Комплексное изучение коммерческого подкупа

Основная задача при квалификации коммерческого подкупа - определить природу той структуры, в которой лицо реализует управленческие функции как коммерческой или иной организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

Итак, основное отличие заключается в характере организаций, в которых работают получатели, а отсюда и в признаках субъектов. Субъектами получения взятки являются должностные лица, выполняющие соответствующие функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Субъектами получения подкупа - лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях.

Уголовная ответственность за получение взятки должна наступать всегда, а за получение подкупа, когда вред причинен интересам исключительно коммерческой организации; только при наличии ее заявления или согласия, так как, в отличие от главы 30 УК РФ в главе 23 УК РФ предусмотрено особое дополнительное условие, которое ограничивает возможность уголовного преследования лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих организациях. Его сущность в том, что в некоторых случаях уголовное преследование возможно только по заявлению или с согласия организации, в которой работает виновный.

Подкуп есть только там, где он передан за конкретное действие (бездействие), а взятка может передаваться также и за общее покровительство или попустительство по службе.

В статье 290 УК РФ говорится о получении взятки за действия, а в статье 204 УК РФ - за совершение действий. Из этого следует, что при взятке имеются в виду не только предстоящие, но и уже совершенные действия, То есть возможны как взятка-подкуп, так и взятка-вознаграждение. Подкуп же может быть только в отношении предстоящих действий, то есть, когда вознаграждение было передано или, по крайней мере, обещано до совершения самих действий.

Дача и получение взятки являются, соответственно, тяжким и особо тяжким преступлениями (максимальная санкция, соответственно, семь и двенадцать лет лишения свободы); коммерческий же подкуп - преступление средней тяжести.

Злоупотребление полномочиями (ст. 201 Уголовного Кодекса РФ) и коммерческий подкуп (ст. 204 Уголовного Кодекса РФ) некоторые авторы соотносят как общую и специальную нормы, то есть рассматривают коммерческий подкуп как особо злостное, "квалифицированное" злоупотребление полномочиями. В таком утверждении есть своя логика. Злоупотребление полномочиями - общий состав, рассчитанный на все возможные варианты использования полномочий управленческим персоналом организации вопреки законным интересам последней. В качестве специального вида злоупотребления полномочиями в ч.3 и 4 ст. 204 УК РФ криминализировано незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, вознаграждения имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего.

Разграничение злоупотребления полномочиями и коммерческого подкупа проводится по признакам объективной стороны. Особенностью состава коммерческого подкупа является предмет (деньги, ценные бумаги, иное имущество, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера), который рассматривается в качестве обязательного признака.

Объективная сторона коммерческого подкупа как специальной формы злоупотребления полномочиями представляет собой незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

При злоупотреблении полномочиями субъект извлекает выгоды и преимущества для себя или других лиц собственными действиями путем использования имеющихся управленческих полномочий вопреки законным интересам и за счет соответствующей организации.

При коммерческом подкупе источником получения имущественных выгод является заинтересованное лицо, передающее вознаграждение под условием совершения субъектом получения обусловленных действий. При этом для получения незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческих и иных организациях, имеющиеся полномочия фактически не использует, им задействован лишь потенциал своего служебного статуса. (Горелик, 2008). Деяние, составляющее существо коммерческого подкупа - получение незаконного вознаграждения имущественного характера под условием совершения действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением, находится за пределами полномочий, использование которых вопреки законным интересам организации характеризует состав злоупотребления полномочиями.

Так, обоснованно квалифицируются как коммерческий подкуп случаи получения незаконного вознаграждения лично лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, сверх суммы за услуги данной организацией, договор о предоставлении которых должным образом оформлен.

Есть еще два существеннейших отличия между злоупотреблением полномочиями и коммерческим подкупом. Первое (условно) отличие состоит в том, что при злоупотреблении полномочиями извлечение выгод и преимуществ другими (кроме самого "злоупотребителя") лицами является факультативным элементом объективной стороны преступления, а при коммерческом подкупе удовлетворение интереса дающего - элемент обязательный.

Второе отличие состоит в том, что при злоупотреблении полномочиями выгода "злоупотребителем" извлекается сугубо опосредованно (через создание неких "выгод и преимуществ"), а при коммерческом подкупе подкупленный непосредственно получает от дающего деньги, ценные бумаги, иное имущество и тому подобное.

Особенность состава коммерческого подкупа заключается в том, что получение лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и некоммерческих организациях, вознаграждения рассматривается как преступление только в том случае, если оно выступает заранее обусловленным условием совершения данным лицом действий (бездействия) в интересах дающего. Необходимым элементом коммерческого подкупа является взаимосвязь получения незаконного вознаграждения и действий (бездействия) лица, этим вознаграждением обусловленных. При этом не имеет значения момент совершения действия - до или после получения вознаграждения, но договоренность о передаче - получении вознаграждения должна быть достигнута до совершения действий в интересах дающего.

В п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" указано, что "ответственность за дачу и получение взятки или коммерческий подкуп не исключает одновременного привлечения к уголовной ответственности за действия, образующие самостоятельное преступление. В таких случаях содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлении". [20, с.10 - 11].

Таким образом, если деяние, совершение которого было обусловлено получением незаконного имущественного вознаграждения, подпадает под признаки состава злоупотребления полномочиями, имеет место реальная совокупность преступлений, предусмотренных соответствующей частью ст. 201 и ч.3 или ч.4 ст. 204 УК РФ.

Необходимость разграничения коммерческого подкупа с некоторыми из составов преступлений, содержащихся в УК РФ, на первый взгляд может показаться надуманной, однако анализ правоприменительной практики позволяет сделать вывод, что проблемы все-таки есть, в связи с чем, возникает насущная необходимость выделения основных признаков отграничения коммерческого взяточничества от некоторых, в определенной степени, смежных составов.

Между коммерческим подкупом и злоупотреблением полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202 Уголовного Кодекса РФ) существуют одновременно и те же отличия, что имеются между коммерческим подкупом и взяткой (то есть по субъекту), и те же, что имеются между коммерческим подкупом и злоупотреблением полномочиями. Основным непосредственным объектом злоупотребления полномочиями частными нотариусами и аудиторами являются общественные отношения, обеспечивающие правильность осуществления частной нотариальной и аудиторской деятельности; объект превышения полномочий служащими частных охранных и детективным служб - общественные отношения по обеспечению соблюдения установленного государством порядка указанных видов деятельности. Непосредственный объект данных преступлений не пересекается с объектом коммерческого подкупа и находится за пределами видового.

Специфика субъекта и осуществляемой им в обществе деятельности (частный нотариус, аудитор выполняют не управленческую деятельность, а занимаются предоставлением специальных видов услуг населению и организациям) предопределила и различие в содержании признаков объективной стороны. Частным нотариусом в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате является нотариус, занимающийся частной практикой. В ходе своей деятельности он осуществляет нотариальную деятельность, содержание которой определено в ст.35 Основ. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, могут совершать все предусмотренные законом нотариальные действия, за исключением выдачи свидетельства о праве на наследство и принятия мер к охране наследственного имущества (ст.36 Основ). (Есть исключение из этого правила).

Аудитором, в соответствии со ст.3 ФЗ РФ от 7 августа 2001 года "Об аудиторской деятельности", является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора, занимающееся аудиторской деятельностью в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя. Аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Заключение аудитора, явившееся результатом аудиторской проверки, является документом, имеющим юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.

Объективная сторона составов ст. 202 УК РФ складывается из:

1) использования частным нотариусом или аудитором своих полномочий вопреки задачам своей деятельности;

2) общественно опасных последствий в виде причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства;

3) причинной связи между деянием и последствиями.

От организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий ст. 204 УК РФ полномочия, использование которых предполагает квалификацию по ст. 202 УК РФ, существенно отличаются. Их перечень содержится в нормативных актах, регламентирующих соответствующие виды деятельности - Основы законодательства РФ о нотариате и в ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Управленческие полномочия, использование которых составляет объективную сторону ст. 204 УК РФ, могут быть нормативно определенными (чаще в локальных правовых актах), но могут быть определены и в индивидуальном порядке: в трудовом и гражданско-правовом договоре, являющемся правовым основанием возникновения этих полномочий, а также нормативный и индивидуальный порядок определения могут сочетаться. (Томилин, 2008). Вообще полномочия частных нотариусов и аудиторов не являются ни организационно-распорядительными, ни административно-хозяйственными. Аудиторы осуществляют контрольные функции, а нотариусы выполняют в обществе функцию защиты прав и законных интересов граждан и должностных лиц путем совершения нотариальных действия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты