Действие (бездействие) совершается в интересах дающего, если оно: удовлетворяет потребности, приносит выгоду и преимущества как самому этому лицу, так и названным им лицам, а также в случае, если оно противоречит интересам коммерческой или иной организации, в которой подкупаемое лицо выполняет управленческие функции.
Передача незаконного вознаграждения или оказание услуги имущественного характера могут быть лично или через посредника осуществлены тем, кто заинтересован в соответствующем поведении лица, выполняющего управленческие функции.
Коммерческий подкуп - умышленное преступление. Действия дающего и принимающего предмет подкупа целенаправленны: первый стремится побудить управляющего к совершению действия в своих интересах, второй преследует корыстную цель.
Преступление считается оконченным с момента принятия лицом, выполняющим управленческие функции (при незаконном получении вознаграждения), хотя бы части денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера или частичного принятия услуг.
Совершение действия или бездействия в интересах дающего не влияет на момент окончания преступления, а значит, и на квалификацию преступления.
Таким образом, мы исследовали мнение законодателя, изучили, статью с двумя составами преступления: передача и прием (получение) коммерческого подкупа. Передача в порядке коммерческого подкупа материальных благ подразумевает необходимость получения их специальным субъектом, а получение, в свою очередь, возможно только в результате передачи материальных благ каким-либо лицом такому специальному субъекту (функционеру коммерческой или иной организации).
1.2 Общественная опасность коммерческого подкупа
Общественная опасность данного преступления заключается в том, что нарушаются интересы других лиц: учредителей, участников. (Яни, 2007). Коммерческий подкуп - это запрещенные уголовным законом передача материального вознаграждения и получение этого вознаграждения лицом, выполняющем управленческие функции в коммерческой и иной (некоммерческой) организации, не являющейся государственным либо муниципальным органом или учреждением, за совершение получателем юридически или экономически значимого действия (бездействия) по службе, обусловленного подкупом, в интересах передающего вознаграждение либо представляемых им лиц.
Из приведенного выше понятия, хотелось бы заострить внимание именно на словосочетании "запрещенное уголовным законом", что означает несение уголовной ответственности за такое преступление как "коммерческий подкуп".
Для того, чтобы создать оптимальные уголовно-правовые нормы и их правильно применить, рекомендуем точное выявление и учет законодателем всех социально-правовых детерминант уголовно-правовых запретов.
Общим обязательным и первичным основанием установления уголовно-правового запрета является общественная опасность деяния субъекта. Общественная опасность деяния превращается в обоснование, аргумент законодателя при установлении уголовно-правового запрета и определении вида и размера наказания.
Поскольку общественная опасность по своему характеру объективна и ее наличие или отсутствие не зависит ни от воли законодателя, ни от воли органа, применяющего закон, весьма важно точно и в полном объеме определить характер и размеры общественной опасности конкретного деяния и его последствий. Вместе с тем общественная опасность - это переменный оценочный признак деяния, содержание и объем которого могут изменяться в соответствии с изменением самой шкалы социальных ценностей. (Яни, 2007). Оценка общественной опасности деяния субъекта определяется характером и степенью поражения общественных отношений, отклонением от нормы, неправомерностью вмешательства и изменением формы и содержания общественных отношений в той или иной сфере.
Итак, коммерческий подкуп отнесен к преступлениям против интересов службы в коммерческих и иных организациях. В современной отечественной цивилистике распространено понимание интересов организации как совокупности (баланса) интересов участников организации (учредителей, собственников), ее работников, кредиторов, инвесторов. Каждый способен понять, что интересы организации тесно связаны с целями ее деятельности, которые определяются ее учредителями и участниками и отражаются в учредительных документах. К примеру, основной целью деятельности коммерческих организаций является извлечение прибыли. В сфере правоохраняемых интересов находятся не только конечные цели и задачи организации, но и методы, принципы их достижения, нормальная работа управленческого аппарата. Так, возможность организации от собственного имени выступать в гражданском обороте выражается в том, что фактически гражданско-правовые отношения организации с другими субъектами порождаются, изменяются либо прекращаются отдельными представителями управленческого аппарата - уполномоченными физическими лицами. Поэтому удовлетворение законных интересов организации, достижение целей ее деятельности возможно только при безупречном функционировании всех ее структур, подразделений и отдельных представителей управленческого аппарата. Такие уполномоченные лица состоят с организацией в служебных (либо доверительных) отношениях, в силу которых они обязаны действовать исключительно в интересах организации. Такая обязанность вытекает из норм трудового, гражданского и иных отраслей права, корпоративных норм, норм-принципов, общих и конкретных норм.
Круг субъектов управленческих отношений включает:
1) коммерческую или некоммерческую организацию, не являющуюся государственным или муниципальным органом или учреждением;
2) лицо, выполняющее в организации управленческие функции (управляющий);
3) иное лицо, заинтересованное в определенных действиях управляющего.
При коммерческом подкупе посягательству подвергается служебная деятельность на стадии принятия управленческих решений, имеющих значение как для представляемой организации, так и для иных физических и юридических лиц. Отсюда вытекает особое свойство непосредственного объекта коммерческого подкупа - способность быть подвергнутым воздействию только одним из непосредственных участников таких отношений.
Коммерческий подкуп означает вмешательство постороннего лица извне в управленческую деятельность, “покупает" способность совершать определенные действия, и через них использует экономические и иные возможности организации в своих интересах.
Отсюда, мы можем сделать вывод, что происходит разрушение правового метода управления деятельностью организации, а это, естественно, противоречит ее интересам.
Таким образом, общественная опасность коммерческого подкупа выражается в противоправном способе воздействия на управленческие процессы, а именно на мотивацию управленца при принятии решения.
В этом суть подкупа и его социальная опасность. Мотивы и побуждения человека, наделенного особыми полномочиями, должны формироваться в условиях законности и подчиняться правоохраняемым интересам организации. Нарушается принцип независимости (самостоятельности) организации в принятии решений.
1.3 Отграничение коммерческого подкупа от смежных составов преступлений
Проблема разграничения преступлений относится к числу наиболее сложных и вместе с тем недостаточно разработанных теорией уголовного права. Достаточно большое число ошибок, допущенных судами при применении уголовно-правовых норм, приходится на неправильную квалификацию преступлений. Трудности при этом главным образом объясняются тем, что определенное преступление всегда имеет ряд общих признаков с другими преступлениями. Как верно подчеркнул В.Н. Кудрявцев, для того чтобы правильно квалифицировать преступление, необходимо очень четко представить себе разграничительные линии между ним и смежными преступлениями.
Мы не ставим целью исследовать данную проблему полностью, так как она многогранна и, рассмотреть ее в полном объеме вряд ли возможно. Однако наиболее существенные вопросы следует затронуть.
По внешним признакам с коммерческим подкупом сходны:
а) получение взятки (статья 290 Уголовного Кодекса РФ) и дача взятки (ст.291 Уголовного Кодекса РФ);
б) злоупотребление полномочиями (ст. 201 Уголовного Кодекса РФ);
в) злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 Уголовного Кодекса РФ);
г) провокация взятки или коммерческого подкупа (ст.304 Уголовного Кодекса РФ).
д) подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст.309 Уголовного Кодекса РФ).
Статью 204 можно сравнить со статьям, предусматривающим ответственность за дачу и получение взятки. Объективная сторона коммерческого подкупа сконструирована в законе с учетом имеющегося опыта борьбы с должностным взяточничеством. (Старченков, 1997). Абсолютно идентичны квалифицирующие признаки (в ч.3 ст. 204, УК отсутствует понятие крупного размера). И даже примечание об основаниях освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего подкуп, совпадает почти слово в слово с примечанием к ст.291 УК РФ.
Анализируемая статья является определенным "аналогом" статей 290 и 291УК РФ, но отличие от коммерческого подкупа дачи и получения взятки очевидно. В обоих случаях имеется необходимое соучастие (отвечают и тот, кто берет, и тот, кто дает). Сходными являются предметы преступления, многие признаки объективной стороны, содержание умысла и целей.
Родовым объектом состава коммерческого подкупа в коммерческих и иных организациях (ст. 204 УК РФ) являются общественные отношения, обеспечивающие функционирование и развитие экономики России как целостного организма. Ее основное назначение охрана институциональной основы экономики России, которую составляют коммерческие и некоммерческие организации различных организационно-правовых форм и форм собственности.
Специфичен объект коммерческого подкупа. В качестве критерия разграничения должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, С.В. Изосимов предлагает использовать такой признак, как характер выполняемой деятельности, аргументируя это следующим образом: "В главе 30 объединены преступления, посягающие на нормальную деятельность аппаратов государственной власти и органов местного самоуправления, совершаемых работниками этих аппаратов с использованием служебного положения. Это преступления лиц, которые вследствие предоставленных им органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий по управлению (в широком понимании этого термина, включающем деятельность законодательную, исполнительно-распорядительную и судебную) находятся в особых юридических отношениях с государством, органами местного самоуправления и гражданами, подчиненными управлению. Иначе говоря, субъектами этих положений могут быть лица, наделенные публично-правовыми полномочиями, соответственно этому деятельность таких лиц также носит публично-правовой характер. Этого свойства лишена деятельность служащих коммерческих организаций всех видов собственности, общественных объединений, других некоммерческих организаций, в том числе государственных и муниципальных учреждении". [22, с.1 - 9].
Мы не можем согласиться с мнением С.В. Изосимова, так как не все субъекты должностных преступлений наделены публично-правовыми полномочиями. Ими обладают лишь представители власти; полномочия лиц, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, коммерческих и иных организациях, принципиально не отличаются, что подтверждается использованием законодателем унифицированной терминологии при их описании.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9