Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Республике Беларусь

Право на жилище выступает в качестве составной части более широкого права – права на достойный уровень жизни, закрепленного статьей 21 Конституции. С аналогичных позиций право на жилище рассматривается и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в котором отмечается, что право на достойный жизненный уровень включает ряд составляющих, в том числе достаточное питание, одежду и жилище (ст.11).

Жилищное законодательство Республики Беларусь основывается на Конституции и состоит из Жилищного кодекса, принятого 22 марта 1999г., декретов и указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров и иных актов законодательства.

Гражданское законодательство применяется к жилищным отношениям постольку, поскольку эти отношения не урегулированы жилищным законодательством.

Жилищный кодекс (ст.9) определяет перечень прав и обязанностей граждан в области жилищных отношений. В частности, они вправе:

·               получать жилое помещение в пользование на условиях и в порядке, установленных Кодексом;

·               получить земельный участок для индивидуального жилищного строительства;

·               осуществлять индивидуальное или коллективное жилищное строительство;

·               пользоваться жилым помещением по договору найма (поднайма) и на иных основаниях, предусмотренных Кодексом;

·               совершать иные действия, не противоречащие законодательству.

В тоже время граждане обязаны:

·               соблюдать требования жилищного законодательства;

·               не препятствовать осуществлению законных прав и интересов других субъектов жилищных отношений;

·               возмещать ущерб, нанесенный жилым помещениям других граждан и юридических лиц независимо от форм собственности в связи с пользованием этими жилыми помещениями;

·               использовать жилые помещения в соответствии с требованиями Кодекса;

·               нести иные обязанности, предусмотренные законодательством.

Жилищный кодекс определяет основания признания граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий. К таковым относятся граждане, проживающие в жилом помещении, не отвечающем установленным для проживания санитарным и техническим требованиям; проживающие в квартире, заселенной несколькими нанимателями; впервые вступившие в брак и не имеющие отдельной квартиры; имеющие обеспеченность общей площадью жилого помещения, в которой они проживают, на одного члена семьи менее минимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования; проживающие в общежитиях, за исключением граждан, поселившихся в связи с обучением; другие категории граждан, предусмотренные законодательством (ст.43).

Отношения собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме регулируются Гражданским кодексом, Законом «О совместном домовладении» и иным законодательством Республики Беларусь.

Жилищный кодекс, а также административное, уголовное и иное законодательство устанавливает соответствующую ответственность за нарушение жилищного законодательства.

Право на участие в культурной жизни

Данное право закреплено в статье 51 Конституции. Оно обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительных учреждений. Свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания гарантируется. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Государство содействует развитию культуры, научных и технических исследований на благо общих интересов.

Законодательство Республики Беларусь о культуре основывается на Конституции и состоит из Закона «О культуре в Республике Беларусь» от 4 июня 1991г. (в ред. от 18.05.2004г.), иных актов законодательства, в том числе международных договоров Республики Беларусь, которые регулируют общественные отношения, связанные с осуществлением и обеспечением культурной деятельности.

В соответствии с указанным Законом, свобода творческой деятельности состоит из права выбора сфер, направлений, форм, приемов и методов творческой деятельности, самостоятельного определения формы и содержания, жанра, языка, стиля, ценности и предназначения создаваемых произведений художественной литературы и искусства, репертуара исполняемых произведений, языка, стиля и манеры исполнения. Вмешательство государственных органов, их должностных лиц, юридических и физических лиц в процесс создания и (или) исполнения субъектами творческой деятельности произведений художественной литературы и искусства с целью определить содержание творческого процесса и (или) воздействовать на его результаты не допускается, кроме случаев, если результаты творческого процесса:

·               могут быть направлены против суверенитета Республики Беларусь, призывают к насильственному захвату государственной власти или к изменению конституционного строя;

·               содержат и распространяют сведения, которые оскорбляют честь и достоинство Президента Республики Беларусь, руководителей государственных органов, статус которых установлен Конституцией;

·               пропагандируют войну, насилие, жестокость, социальную, национальную, религиозную, расовую исключительность, нетерпимость или враждебность, порнографию, подстрекают к совершению преступлений;

·               в иных случаях, предусмотренных законодательными актами (ст.6).

Закон предоставляет гражданам, принадлежащим к любой национальной общности и проживающим в Республике Беларусь право сохранять и развивать свою национальную культуру, воспитывать детей в национальных культурных традициях, пользоваться родным языком. Данные граждане имеют право также на создание общественных объединений, которые осуществляют культурную деятельность.

Важной гарантией от покушения на интеллектуальную собственность является положение, содержащееся в части третьей комментируемой статьи Конституции, где закреплено, что интеллектуальная собственность охраняется законом.

Перечень объектов, относящихся к интеллектуальной собственности, приведен в статье 980 Гражданского кодекса, а его статья 11 определяет способы защиты гражданских прав, в том числе исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности. Среди них: признание права; возмещение убытков; компенсация морального вреда; взыскание неустойки; восстановление положения, существовавшего до нарушения права и др.

Право на образование (ст.48 Конституции Республики Беларусь)

Содержание этого права затрагивалось в достаточном (для данного пособия) объеме в рамках предыдущей темы, и в частности, в вопросе «духовно-культурные отношения». Поэтому, во избежание дублирования здесь мы отметим лишь, что право на образование (впрочем, как практически и все остальные права) имеет не только конституционную основу. Оно закреплено и в международных документах: Всеобщей декларации прав человека (ст.26); Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст.13).

В завершение вопроса следует отметить, что сегодня в Республике Беларусь созданы все необходимые условия для полной реализации гражданами права на образование.

 

Конституционные обязанности граждан


Наряду с правами и свободами, Конституция Республики Беларусь устанавливает также основные обязанности граждан. Это и понятно, т.к. не может быть прав без обязанностей. Человек находится в обществе равноправных с ним людей. Именно они обеспечивают ему условия для трудовой деятельности, создают материальные и социальные возможности получить образование, бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, благоустроенное жилье, пользоваться достижениями культуры. Все это государство и общество могут предоставить только в том случае, если граждане будут честно выполнять свои обязанности. Из этого исходит и ст.29 Всеобщей декларации прав человека, которая гласит: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности».

В Конституции Республики Беларусь обязанности граждан сформулированы таким образом, что они отвечают как интересам личности, так и общества в целом. При этом следует отметить, что в отличие от прав и свобод обязанности классифицируются с определенным затруднением, поэтому в литературе они, как правило, приводятся в виде перечня основных требований государства к гражданам. Причем некоторые обязанности адресованы также к иностранным гражданам и лицам без гражданства.

В сравнении с правами, конституции различных государств значительно меньше содержат обязанностей, а в некоторых из них они вообще отсутствуют. Такой подход можно объяснить тем, что обязанностей, в общем, фактически довольно много, и среди них сложно выделить основные. Все они закреплены соответствующим отраслевым законодательством – административным, гражданским, уголовным и т.д. Поэтому, если свести обязанности к двум-трем самым, казалось бы, важным, то этого будет слишком мало. Если же их указать очень много, то это будет не совсем удобно государству, поскольку в данном случае оно может выглядеть как не демократичное.

Обязанность соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции

Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст.52 Конституции).

Таким образом, юридической обязанностью каждого находящегося на территории нашего государства является соблюдение ее Конституции и законов. Иными словами, действие указанной обязанности распространяется как на граждан Республики Беларусь, так и иностранных граждан и лиц без гражданства. При нарушении Конституции и иного законодательства виновное лицо может быть привлечено к соответствующей ответственности: дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной. Освобождаются от такой ответственности лишь иностранные граждане, пользующие дипломатическим иммунитетом.

Что же касается невыполнения закрепленной в комментируемой статье Конституции обязанности уважать национальные традиции, и если при этом не нарушаются правовые нормы, то в данном случае, как справедливо отмечает Г.А.Василевич, можно вести речь лишь об ответственности моральной.

Обязанность уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц

Данная обязанность закреплена в статье 53 Конституции.

Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других ведет к всевозможным конфликтам между людьми и чревата социальными потрясениями. В качестве гарантийного механизма положений комментируемой статьи Конституции выступают правовые нормы, предусматривающие ответственность за посягательства на конституционные права, свободы и достоинство личности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты