Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Республике Беларусь

Принципы правового положения личности имеют универсальное значение. Они определяют основные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права и обязанности, независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.

Итак, основными принципами правового статуса личности в Республике Беларусь являются:

1.            Равенство всех перед законом;

2.            Гарантированность реализации прав и свобод личности;

3.            Недопустимость ограничения прав и свобод личности;

4.            Обладание каждым лицом не только правами, но и обязанностями.

 

Личные (гражданские) права и свободы


Личными, или гражданскими правами и свободами признаются такие права и свободы, которые гражданин имеет как личность и человек с момента рождения. Это самые необходимые права и свободы человека, без которых он не может существовать как индивид. Государство по общему правилу должно воздерживаться от вторжения в личную жизнь граждан. Специфические особенности личных прав и свобод заключаются, в следующем:

·               Они являются по своей сущности правами человека и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;

·               Эти права неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Право на жизнь

Основным правом человека является право на жизнь. Все остальные (и не только личные) права и свободы логически вытекают из данного права.

Право на жизнь и свободу было закреплено еще в Декларации Независимости США (1776г.). В Европе, пожалуй, впервые, оно было сформулировано в Конституции ФРГ (1949г.). Из стран же Восточной Европы данная конституционная норма была впервые принята в Венгрии. Конституция Венгрии в редакции 1972 г. гласила: «В Венгерской Народной Республике гражданам принадлежит право на жизнь…». Но такие нормы стали повсеместно распространенными только после международных актов ООН, которые оказали сильное влияние на конституционализм в 60-70 годы XX века. В частности, большое влияние на законодательство стран мира, прежде всего конституционное законодательство, оказал международный Пакт о гражданских и политических правах, принятый Генеральной ассамблеей ООН в декабре 1966 года. После того, как в ст.6 данного Пакта появилось право на жизнь, нормы подобного рода стали очень распространенными.

Одним из условий, по исполнении которого государство принимается в Совет Европы, является отмена смертной казни. То есть право на жизнь, включая отмену смертной казни, стало общеевропейским критерием для признания демократичности государства.

Право на жизнь нашло отражение и в Конституции Республики Беларусь, где оно закреплено в статье 24, в которой сказано: «каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мер наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда».

Конституция не только провозглашает право каждого на жизнь, но и вменяет в обязанность государству защищать жизнь человека от любых противоправных посягательств. Государство создает для этого соответствующие социально-экономические условия, имеет правовую базу, силы, средства и т.п.

За посягательство на жизнь человека действующим уголовным законодательством предусмотрены различные виды наказания. Смертная казнь (расстрел) рассматривается (ст.59 Уголовного кодекса Республики Беларусь) как исключительная мера наказания, которая, вплоть до ее полной отмены, допускается только по приговору суда лишь за некоторые особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах. При этом смертная казнь не может быть назначена:

·               несовершеннолетним в возрасте до 18 лет;

·               женщинам;

·               мужчинам, достигшим ко дню постановления приговора 65 лет.

Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным заключением. Подобное решение может быть принято только Президентом Республики Беларусь (п.19 ст.84 Конституции). Причем, независимо от того, обращаются ли такие осужденные по данному поводу, все материалы в отношении приговоренных к смертной казни рассматриваются Главой государства.

Интересно отметить, что в России и СССР смертная казнь отменялась четырежды – в 1743, 1917, 1920 и 1947 годах. Однако, всякий раз она вскоре восстанавливалась, поскольку общество оказывалось неготовым к восприятию такого решения.

Как известно, в Республике Беларусь 24 ноября 1996 года был проведен всенародный референдум, на которой, в числе прочих, был вынесен и вопрос об отношении граждан к смертной казни. При этом большинство из них высказались за ее сохранение. Однако проведенное голосование не имело обязательной юридической силы, поскольку оно носило консультативный характер. В связи с этим у законодателя нет препятствий для «плавного» перехода от применения смертной казни до полного отказа от нее в перспективе.

Видится необходимым остановиться еще на одном немаловажном аспекте, имеющем прямое отношение к рассматриваемому праву на жизнь. Речь идет о том, что данное право не следует понимать в узком смысле слова лишь как недопустимость посягательства на физическую целостность человека либо невозможность существования смертной казни в государстве. Право на жизнь – более широкое понятие, оно предполагает и наличие права на здоровую окружающую среду, право на жилище, право на труд, право на социальное обеспечение в старости и т.д. Иными словами, для обеспечения права на жизнь требуется наличие ряда условий, без которых человек существовать не может.

Свобода, неприкосновенность и достоинство личности

Обеспечение государством свободы, неприкосновенности и достоинства личности закреплено в статье 25 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой «государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личностей. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом.

Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста.

Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам».

Основу настоящей статьи составляет норма, содержащаяся в ст.3 Всеобщей декларации прав человека, которая закрепляет право каждого на свободу и личную неприкосновенность.

Право на свободу есть не что иное, как сама свобода, т.е. возможность совершать любые правомерные действия. Свобода человека может быть интеллектуальной и физической. Интеллектуальная свобода означает право на свое личное мировоззрение, внутренний духовный мир. Частично она проявляется в личной жизни, частично в публичной сфере. Физическая свобода и неприкосновенность заключается в недопустимости необоснованного ареста, обыска или задержания. В нормальной стране человек не может быть задержан или арестован без специального акта суда или специального уполномоченного на это органа (прокурора).

Действующее уголовно-процессуальное законодательство не только предусматривает обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу, основание для его прекращения, но и содержит специальную статью «Неприкосновенность личности», в соответствии с которой «никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления либо заключен под стражу, домашний арест в качестве меры пресечения, а также помещен в медицинское учреждение для производства судебно-психологической или иной экспертизы при отсутствии на то законных оснований… Орган уголовного преследования, суд обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного или заключенного под стражу, домашний арест либо незаконно помещенного в медицинское учреждение, а также содержащегося под стражей, домашним арестом свыше срока, предусмотренного законом или приговором…» (ст.11 УПК Республики Беларусь).

Заключение под стражу (арест) является одной из мер пресечения преступной деятельности. В процессуальном законе содержится не только перечень статей УК, по которым заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено по мотивам опасности преступления, но и условия, без соблюдения которых указанная мера пресечения не может быть применена (ст.126 УПК). Помимо этого установлены ограничения по срокам содержания под стражей. Так, в соответствии со статьей 127 УПК «мера пресечения в виде заключения под стражу при предварительном расследовании уголовного дела не может превышать двух месяцев». Данная статья устанавливает и порядок продления сроков содержания под стражей.

Законом предусмотрена возможность задержания подозреваемого в совершении преступления, однако при этом дается исчерпывающий перечень оснований, когда это возможно. В соответствии со статьей 107 УПК, задержание может быть применено только:

·               к лицу, подозреваемому в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, направления в дисциплинарную воинскую часть или ареста;

·               к обвиняемому, нарушившему условия примененной к нему меры пресечения;

·               к осужденному, в отношении которого имеется представление уполномоченного на то органа об отмене приговора, определения, постановления суда об условном неприменении наказания, отсрочки исполнения наказания или условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.

Понятие и виды мер пресечения приводятся в статье 116 УПК. В соответствии с ней, меры пресечения - это принудительные меры, применяемые к подозреваемому или обвиняемому для предотвращения совершения ими общественно-опасных деяний, а также для обеспечения исполнения приговора.

Мерами пресечения являются:

·               подписка о невыезде;

·               личное поручительство;

·               передача военнослужащего под наблюдение командования;

·               отдача несовершеннолетнего под присмотр;

·               домашний арест;

·               заключение под стражу;

·               залог.

Полагаем целесообразным вкратце остановиться на новой для отечественной практики мере пресечения – залоге (ст.124 УПК). Залог заключается во внесении самим подозреваемым, обвиняемым либо другим физическим лицом в республиканский бюджет денежных средств для обеспечения явки подозреваемого или обвиняемого по вызову органа уголовного преследования и суда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты