Классификация прав потребителей и их защита

Затем Б.И. Пугинский, на основании анализа практической деятельности по применению правовых средств, называет их основные признаки:

1) правовые средства представляют собой сочетания (комбинации) выполняемых субъектами действий юридического характера;

2) правовые средства предусматриваются законодательством и, следовательно, имеют правовую природу;

3) использование правовых средств рассчитано на инициативу и известную свободу усмотрения субъектов в выборе средства, определении его содержания и порядка работы с ним;

4) правовые средства являются целостными образованиями (их характеризует внутренняя взаимосвязь, структурное единство);

5) правовые средства имеют относительно универсальный характер, предназначаются для решения разнообразных задач. [43]

Исходя из перечисленных признаков, Б.И. Пугинский под правовыми средствами предлагает понимать сочетания (комбинации) юридически значимых действий, совершаемых субъектами с дозволенной степенью усмотрения и служащих достижению их целей (интересов), не противоречащих законодательству и интересам общества. В более узком значении он рассматривает правовые средства как юридические способы решения субъектами соответствующих задач, достижения своих целей (интересов). [44]

Поддерживаем определение правовых средств, предложенное Б.И. Пугинским, поскольку каждое такое средство образует некоторый комплекс (совокупность) действий юридического характера, предусмотренных законодательством, который направлен на достижение субъектами определенных целей.

В связи с изложенным, под гражданско-правовыми средствами предлагаем понимать комплекс действий юридического характера, предусмотренных гражданским законодательством и направленных на достижение субъектами определенных целей. К таким средствам можно отнести договор, меры гражданско-правовой ответственности, оперативного воздействия и другие.

Исходя из анализа гражданского законодательства, следует согласиться с мнением В.В. Витрянского,[45] что гражданско-правовые средства, при помощи которых могут быть достигнуты пресечение, предотвращение, устранение нарушений права, его восстановление и (или) компенсация потерь, вызванных нарушением права, именуются способами защиты гражданских прав. Перечень этих способов предусмотрен в ст.12 ГК, однако он не является исчерпывающим.

Поскольку в настоящей работе речь идет о правах потребителей и их защите, то необходимо выделить и в последующем рассмотреть те гражданско-правовые средства или способы защиты гражданских прав, которые используются при защите прав потребителей. Применительно к рассматриваемой сфере предлагаем именовать их гражданско-правовыми средствами защиты прав потребителей, под которыми следует понимать комплекс действий юридического характера, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей и направленных на восстановление и (или) компенсацию нарушенных прав потребителей.

На основании анализа законодательства о защите прав потребителей, к таким средствам относятся: присуждение к исполнению обязанности в натуре, возмещение убытков, взыскание неустойки, взыскание штрафа, компенсация морального вреда, прекращение или изменение правоотношения.

Можно назвать следующие особенности, присущие гражданско-правовым средствам защиты прав потребителей:

1. Указанные средства предусмотрены законодательством о защите прав потребителей.

2. Они применяются, когда контрагент потребителя нарушил те или иные права потребителя.

3. Эти средства представляют собой комплекс действий юридического характера, которые влекут соответствующее изменение прав и обязанностей и прежде всего для нарушителя. Кроме того, они направлены на восстановление и (или) компенсацию нарушенных прав потребителей.

4. Выбор конкретного средства принадлежит потребителю. При этом он не связан какими-либо ограничениями, за исключением случаев, прямо предусмотренных в законодательстве. Так, потребитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги), если в установленный договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем, либо потребителем обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора (абз.7 п.1 ст.29 Закона).

5. При нарушении прав потребителей может применяться одно средство защиты или несколько одновременно. Например, при расторжении договора купли-продажи товара ненадлежащего качества в судебном порядке потребитель может потребовать: расторгнуть указанный договор, взыскать убытки, неустойку и компенсировать моральный вред.

6. Указанные средства, как правило, одновременно являются правами потребителей.


Глава 2. Классификация прав потребителей

 

2.1 Общие права потребителей


Одним из прав, принадлежащих всем без исключения потребителям, является право на просвещение в области защиты прав потребителей. Указанному праву корреспондирует право на потребительское образование, закрепленное в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 года № 39/248 "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей". [46]

К важнейшим правам потребителей относится право на информацию, закрепленное в ст. ст.8-10 Закона.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 27.02.2006 № 149-ФЗ "об информации, информационных технологиях и о защите информации"[47], под информацией понимают сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Согласно ст.8 Закона, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца) на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Закон не раскрывает понятие "необходимая информация". Толковый словарь русского языка[48] толкует слово "необходимая" как "такая, без которой нельзя обойтись, нужная, обязательная". Таким образом, под необходимой информацией должна пониматься информация, которая, в соответствии с Законом, является обязательной.

Закон также не дает определение достоверной информации. В Толковом словаре русского языка[49] слово "достоверная" трактуется как "верная, не вызывающая сомнений". Полагаем, следует согласиться с Т.Л. Левшиной,[50] что под достоверной информацией необходимо понимать информацию, в которой сведения соответствуют действительности.

Доступная для потребителя форма доведения информации означает, что информация должна быть предоставлена в форме (письменной или устной), позволяющей потребителю понять её содержание. [51]

Согласно ст.9 Закона, информация об изготовителе (исполнителе, продавце) включает фирменное наименование (наименование) организации, место её нахождения (юридический адрес) и режим работы. Указанные сведения продавец (исполнитель) должен размещать на вывеске. Если изготовителем (исполнителем, продавцом) является индивидуальный предприниматель, то он обязан предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если деятельность, осуществляемая изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю, кроме перечисленного, должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке её действия, а также сведения об органе, выдавшем эту лицензию.

Указанная информация должна быть доведена до сведения потребителей независимо от того, где осуществляется торговля, бытовой или иной вид их обслуживания во временных помещениях, на ярмарках и т.п. или в месте постоянного нахождения продавца (исполнителя).

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (п.1 ст.10 Закона). При этом по отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ. Например, специфика информации и способы её доведения по отдельным видам товаров предусмотрены Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55[52], а по отдельным видам работ и услуг - Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025[53], и другими правовыми актами.

Как справедливо отмечает В.И. Таланцев,[54] своевременность предоставления информации предполагает её полное наличие уже при заключении договора. Кроме того, на доведение до потребителя информации при заключении договора купли-продажи или договора о выполнении работ (оказании услуг) указывается в п.2 ст.8 Закона.

Согласно п.2 ст.10 Закона, информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги);

сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг);

цену и условия приобретения товаров (работ, услуг);

гарантийный срок, если он установлен;

правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (работы);

информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в п.4 ст.7 настоящего Закона;

информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.

Кроме того, если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю также должна быть предоставлена об этом информация.

Информация о товарах (работах, услугах) доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров, работ, услуг (п.3 ст.10 Закона).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты