, услуги), а также продавце (изготовителе, исполнителе), доступные для восприятия потребителя и необходимые для реализации и защиты им своих прав. Кроме того, необходимо выделить понятие "обязательная информация". Предусмотренный ст.9, 10 Закона "О защите прав потребителей" перечень сведений, которые исполнитель обязан предоставить потребителю, следует рассматривать в качестве информации "обязательной", являющейся составной частью информации "необходимой".

7. Необходимо дать органам местного самоуправления больше прав и возможностей. Например, необходимо на законодательном уровне закрепить за ними право на проведение экспертиз, что в значительной степени облегчит работу по защите прав потребителей. Дать им право на привлечение к административной ответственности нерадивых продавцов и изготовителей. То есть следует внести дополнения в ст.44 Закона "О защите прав потребителей", дополнить права органов местного самоуправления правом на проведение экспертиз и правом на привлечение к административной ответственности продавцов и изготовителей, нарушивших законодательство по защите прав потребителей.

8. Законом предусмотрена обязанность продавца, изготовителя предоставлять достоверную информацию о товарах на русском языке. При импорте товаров случаются ситуации, когда неверный перевод инструкции на русский язык влечет за собой предоставление недостоверной информации о товаре. Об этом потребитель узнает не сразу, как следствие он лишается возможности правильной эксплуатации товара, чем нарушаются его права, поэтому следует обязать импортеров следить за достоверностью переводов информации о товарах на русский язык и утверждать их в специализированных органах. Не обязательно создавать такой орган. Право утверждения переводов, возможно, предоставить университетам, институтам, академиям, имеющим факультеты иностранных языков. Необходимо внести дополнения в ст. ст.9, 10 Закона "О защите прав потребителей", где ст.9 необходимо дополнить п.4 следующего содержания: "Обязать изготовителя, продавца утверждать правильность перевода информации о продавце, изготовителе в институтах, академиях, университетах, имеющих факультеты соответствующих иностранных языков", ст.10 дополнить п.4 следующего содержания: "Обязать изготовителя, продавца утверждать правильность перевода информации о товаре в институтах, академиях, университетах, имеющих факультеты соответствующих иностранных языков". При этом следует утвердить порядок подтверждения правильности перевода информации о товарах, изготовителях, продавцах соответствующим постановлением Правительства РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты