Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Республике Беларусь

Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА

 

 

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 


Понятие, классификация и юридические свойства основных прав и свобод


Рассматривая обозначенную тему, видится необходимым в начале уяснить содержание некоторых ключевых категорий, в отношении которых будет вестись речь, а именно: право, свобода, обязанность, человек, гражданин, личность.

Термин «право» имеет два значения. В объективном смысле – это совокупность (система) установленных и гарантированных государством общеобязательных правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения, возникающие и функционирующие в данном государстве. Применительно же к рассматриваемой теме, право будет выступать в субъективном значении – как закрепленная в Конституции или ином законодательном акте возможность (мера) определенного поведения человека (право на забастовку, право на участие в культурной жизни, право свободного передвижения и выбора места жительства в пределах Республики Беларусь и др.). Однако большая часть прав предполагает возможность получения лицом определенных и гарантированных государством материальных либо духовных благ (право на образование, право на жилище, право на социальное обеспечение и др.).

Понятие «свобода» по своему содержанию во многом схоже с субъективным правом. Юридическое различие между ними провести зачастую довольно сложно. Не случайно, законодатели как зарубежных стран, так и нашего государства в ряде случаев свободу воспринимают как право. Например, в соответствии со ст.50 Конституции Республики Беларусь, право каждого пользоваться родным языком и выбирать язык общения гарантируется свободой выбора языка воспитания и обучения. В данной норме термины «право» и «свобода» используются совместно, их значения здесь как бы переплетаются и взаимно обуславливают друг друга, границы между ними в определенной мере подвижны, а в некоторой степени – даже и условны.

Вместе с тем, рассматриваемые понятия не во всех случаях являются идентичными. «Право» - выступает как более четкая и конкретная юридическая категория, т.е. варианты его использования обозначаются в нормативных актах, как правило, исчерпывающим образом. «Свобода» же чаще всего воспринимается как более широкое понятие - как великое достояние человека, как некая совокупность всех его прав и свобод. В этом значении «свобода» отличается от конкретных индивидуальных прав, она может иметь много вариантов осуществления, причем некоторые из них невозможно отразить в юридических нормах (к примеру, как гарантировать свободу слова на дружеских встречах, в семейных делах и т.д.).

В тех странах, где общественное устройство утвердилось на принципе свободы (гражданского общества), были достигнуты большие успехи в развитии экономики, науки, культуры, социальной защиты населения. Общество без свободы в конечном итоге приходит к обратному результату - застою и деградации экономики и культуры, к подавлению энергии, инициативы человека, остановке социального прогресса.

Вместе с тем современное конституционно-правовое учение о свободе исходит из того, что она не может быть абсолютной. Автономия личности должна находиться в таких пределах, чтобы при реализации своих прав она не нарушала законные интересы других субъектов правоотношений, т.е. мера свободы, ее границы должны быть определены законом. Иными словами, Конституция связывает права и свободы с обязанностями личности.

«Обязанность» - это категория противоположная по своему значению «праву». Ее можно определить, как установленную законом необходимость совершать какие-то действия, либо воздерживаться от их совершения.

Конституционные права, свободы и обязанности являются основными, потому что они определяют наиболее важные, существенные отношения и связи между государством и гражданином. Они находят свое развитие и конкретизацию в нормах текущего законодательства – административного, трудового, гражданского и др.

«Человек» – это физическое лицо, живущее в обществе, государстве – гражданин, иностранец, лицо без гражданства.

«Гражданин» – это физическое лицо, имеющее документальное подтверждение своей правовой принадлежности к данному государству и обладающее его гражданством.

«Личность» – это субъект (человек) с присущими ему индивидуальными чертами и качествами – интелектуальными, эмоциональными, волевыми. То есть, не о каждом человеке можно говорить как о личности (малолетние, признанные судом недееспособными).

Права человека следует рассматривать как основу конституционализма, паскольку главный смысл создания конституции как раз заключается в обеспечении свободы и безопасности человека и, прежде всего, от произволства государственной власти.

Идея о том, что люди от рождения cвободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых (естесвенных) прав легла в основу первых конституционных актов, принимавших в ходе Английской, Американской, Французской революций XVII-XVIII веков. Теоретические основы таких подходов заложили выдающиеся мыслители англичанин Джон Локк, французский философ Жан Жак Руссо и другие.

Первым правовым актом в области прав человека был Билль о правах (Хабеас корпус акт), принятый в Англии в 1689 году. Главным его содержанием является защита человека от незаконного ареста. Согласно этому закону, человек, которого арестовали, имел право обратиться в суд и судья должен был объяснить причину его ареста. Этот закон ограничивал произвол абсолютизма феодального государства.

Несколько позже акты в области прав человека были приняты в других странах. В частности, в США – «Декларация независимости» (1776г.), послужившая основой для разработки и принятия Конституции США (1789г.); во Франции – знаменитая «Декларация прав человека и гражданина» (1789г.). Эти нормативные акты актуальны до сих пор. Например, французская «Декларация прав человека и гражданина» служит преамбулой ныне действующей Конституции Франции 1958 года.

В последующем ни одно государство, претендовавшее на то, чтобы считаться демократичным, не могло не записать в своей конституции определенный перечень прав человека. Тем самым права человека приобретали юридическую форму и становились важнейшим институтом конституционного права. В последствии они стали и институтом международного права. Первым международно-правовым актом системного изложения прав человека является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. В этом историческом документе (ст.1) провозглашается, что все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, без какого бы то ни было различия. Всеобщая декларация прав человека содержит в себе основополагающие принципы прав человека. Государства (в том числе и Республика Беларусь), подписавшие ее, ставят перед собой задачу уважать эти права и свободы, принципы, на которых строится вся система основных прав и свобод человека, строить свое законодательство на основе провозглашенных международных норм – принципов: свободы, гуманизма, равноправия.

Классификация прав и свобод

В литературе права и свободы классифицируются по разным основаниям. К примеру, по времени появления выделяют три периода прав и свобод.

Первый период длился с конца XVIII века до начала XX века. Причем в нем выделяется три этапа появления прав и свобод. Первоначально правовое закрепление получают т.н. естественные права человека, которые он приобретает не от государства, а в силу своего рождения. Это право на жизнь, запрет пыток, запрет рабства, право человека на гражданство, свободу совести и др.

Далее получают свое развитие либеральные права: неприкосновенность жилища, личной корреспонденции, свобода передвижения и др.

Завершается первый период появлением прав на демократическое участие в жизни государства. Среди этих прав – право участвовать в выборах и быть избранным, право на свободу союзов и ассоциаций, право на государственную службу и т.д.

Таким образом, для первого периода характерны личные и политические права и свободы.

Второй период прав и свобод берет начало после первой мировой войны и заканчивается в 80-ых годах XX века. Второе поколение прав и свобод связано с влиянием социалистических идей. Это так называемые социально-экономические и культурные права и свободы, которые в основном первоначально были закреплены в советских конституциях 1918 и 1936 годов – право на труд, право на отдых, право на пользование достижениями культуры, науки, искусства и т.д. Позже такие права появились и в других социалистических государствах, а затем многие из них стали общепризнанными и нашли закрепление в международных актах, в т.ч. во Всеобщей Декларации прав человека.

Права и свободы третьего поколения стали фиксироваться с 80-х годов XX века. Их необходимость была обусловлена появлением многих серьезных проблем, и в первую очередь проблема сохранения здоровой и чистой окружающей среды, т.е. проблема экологии. Появились проблемы связанные со свободой информации, с распространением вычислительных машин; проблемы связанные со значительной разницей в развитии государств. Права и свободы третьего поколения стали фиксироваться в документах ООН. Это право на здоровую окружающую среду, право на мир, право на свою территорию, право на самобытность, право на пользование природными ресурсами и т.д.

В этот период появляется ряд международных актов в области прав и свобод отдельных групп людей. К примеру, была принята Конвенция о правах ребенка(1989г.), в которой закреплен особый порядок защиты прав и свобод несовершеннолетних. Сегодня общепризнанно, что права и свободы должны быть универсальными, то есть ими должны пользоваться все люди Земли, а не только граждане государств, которых принято называть развитыми.

В зависимости от субъектов права и свободы подразделяются на:

·               права и свободы человека;

·               права и свободы гражданина;

Содержание этих понятий несколько различается. Права и свободы гражданина предопределены его правовой принадлежностью к государству. Когда речь идет о правах и свободах человека, то имеется виду их естественная природа происхождения, то есть они принадлежат человеку уже в силу рождения. Гражданин же, наряду с естественными правами, обладает и некоторыми дополнительными, которые ему предоставляются государством и которыми не вправе пользоваться лица, не являющиеся гражданами соответствующего государства. Например, только гражданин обладает избирательным правом, только на него возлагается обязанность защищать отечество и т.д.

В некоторой мере разграничения понятий «права человека» и «права гражданина» обусловлены наличием в юридической науке двух направлений по данной проблеме: естественно-правового и позитивистского. Сторонники первого подхода исходят из признания прав в силу природы самого человека, а закон, по их мнению, выступает лишь как средство фиксации уже существующих этих прав. В то же время позитивисты полагают, что права могут дароваться человеку только государством, которое их определяет и закрепляет в законе.

Вместе с тем, в современных условиях обе концепции прав человека и гражданина взаимодействуют, между ними нет противостояния, они как бы дополняют друг друга. Ведь сегодня общепризнанно, что есть права, которые действительно являются прирожденными (право на жизнь, на личную неприкосновенность и др.). Однако, без юридической определенности и защиты они не могут обеспечиваться в полной мере.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты