Следует обратить внимание руководителя и на то, что конфликтное поведение является по своей сути ролевым и, в силу этого, его причиной может быть психологическое давление группы на сотрудника. Сотрудник может пойти на конфликт и его эскалацию, исходя из групповых ожиданий и групповых оценок, поддерживающих его действия. Поэтому руководителю необходимо принять меры по блокированию групповых влияний на конфликтующие стороны. В индивидуальных и групповых беседах может иметь место вербализация причин конфликта, которая демонстрирует группе и участникам конфликта информированность руководителя об истинных целях и мотивах столкновения. Иногда этого бывает достаточно для его локализации и разрешения.
Можно утверждать, что конфликты в коллективе сотрудников в большинстве случаев связаны со статусными оценками и социальными ролями членов коллектива. То, что первоначально воспринимается руководителем как служебный, деловой конфликт, то есть конфликт, связанный с функциональными действиями сотрудников, на деле может оказаться позиционным конфликтом, то есть столкновением, связанным с отстаиванием сотрудником своего межличностного или внутригруппового статуса, с изменением или регулированием своего ролевого поведения или ролевого поведения оппонента. При этом деловые разногласия могут выступать в качестве явной, демонстрируемой причины, а позиционные разногласия, которыми в действительности обусловлен конфликт, - быть скрываемой причиной.
4. После определения причинности конфликта руководителю необходимо составить по возможности полную информационную модель конфликта, в которой должна найти отражение, наряду с типологической оценкой, и оценкой причин и другая, не менее важная информация. Такой информацией может быть:
а) информация о том, на какой стадии находится конфликт. Основными стадиями развития конфликта могут быть:
- стадия возникновения объективной конфликтной ситуации;
- стадия совершения и взаимного наращивания конфликтных действий;
- критическая стадия;
- стадия спада напряженности в противодействии;
- стадия сопоставления официальных и неофициальных оценок поведения;
- стадия разрешения конфликта, либо выхода из него одной из сторон, либо перехода конфликта на новый уровень;
б) информация об индивидуальных качествах участников конфликта:
Здесь значимыми могут быть сведения о том, были ли они друзьями, имели ли место в их взаимоотношениях другие столкновения, насколько каждый из них поддается убеждению, какова их совместимость, кто из них более склонен к уступкам, компромиссу;
в) информация о действиях, связанных с нарушением этики юриста и других действиях, способных перевести конфликт в неуправляемую, деструктивную фазу- данные действия необходимо пресекать в первую очередь;
г) информация о том, чьи интересы затронуты больше всего, что в конфликте составляет точки соприкосновения и точки максимального возмущения;
д) информация о сильных и слабых моментах в мотивации конфликтного поведения каждой из сторон. Необходимо обратить особое внимание при этом на то, что может говорить в пользу тезиса о несостоятельности аргументации конфликтующего;
е) информация о лицах, которые предположительно могут играть позитивную и, наоборот, негативную роль в конфликте. Важно при этом сделать правильный выбор сотрудника, который по необходимости мог бы быть использован в качестве посредника между конфликтующими сторонами;
ж) информация о том, что мешает конфликтующим понять друг друга, найти взаимоприемлемое решение по выходу из конфликта.
5. Для преодоления конфликта между сотрудниками руководителю следует рекомендовать следующую последовательность действий:
а) локализация столкновения, стагнация конфликтных действий. Конфликтующим сторонам легче согласиться с идеей временной приостановки таких действий, чем с, идеей о немедленном примирении. На данной, первоначальной стадии разрешения конфликта, примирению могут противодействовать не только разногласия между сотрудниками, но и эмоциональное напряжение конфликтующих, переживание ими негативных эмоций по отношению друг к другу. Главное на данной стадии - приостановить конфликтные действия, призвать конфликтующих воздержаться от дальнейшего развития конфликта, предложить каждой из сторон конкретные шаги по снижению остроты конфликта, например, принести извинения за те действия, которые вышли за рамки допустимого. Шаги по редуцированию уровня столкновения могут стать первыми шагами к примирению, к нормализации отношений. В любом случае они будут способствовать созданию эмоционального равновесия в конфликте;
б) дальнейшее снижение эмоциональной напряженности в конфликте и оптимизация взаимных притязаний конфликтующих. Часто конфликтующие стороны не обладают умением (или возможностью) своевременно и в спокойной форме обсудить свои разногласия и связанные с ними действия. Руководителю необходимо предварительно побеседовать с каждым из конфликтующих по поводу имеющихся разногласий. В ходе беседы каждый сотрудник должен, по возможности. четко сформулировать свою позицию, а также оценить позицию и действия оппонента. При этом не следует разрешать подчиненному огульно или чересчур резко критиковать сослуживца. В этих беседах руководитель должен:
- выяснить как сильные, так и слабые стороны в самооценках сотрудником и его оппонентом своих действий в конфликте, как убедительные, так и отдаленные от истины или явно искаженные оценки участниками конфликта действий друг друга;
- поддержать справедливые суждения сотрудника в отношении его действий и действий оппонента;
- обратить внимание на неадекватные моменты в высказываемых оценках и самооценках;
- подтолкнуть подчиненного к необходимой коррекции позиций и установок в конфликте. При этом руководитель может использовать такой прием, как просьбу взглянуть на себя глазами оппонента, поменяться с ним ролями. Это может способствовать снижению эмоциональной напряженности, привести к отказу от некоторых экстремальных оценок, к смягчению притязаний;
- оценить возможность проведения совместной беседы с участниками конфликта.
В этой беседе не следует предлагать конфликтующим высказать друг другу все, что они думают друг о друге. Целесообразней попросить их открыто и ясно, но, вместе с тем в корректной форме, выразить свои взаимные претензии. В присутствии руководителя сотрудники могут оптимизировать взаимные оценки.
В резюмирующей части беседы руководитель должен объединить все конструктивное в высказываниях оппонентов и предложить им пути примирения.
Обычно на данном этапе конфликтующие лишь корректируют свои позиции в желаемом для руководителя направлении, сохраняя при этом готовность к конфликтным действиям. На этом этапе потенциал разногласий может заметно снижаться, но в основном за счет согласия с наиболее верными суждениями оппонента, признания собственных ошибок. В главном конфликтное противоречие может сохраняться, однако снимается все то, что усугубляет столкновение;
в) устранение подлинных причин конфликта. В ходе бесед по определению причин столкновения, бесед, предваряющих совместный разбор конфликтного поведения, а также в ходе этого разбора руководитель может прийти к правильному представлению о том решении, которое снимает основную причинность конфликта, и сможет примирить конфликтующих. В указанных беседах он может прозондировать отношение участников конфликта к этому решению. К сожалению, ни руководитель, ни участники конфликта не могут достаточно быстро прийти к такому решению, которое в равной степени учитывало бы интересы конфликтующих сторон. Именно потому, что примиряющее решение в принципе не может максимально соответствовать притязаниям как одной, так и другой стороны, следует сначала снизить остроту и эмотивность конфликта, добиться контроля над конфликтной ситуацией, выявить "зону согласия" конфликтующих сторон, поднять уровень их взаимной терпимости и лишь после этого переходить к окончательному формированию и аргументации данного решения.
Решение по примирению конфликтующих сторон должно, по возможности, быть направлено на нейтрализацию основных причин столкновения и, в то же время, основываться на взаимных уступках участников конфликта. Действенность такого решения обычно обеспечивается большими уступками той из сторон, которая в большей мере готова к компромиссу;
г) анализ послеконфликтного поведения, закрепление примирения между сотрудниками. На данном, заключительном этапе разрешения конфликта руководитель должен организовать конструктивное взаимодействие, сотрудничество сторон, участвовавших в конфликте, с тем, чтобы выгоды от прекращения конфликта приобрели актуализированную форму. Сотрудники, конфликтовавшие друг с другом,должны не только пойти на примирение, но и "освоить" неконфликтные способы взаимообщения и взаимодействия.
Заключение
Сложная по своему характеру служебная деятельность юриста, значительные стрессовые нагрузки, дефицита информации и времени повышают вероятность конфликтов, то есть таких случаев обострения противоречий между сотрудниками, которые существенно сказываются на психологическом самочувствии отдельных сотрудников и деятельности коллектива (группы) в целом. Конфликт выражается в словах или поступках сотрудников, их демонстративных или скрытых действиях, которые направлены на защиту интересов, взглядов, позиций, привычек поведения.
Важной психологической закономерностью конфликтного поведения является значительная взаимозависимость конфликтных акций. В силу этого конфликтный процесс отличают такие черты, как динамичность и способность к саморазвитию. Последнее означает, что отсутствие эффективных мер по преодолению конфликта обычно приводит к возрастанию потенциала конфликта, расширению его субъектной базы и увеличению негативного влияния на характер и результаты служебной деятельности - иногда до опасных пределов.
Изучив факторы, влияющие и вызывающие стрессы у лиц, работающих юристами в организациях, методы и способы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе сотрудников, можно существенно уменьшить количество конфликтов, что является важным для успешной профессиональной деятельности сотрудников.
Список использованной литературы
1. Бородкин Д.М., Коряк Н.М. Внимание конфликт. - Новосибирск: Наука,1989.
2. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд. МГУ,1987.
3. Грехнев B.C. Специально-психологический фактор в системе общественных отношений. - М.: Изд. МГУ,1985.
4. Дубрович А.Б. Воспитателю о психологии и психологии общения.-М.: Просвещение,1987.
5. Дэна Даниэль. Преодоление разногласий. - Санкт-Петербург: Изд. Институт личности,1994.
6. Куксин И.Н. Научные основы педагогической и управленческой деятельности в федеральных органах налоговой полиции. – М., 1998 г.
7. Мицич Предраг. Как проводить деловые беседы.-М.:Экономика,1983.
8. Минеева С.А. Полемика - диспут - дискуссия. - М.: Знание, 1990.
9. Общая психология. / Под редакцией А.В. Петровского - М.: Просвещение,1986.
10. Общая психология. / Под редакцией А.В. Богословского. - М.: Просвещение,1981.
11. Психологические исследования общения. - М.:Наука,1985.
12. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. - М.: Наука,1985.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1, Т.2.-М.:Педагогика, 1989.
14. Снелл Фрэнк. Искусство делового общения. - М.:Знание,1990.
15. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. - Л.: Изд. ЛГУ,1988.
16. Свенцицкий А.П. Социальная психология управления. - Л.: Изд. ЛГУ, 1986.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9