В основе социального статуса ребенка лежит его фактический социальный статус, то есть реальное положение в конкретной системе общественных отношении. Правовой и социальный статусы соотносятся как форма и содержание. Причем первый статус объективно отражает как достоинства, так и недостатки государственно-правовых основ общества, сложившийся политико-юридической системы и характер следования государства общепризнанным принципам демократии. Социализация ребенка, термин «социализация» вошел в научный оборот в ХХ веке, одним из его создателей является французский социолог и философ Э. Дюркгейм. Он обозначал этим термином процесс введения новых поколений людей, «асоциальных к моменту своего рождения», в сферу «социальной жизни» и тесно связывал это понятие с воспитанием личности. В настоящее время под социализацией понимается усвоение индивидом – членом социума системы знаний, ценностей и норм того общества (сообщества) к которому он принадлежит.
Личные права ребенка – это совокупность правомочий, отражающих естественно-правовые начала, обеспечивающие индивидуальность и оригинальность личности ребенка во взаимоотношениях с государством и обществом. К личным правам ребенка относятся: право на жизнь, право жить и воспитываться в семье, право на нормальные условия жизни и надлежащее семейное воспитание, право на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства, право на фамилия, имя, отчество, гражданство, право на выражение собственного мнения, право на общение с родителями и другими родственниками, право на защиту, право на особую заботу при утрате родительского попечения. В том случае, когда несовершеннолетнее лицо само становится родителем, у этого лица, наряду с сохранением за ним прав ребенка, возникают и родительские права. Социально-экономические права касаются поддержания и нормального закрепления социальных и материальных условий жизни ребенка, определяют его положение в обществе и гарантируют его социальную защищенность. Степень реализованности этих прав зависит как от возможностей самой семьи ребенка, так и от уровня экономического развития государства.
К социально-экономическим правам ребенка в частности, относятся: право на охрану здоровья, право на образование, право на жилище, право на социальное обеспечение, право на благополучную окружающую среду, право на свободу труда, право на отдых и досуг. В данной главе подробно имеются каждое из упомянутых прав, раскрывается их содержание, выделяются особенности, а также указываются существующие проблемы в сфере их защиты. Так, право ребенка жить и воспитываться в семье – автономно, оно не связано с иными его правами. Реализация права ребенка на нормальные условия жизни и семейное воспитание зависит прежде всего от его родителей, которые несут за это предусмотренную законом ответственность. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. В соответствии со статьей 64 Закона Республики Казахстан «О браке и семье» родителям запрещается причинять вред физическому и психическому здоровью и нравственному развитию своих детей. Право ребенка на надлежащее семейное воспитание имеет приоритетный характер, воспитанию ребенка в семье отдается предпочтение в сравнении с его воспитанием разного рода воспитательных учреждениях. Именно поэтому ребенка, потерявшего родителей , семью, надлежит устраивать в соответствии с требованиями статьи 120 Закона О браке и семье с начало в другую семью (на усыновления (удочерения), опеку (попечительство), патронат), и только если это оказывается невозможным, он направляется в воспитательное учреждение. Анализ осуществления социально-экономических прав детей в Казахстане позволяет сделать вывод о том, что многие положения Конвенции о правах ребенка в нашей стране не выполняются в силу экономических причин. Вместе с тем государство обязано обеспечить приоритет интересов детей в жизни общества, это будет соответствовать и общим принципам Конституции Республики Казахстан, и положениям Конвенции о правах ребенка». [34]
«Сравнительный анализ – международного и национального законодательства о правах ребенка» - выделяются три группы норм, содержащиеся в различных международных актах и документах касающихся прав детей. К первой из них относятся нормы, направленные на охрану материнства и детства; ко второй относятся нормы, семейного права, направленные на охрану прав детей; к третьей относятся нормы, запрещающие рабство, институты и обычаи, сходные с рабством, а также нормы, направленные на охрану труда детей и подростков. В Конвенции о правах ребенка подчеркивается важность проявления особой заботой государства и общества относительно социально депривированных групп детей: сирот, инвалидов, беженцев а также правонарушителей. Однако международные акты по правам ребенка не оказывают непосредственного воздействия на его жизнь. Цель закрепленных в них норм и возлагаемых на ратифицировавшие эти акты государства соответствующих обязательств – в том, чтобы дать ориентиры для национального законодателя. Воздействия Конвенции на жизнь ребенка в конкретной стране могут быть реализованы лишь в той мере, в которой ее нормы учтены в национальном законодательстве. Также анализируются важнейшие положения тех международно-правовых документов, в которых наиболее полно освещены вопросы, связанные с несовершеннолетними осужденными и которые смогли быть включены в законодательство Республики Казахстан. Это – Эр-Риядские руководящие принципы, Пекинские правила, Правила Организаций Объединенных Наций, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Таким образом, международное защита прав человека, включая права ребенка, представляет собой систему, куда органично входят: мировые стандарты (перечни) прав человека, закрепленные международным и национальным правом; гарантии осуществления защиты прав человека на международных и национальных уровнях; юридические механизмы прав человека – как международные, так и национальные, созданные во исполнения международных договоров по правам человека; ответственность государства за невыполнения и (или) нарушение взятых на себя обязательств по обеспечению прав человека.
В соответствии с Конвенцией о правах ребенка в 1989 году был учрежден Комитет по правам ребенка Организацией Объединенных Наций, которому государства-участники конвенции должны представлять доклады о мерах, принятых в целях ее реализации. «Ювенальное право как элемент национальной правовой системы» - делается вывод о необходимости выделения прав ребенка в отдельный объект правового регулирования. Практически во всех правоотношениях присутствуют ювенальные отношения, затрагивающие в той или иной степени личные, имущественные и прочие права, свободы и законные интересы несовершеннолетних.
Анализ регулирования ювенальных правоотношений позволяет определить ряд фундаментальных положений:
- объект регулирования - общественные ювенальные правоотношение;
- предмет общественных отношений – права, свободы и законные интересы несовершеннолетних;
- метод правового регулирования – системно комплексное использование всех методов, применяемых в отраслях, составляющих ювенальное право.
««Субъекты защиты интересов и прав детей» – рассматриваются составляющая роль родителей и законных представителей детей, деятельность органов опеки и попечительства и других субъектов системы профилактики, а также социально-педагогические функции органов народного образования в сфере защиты прав детей». В литературе по-разному решаются вопросы о правовой природе законного представителя и его месте по отношению к другим правовым институтам. Например, представительство в судебном процессе существует в двух видах: договорное и законное. Первое основано на договоре между участниками процесса, второе на родстве. Важную роль в защите прав несовершеннолетнего призван выполнять его законный представитель, который является самостоятельным субъектом процессуальных правоотношении. Обеспечение прав несовершеннолетнего в ходе уголовного судопроизводства предполагает свою специфику при проведении следственных и иных процессуальных действии с участием несовершеннолетнего, принятие отдельных процессуальных решений и применение мер уголовно-процессуального принуждения. Отмеченная специфика обуславливается особым уголовно-процессуальным статусом несовершеннолетнего. Органы и учреждения по профилактике правонарушении несовершеннолетних и предупреждению детской безнадзорности и беспризорности – рассматриваются особенности деятельности каждого субъекта системы профилактики. Результативность борьбы с указанными негативными явлениями, эффективность соблюдения и защиты прав и законных интересов детей в большей степени зависит от координации деятельности всех субъектов профилактики между собой, а также с другими заинтересованными структурами. От того, насколько четко будет осуществляться эта координация, зависит снижение количества правонарушении несовершеннолетних. С принятием Закона Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» от 9 июля 2004 года была в основном создана правовая база для создания системы профилактики. «Органы образования» - рассматривается современное состояние казахстанской системы образования, развивающейся в условиях проводимой государственной программы в сфере образования в целях поэтапного вхождения этой системы в мировое образовательное пространство. Школе вменено обязанность в выполнении социально-педагогических функций, что должно будет обеспечить каждому ребенку соблюдение его правового статуса и правовой защиты и создать условия для реализации его личных и социально-экономических прав». [35]
Всеобщая Декларация прав человека призывает все мировое сообщество содействовать признанию, уважению прав человека и стремлению к их всеобщему соблюдению и эффективному осуществлению. Этот призыв прозвучал на Всемирной конференции по правам человека в 1993 году и был институализирован с провозглашением Организации Объединенных Нации Десятилетие образования в области прав человека (1995-2004 годы). В этой связи всем международным организациям и национальным учреждениям, субъектам гражданского общества и отдельным лицам было предложено сосредоточить солидарные усилия в деле информирования общественности в области права, правового обучения, что в конечном счете приведет к повышению уровня правовой культуры каждого человека и всего общества в целом. По мнению автора, необходимо придать большую значимость учебному курсу «права человека» в рамках школьной программы, поскольку его усвоения учащимися как в теоретическом, так и в практическом аспектах дает им возможность с большей эффективностью отстаивать как собственные права, так и права других людей. «Пути совершенствования юридического механизма правового обеспечения интересов и защиты прав детей» – излагаются концептуальные основы совершенствования защиты прав несовершеннолетних, а также рассматриваются основные направления формирования в правовой системе Казахстана ювенальной юстиции.
В Казахстане рассматривается и решается вопрос о создании детского института (омбудсмена) это - «Институт уполномоченный по правам ребенка (омбудсмена) как одна из гарантии соблюдения и защиты интересов и прав детей» – анализируется относительно новый для правовой системы Республики Казахстан и пока малоисследованный институт детского омбудсмена. Необходимость в этом институте вызвана тем, что дети являются наиболее уязвимой социальной группой, ибо они практически лишены возможности прибегать к помощи со стороны правозащитных организаций. В силу своей социально-возрастной зависимости от взрослых дети не могут быть полностью защищены от нарушения своих прав в семье и обществе, поэтому, по разделяемому нами мнению российских правоведов, желательно создание вневедомственной структуры, способной отстаивать права и законные интересы детей на всех уровнях.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15