Процедура заключения брака между гражданами Республики Казахстан, иностранными гражданами и лицами без гражданства регламентируется семейным законодательством Республики Казахстан. Если лица желающие заключить брак на территории Казахстана и у которых гражданство разных государств, то они имеют право заключить брак по законодательству Республики Казахстан с соблюдением всех требований. Органы, регистрирующие акты не вправе требовать соблюдения условий, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан. Брак, заключенный в международном частном праве признается действительным на всей территории Республики Казахстан независимо от того, что данный брак признается на территории иностранного государства недействительным. Республика Казахстан уже заключила ряд международных договоров об оказании правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным делам где указан весь порядок регистрации актов. Брак заключенный и оформленный в консульском учреждении Республики Казахстан на территории иностранного государства Республика Казахстан не возражает против такого брака при условии с соблюдением всех требований семейного законодательства. Следовательно, граждане Республики Казахстан имеют право заключать брак на территории иностранного государства по законам этого государства и в консульских учреждениях Республики Казахстан, который приобретет юридическую силу наравне с браком заключенным на территории Республики Казахстан. Для признания его действительным достаточно предъявление соответствующего документа, то есть свидетельство о заключении брака выданное компетентным органом иностранного государства. Международной Конвенцией установлено что условия для заключения брака определяется для каждого из будущих супругов законодательством договаривающегося государства, гражданином которой он является, а для лиц без гражданства законодательством договаривающегося государства являющимся их постоянным местом жительства. Кроме того, в отношений препятствий к заключению брака должны быть соблюдены требования законодательство договаривающегося государства, на территории которой заключается брак. Что же касается дел о расторжении браков применяется законодательство договаривающегося государства, гражданами которой являются супруги в момент подачи заявления. Если один из супругов является гражданином другого государства, то применяется законодательство договаривающегося государства, учреждение которой рассматривает дело о расторжении брака. Порядок развода в разных странах установлен по-разному, поэтому коллизионные нормы по вопросам о разводе были приняты международными конвенциями в частности Гаагская Конвенция установила коллизионную привязку по разводу в двух случаях: развод разрешается национальным законодательством и законодательством места совершения действия. Развод на территории Республики Казахстан производится согласно семейному законодательству Республики Казахстан между гражданами Республики Казахстан, иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами заключенные между Республикой Казахстан и иностранными государствами. И так, лица состоящие в браке в международном частном праве в частности гражданин Республики Казахстан проживающий на территории иностранного государства со своим супругом независимо от гражданства имеет право расторгнуть брак на территории Республики Казахстан в суде либо в посольстве или в консульских учреждениях Республики Казахстан. Также добавим что брак расторгнутый на территории иностранного государства с соблюдением требований законодательства этого государства признается также действительным на территории Республики Казахстан. Имущественные правоотношения супругов возникают с момента регистрации брака которое определяется супругами самостоятельно. Следовательно, никто не имеет право вмешиваться в семейные отношения. Брачный договор как одно из средств защиты имущественных прав и интересов супругов и детей которое также заключается добровольно по своему усмотрению. Что же касается время заключения брачного договора то значения не имеет. При заключении необходимо обращать внимание на порядок заключения и изменения брачного договора потому что если не будут соблюдены имущественные права и интересы супругов по отношению к их имуществу то в будущем может быть возникнуть имущественный спор. Семейным законодательством Республики Казахстан предусмотрены имущественные претензий супругов друг к другу в частности о разделе имущества который может быть произведен как по прекращению брака так и во время брака. Супруги могут произвести раздел имущества самостоятельно в случае если возникнет имущественный спор то он может разрешен в судебном порядке. Правовые последствия заключения брака многообразны но в первую очередь ведет к созданию семьи, возникают семейные правоотношения, рождения детей следовательно правоотношения между родителями и детьми который представляет собой большой комплекс семейных взаимоотношений. Что же касается правовых последствий расторжения брака они являются негативными последствиями для семьи в целом. Тем самым, можно говорить почти о распаде семьи влекущее в наступлений неблагоприятных последствий особенно для несовершеннолетних детей которые страдают особенно от такого случая. Таким образом, развод супругов ведет к различным негативным последствиям как: вопрос с кем из родителей останутся дети; вопрос о дальнейшей жизни детей их обеспечения и выплаты алиментов на содержание детей; вопрос о разделе имущества и многое другое. Дети как слабо защищенные слои населения имеют приоритетное право на благополучную жизнь, здоровья, на хорошее воспитание, право на имущества в том числе и денежные средства которые переданы родителями детям для удовлетворения их духовных и материальных потребностей и поэтому, все перечисленное является абсолютным и неотчуждаемым а имущества следовательно не относится к имуществу подлежащего разделу между супругами.
Ребенок должен быть воспитан независимо от того рожден ли он в браке или вне брака. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан приоритетным направлением в политике является признания и охраны – жизни, здоровья, свободы, прав и законных интересов, чести и достоинства ребенка как личности. Также первостепенное значение приобретают определения юридического закрепления в законодательстве правового статуса ребенка, чьи права нуждаются в особой защите со стороны государства и общества. И поэтому ребенок не может самостоятельно вступать в различные отношения так как он не может самостоятельно защищать и отстаивать свои права и интересы. Правовой статус ребенка представляет собой совокупность прав и интересов ребенка и правоотношения в которые вступает ребенок. Ребенок с момента рождения приобретает личные права которые отражают естественно-правовые начала необходимые для жизни. Поэтому ребенок должен быть надлежащим образом воспитан, осознавать что он является личностью и что происходит вокруг него и без помощи родителей ему не обойтись. Дети являются наиболее уязвимой социальной группой и что не всегда они могут прибегнуть к помощи в правозащитные организаций. И так, детства на сегодняшний день является актуальной темой но оно мало исследована. Одним из главных приоритетов в стратегии Казахстан – 2030 названо образование детей, защита их прав и интересов в соответствии с Конституцией. Детство является главным этапом в жизни человека где формируется личность, его отношение к жизни, окружающей действительности где ребенок должен понять что представляет собой жизнь, его будущее, жизненная позиция в целях для подготовки его к самостоятельной жизни. С принятием Закона «О правах ребенка» государство определило основу осуществления государственной политики в области прав и интересов ребенка. Недостаточна изучена в Казахстане такая наука как ювеналогия то есть наука о подрастающем поколении которое стало бы объектом исследования и правовым, социальным направлением в государственной политики с помощью которой можно познать все что связано с детьми, их желаниями и интересами к жизни. Существует еще такая проблема как похищения детей в международном масштабе. И поэтому на международном уровне была принята Конвенция о гражданских аспектах похищения детей в международном масштабе. Тем самым, государства-участницы Конвенции обязуются выполнять необходимые меры для обеспечения защиты прав и интересов детей и по их возвращению к себе домой незаконно увезенных или незаконно удерживаемых на территории одной из стран-участниц Конвенции. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан имущественные и личные неимущественные права детей признаются и гарантируются Конституцией которые возникают с момента их рождения и следовательно являются абсолютными и неотчуждаемыми.
Ребенок рожденный в браке в международном частном праве имеет те же права что и ребенок родившийся в обычном браке. Имущественные права даны ребенку от рождения и строго реализуемые им для жизни и удовлетворения потребностей. Также необходимо отметить что ребенок родившийся вне брака пользуются равной и всесторонней защитой и равными правами. И таким образом, все дети имеют право жить и воспитываться в семье не разлучая их от родителей. Международная Конвенция по правам ребенка обязывает государств-участниц Конвенции о предоставлении детям спектр гражданских, политических, экономических и культурных прав независимо от расы, цвета кожи, пола, языка и другие которые необходимы детям для их него благополучия. Они предусматриваются как в международных конвенциях так и в национальном законодательстве каждого государства. Родители и дети это единая и целая семья где у родителей и детей имеются семейные права и обязанности по отношению друг к другу. Например, каждый родитель обязан воспитывать своих детей деятельность которых направлена преимущественно на воспитание детей. Воспитать должным образом, вырастить, дать образование является личными неимущественными правами и одновременно обязанностью родителей.
Усыновления (удочерения) как одна из форм принятия ребенка на воспитание. Гаагская Конвенция предусматривает требования к усыновителю и усыновляемому. Но и имеются исключения, необходимо учитывать положение закона усыновителя которое запрещает усыновление. Иностранные граждане желающие усыновить ребенка имеющего гражданства Республики Казахстан то они должны получить разрешения уполномоченного органа Республики Казахстан на усыновления (удочерения). Если ребенок проживает на территории иностранного государства но имеющий гражданства Республики Казахстан то усыновление (удочерение) может производиться на территории иностранного государства с соблюдением семейного законодательства Республики Казахстан то есть применяется принцип закона гражданства ребенка. К этому можно добавить что в международных конвенциях ратифицированных Республикой Казахстан видно что государства-участницы руководствуются такими принципами как, если усыновляемый и усыновитель относятся к гражданству разных государств, при решении вопроса об усыновлении требуется получение разрешения на усыновления (удочерения) от соответствующего органа государства усыновляемого. Граждане, несовершеннолетние дети имеющие гражданства Республики Казахстан проживающие на территории иностранного государства а также иностранные граждане проживающие на территории Республики Казахстан опека (попечительства) над ними устанавливается по законодательству Республики Казахстан. Гаагские конвенции об опеки и попечительства предусматривают что при установлении опеки (попечительства) применяется закон гражданства лица взятого под опеку (попечительства) таким образом, можно сделать вывод о том согласно этой Конвенции о том что Республика Казахстан устанавливает опеку (попечительства) над своими гражданами независимо от того где они проживают но тем не менее в Конвенции имеется исключение, если иностранное государство над гражданами которого устанавливается опека (попечительства) предусмотрело в своем законодательстве правило о том что только она имеет право устанавливать опеку (попечительства) над своими гражданами то следовательно, другое иностранное государство не может самостоятельно устанавливать опеку (попечительства) над иностранными гражданами. Есть еще одна проблема это надзор за усыновителями (удочерителями) в том плане что имеют место когда усыновители (удочерители) нарушают, ущемляют права, свободы, законные интересы категорически не занимаются воспитанием детей.
Тем самым, органы опеки (попечительства) не осуществляя должного контроля в результате чего очень поздно узнают о нарушениях и насилии допущенных в отношений усыновленных (удочеренных) в конечном счете приводит детей в неблагополучное положение. Таким образом, дети оставшиеся без попечения родителей устраиваются через органы опеки (попечительства) которые занимаются выявлением и устройством детей а также в выполнении других функции к примеру, предпринимают меры по устранению выявленных нарушений как отобрание ребенка. И так, можно сказать, что иностранное усыновление (удочерение) влечет за собой правовые последствия как возникновения взаимоотношений ребенком и приемными родителями, осознание и признания усыновителями (удочерителями) ответственности за ребенка. Следовательно, ребенок усыновленный (удочеренный) иностранными усыновителями (удочерителями) будучи проживающем со своими приемными родителями в принимающем государстве то есть в государстве усыновителей (удочерителей) приобретает такие же права что и по закону своего государства.
Исходя из этого можно сделать выводы что брак в международном частном праве возникает непосредственно после регистрации брака и после чего наступают правовые последствия как семейные права и обязанности супругов, рождение детей которая на сегодняшний день слабо урегулирована. И тем самым, возникает необходимость в разработке проекта Закона в области семейного права в международном частном праве в котором будут урегулированы все семейные правоотношения а также коллизионные привязки по отношению к законодательству которая будет применено и будет регулировать вопросы семьи осложненное иностранным элементом.
Что же касается оценки то не все вопросы в области семейного права в международном частном праве урегулированы семейным законодательством Республики Казахстан и на сегодняшний день слабо реализуема и мало исследована как отдельный законопроект и в итоге не совершенствуется.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Республики Казахстан «О гражданстве» от 20.12.1991 г. С. 6
2. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан» от 19.06.1995 г. – С. 6, 9
3. Закон Республики Казахстан от 17 декабря 1998 года № 321-I «О браке и семье» (с изменениями и дополнениями на 10 января 2006 года). - С. 8, 21, 23, 28
4. Правила о порядке регистрации актов гражданского состояния в Республике Казахстан утвержденное постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 мая 1999 года № 620, (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РК от 14.02.05г. № 140). – С. 10
5. Закон РК «О государственной пошлине». Республики Казахстан от 17 декабря 1998 года № 321-I «О браке и семье» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 января 2006 года). – С. 10
6. Письмо Министерство юстиции РК от 21.01.1997г «О порядке регистрации браков граждан Казахстана с иностранными гражданами и лицами без гражданства». – С. 10
7. Тощенько Ж.Т. Социология. – Москва, Издательство Прометей, Юрайт, 1999. – С. 11
8. Сарсембаев М.А. Международное частное право. - Алма-Ата, 2001. – С. 13
9. Федосеев Г.Ю. Международное частное право. – Москва, Издательство Остожье, 1999. – С. 16
10. Дулатбеков Н.О., Амандыкова А.В. Основы государства и права современного Казахстана. – Алма-Ата, 2000г C. 16
11. Богославский М.М. Международное частное право. – Москва, Издательство Юрист, 1999. – С. 18
12. Гражданский Кодекс Республики Казахстан Особенная часть от 1 июля 1999 года по состоянию законодательства на 1 августа 2006 года. – Алма-Аты, Издательство НОРМА-К, 2006. – С. 18
13. Звеков В.П. Международное частное право. – Москва, Издательство НОРМА-ИНФРА, 1999. – С. 19
14. Международное Конвенция от 22 января 1992 года « Об оказании правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам». – С. 20
15. Консульская Конвенция между Республикой Казахстан и Российской Федерации от 28 марта 1994 года. – С. 21
16. Международное Конвенция стран Содружества Независимых Государства «Об оказании правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 31.03.1993г . – С. 21
17. Гаагская Конвенция регулирующая вопросы, признания развода и судебного разлучения супругов. Гаага, 1970г. – С. 22
18. Лавриненко В.Н. Социология. – Москва, Издательство Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - С. 26
19. Сергеев А.П. Семейное право. – Москва, 1999г. – С. 26
20. Конвенция о гражданстве замужней женщины Закон Республики Казахстан от 30 декабря 1999 г. N 19-II «О присоединении Республики Казахстан к Конвенции о гражданстве замужней женщины». – С. 27
21. Всеобщая декларация прав человека. // Под ред. Р. Бернхардт, Я.А. Йолович, Генеральная Ассамблея ООН, 1987. – С. 27
22. Гаагская Конвенция о коллизии законов относительно личных и имущественных отношений, - 1905г. – С. 29
23. Международная Конвенция о праве, применимом к режиму имущества супругов, - 1978г. – С. 29
24. Гаагская Конвенция о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей, - 1956г. – С. 30
25. Международная Конвенция от 05.09.1962г «О взыскании за границей алиментов»,Закон Республики Казахстан от 30 декабря 1999 года N 33-II «О присоединении Республики Казахстан к Конвенции «О взыскании за границей алиментов». – С. 30
26. Сосипатрова Н.Е. Государство и право № 3 // Брачный договор, 1999г. - С. 31
27. Бурдейный М.А. Семья и брак. – Москва, Издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2005г. – С. 31
28. Акбергенова М.Н. Обзор практики рассмотрения семейных споров Актюбинским городским судом, 2000г. – С. 32
29. Гражданский процессуальный кодекс РК по состоянию законодательства на 01.01.2005г. – Алма-Ата, Издательство НОРМА-К, с изменениями № 179-180 от 27.07.1999г; № 181 от 29 07.1999г; № 182-183 от 30.07.1999г. – С. 33
30. Постановление Пленума Верховного Суда РК от 28.04.2000г № 5 О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака. – С. 35
31. Государственно-правовая защита интересов детей: Автореферат // Под ред. Б.А. Есентимирова. – Алма-Ата, 2005г. – С. 36
32.Сабикенова А.С. Международное частное право. – Алма-Ата, 2002г. – С. 40
33.Международная Конвенция от 28.06.1952г «Об охране материнства». – С. 41
34.Калашникова Н.П. Государственная политика в области защиты прав детей в Казахстане // Автореферат. – Астана, 2002г. – С. 42
35.Закон РК от 09.07.2004г «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности». – С. 44
36.Конвенция о компетенции властей и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних. – 1961. - С. 46
37.Конвенция о гражданских аспектах похищения детей в международном масштабе. Гаага, – 1980. – С. 46
38.Конвенция о правах ребенка. Алма-Ата, Издательство ТОО «Аян Эдет», - 1999. – С. 46
39.Международный договор о международном гражданском праве. - 1940. – С. 47
40.Консульские Конвенции между РК и РФ от 28 .03. 1994г., Консульский договор между РК и Украиной от 20.01.1994г. – С. 47
41.Конституция РК от 30.08.1995г, Издательство «Юридическая литература» 2004г. – С. 47
42.Закон РК «О правах ребенка». Алма-Ата, 2005. - С. 48
43.Пакт об экономических, социальных и культурных правах. – С. 51
44.Европейская Конвенция об усыновлении 1967. – С. 52
45.Конвенция о компетенции, о применимом праве и признании решений в отношений усыновления. Гаага, 1965. – С. 52
46.Конвенция о юридическом статусе детей, рожденных вне брака. – С. 53 47.Конвенция об опеки над несовершеннолетними. Гаага, 1902.,
Конвенция о попечительстве над несовершеннолетними. Гаага, - 1905. – С. 53
48.«Положение об органах опеки и попечительства Республики
Казахстан». Утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан от 9.09.1999 г. № 1346. – С. 54
49.Закон РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей». – С. 54
50.«Положение о патронате». Утверждено постановлением
Правительства Республики Казахстан от 9.09.1999 г. №1346. – С. 55
51.«Правила организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей». Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 9.09.1999 г. №1346. – С. 59
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15