В развитие конституционных норм принято ряд нормативных актов, в том числе законов. Среди них Закон от 11 ноября 1992 г. «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» (в ред. Закона от 5 января 2004г.), который создает правовую основу в сфере межнациональных отношений, гарантирует создание условий свободного развития национальных меньшинств. Закон (ст.4) не допускает какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав и свобод граждан Республики Беларусь за их принадлежность к национальному меньшинству, а также попытки ассимиляции против их воли.
Закон «Об образовании в Республике Беларусь» от 19 декабря 2001г. (в ред. Закона от 19 марта 2002г.) закрепляет положение о возможности обучения и воспитания на языке национальной общности (ст.5).
Соответствующие нормы, закрепляющие право национальных меньшинств на развитие, употребление и защиту их родных языков содержатся и в Законе «О языках в Республике Беларусь» от 26 января 1990г. (в ред. Закона от 13 июля 1990г. - ст.6, 21).
Защиту интересов национальных меньшинств устанавливают также Законы «О гражданстве Республики Беларусь», «О государственной службе в Республике Беларусь» и др.
Право на судебную защиту
Право на судебную защиту – это возможность каждого обратиться в суд за защитой своих прав и свобод от неправомерных действий (бездействия) и решений органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, равно как и от действий (бездействия) негосударственных организаций и частных лиц. Данное право граждан закреплено как в национальных законодательных актах, так и в международных документах. Так, в соответствии с Конституцией (ч.1 ст.60), каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. Тождественные положения содержатся в статье 10 Всеобщей декларации прав человека, а так же в статьях 2 и 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Компетентность суда проявляется в первую очередь в профессионализме судей, что обеспечивается предъявлением к ним высоких деловых и моральных требований.
Независимость суда закрепляется на конституционном уровне. Так, в соответствии со статьей 110 Конституции, судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо влечет ответственность по закону. Подобные деяния являются уголовно наказуемыми. Уголовный Кодекс Республики Беларусь содержит ряд составов преступлений против правосудия: насилие в отношении судьи или заседателя (ст.388), угроза в отношении судьи или законодателя (ст.389), вмешательство в разрешение судебных дел (ст.390).
Беспристрастность суда проявляется в объективной справедливой оценке всех обстоятельств дела, исключении какой-либо дискриминации. В целях обеспечения беспристрастности суда законодательством устанавливаются определенные гарантии, в том числе при наличии определенных обстоятельств – отвод судьи (ст.79 УПК).
В соответствии с ч.2 ст.60 Конституции Республики Беларусь с целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда.
Как отметил Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в своем Постановлении от 20 сентября 1996 г. №10 «О применении законодательства, регулирующего материальное возмещение морального вреда» (Судовы веснік, 1996г., № 4), под моральным вредом следует понимать нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства др.), или имущественные права.
Основания и порядок компенсации морального вреда регулируется гражданским законодательством (ст.968-970 ГК).
Право на юридическую помощь
Данное право гарантируется как национальным законодательством, так и рядом международных документов. В соответствии с Конституцией (ст.62), каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органов, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств. Противодействие оказанию правовой помощи запрещается.
Профессиональную юридическую помощь призвана осуществлять адвокатура, которая осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом «Об адвокатуре» от 15 июня 1993 г. (с послед. измен. и дополн.). Данный Закон (ст.7) предъявляет определенные требования к кандидату на должность адвоката. В частности, им может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее трех лет или не имеющий такого стажа, но прошедший стажировку сроком от шести месяцев до одного года в адвокатуре, сдавший квалификационный экзамен и получивший лицензию (выдается Министерством юстиции на основании решения квалификационной комиссии по вопросам адвокатской деятельности сроком на пять лет). Граждане, получившие лицензию на право занятия адвокатской деятельностью, осуществляют эту деятельность путем вступления в члены коллегии адвокатов. В Республике Беларусь образуются республиканская, областные и минская городская коллегии адвокатов.
Для оказания юридической помощи физическим и юридическим лицам коллегиями адвокатов по согласованию с исполнительными комитетами (местными администрациями) создаются юридические консультации.
Согласно Закона (ст.5), адвокаты оказывают следующие виды юридической помощи:
· дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству;
· составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера;
· осуществляют представительство в судах и других органах и организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях;
· участвуют в предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, в также представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков.
В соответствии с комментируемой статьей Конституции, каждый вправе пользоваться не только услугами адвокатов, но и других своих представителей. Основания и порядок осуществления данного представительства предусматривается соответствующим процессуальным законодательством (административным, хозяйственным, гражданским, уголовным).
Так, в соответствии с хозяйственно-процессуальным кодексом, индивидуальные предпринимателя и иные граждане могут вести свои дела в хозяйственном суде лично или через представителей. Личное участие не лишает их права иметь представителя по делу (ст.55). Представителем в хозяйственном суде, наряду с адвокатом, может быть любой гражданин, имеющий надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела в хозяйственном суде, если иное не предусмотрено законодательными актами (ст.56). Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законодательными актами. Доверенность, выданная индивидуальным предпринимателем или иными гражданами, должна быть удостоверена в нотариальном порядке либо:
· руководителем организации, где работает или учится представляемый;
· жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства представляемого;
· учреждением социальной защиты населения;
· больницей или другим стационарным лечебно-профилактическим учреждением, в котором представляемый находится на излечении;
· командиром соответствующей воинской части, если доверенность выдается военнослужащим, работникам этой части или членам их семей.
Доверенность лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверяется администрацией соответствующего исправительного учреждения (ст.57).
Право на защиту международных организаций
Данное право гарантируется статьей 61 Конституции, в которой закреплено, что каждый вправе в соответствии с международными правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Следовательно, жалоба может быть подана после отказа лицу во всех судебных либо административных инстанциях Республики Беларусь.
Рассматривая данное право, следует отметить, что 10 января 1992г. Верховный Совет Республики Беларусь ратифицировал факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966г. о признании компетенции Комитета по правам человека ООН, созданным в соответствии с данным пактом. Следовательно, присоединение нашей республики к факультативному протоколу этого Пакта создает условия для реализации каждым своего конституционного права на обращение в указанный орган. Комитет принимает жалобы, если они не анонимны и не представляют собой злоупотребления правом на жалобу, он проверяет, не рассматривается ли вопрос в соответствии с другой процедурой международного разбирательства, и исчерпало ли лицо все доступные внутренние средства правовой защиты.
Процедура защиты нарушенного права состоит в том, что жалоба доводится до сведения соответствующего государства, которое обязано в шестимесячный срок представить Комитету письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и извещающие о принятых мерах. Правда, Комитет не вправе выносить обязательные решения, но он публикует ежегодный отчет о рассмотрении жалоб, что имеет негативные морально-политические последствия для государства, в котором нарушаются права человека.
Другим органом международной защиты прав и свобод является Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959г. в соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. В состав суда входят по одному представителю от каждого государства, входящего в Совет Европы. Решения данного Суда являются окончательными и обязательны для исполнения соответствующим государством. Вступление нашей страны в состав Совета Европы, под эгидой которого действует Европейский Суд по правам человека, будет способствовать расширению возможностей защиты прав и свобод граждан Беларуси на международном уровне.
Политические права и свободы
О демократизме государственного строя в значительной степени можно судить по политическим правам и свободам, декларируемым в Конституции Республики Беларусь. Последние определяют пределы политической деятельности граждан и формы их участия в управлении делами общества и государства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12