Конституционное право РФ (ответы на экзаменационные вопросы)

10.Принцип разделения властей и единство государственной власти в РФ. Ст. 10 Конституции РФ провозглашает , что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную , исполнительную и судебную .Конституция вверяет каждую из этих ветвей власти соответствующему органу действующему самостоятельно. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти. Важной особенностью российской конституции является то , что Президент как бы не входит ни в одну из трех властей . Он глава государства и обязан обеспечить согласованное функционирование и взаимное действие органов государственной власти. Но при этом Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального собрания или судебных органов Конституция строго разделяет их полномочия. Разногласия между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путем передачи спора в суд. В то же время многие статьи Конституции указывают на то , что фактически Президент признается главой исполнительной власти. полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. Таким образом, назначение выборов этих органов государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости. После выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы ранее этого срока. Президент имеет право законодательной инициативы, то есть, внесение законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Единство Государственной Власти- один из основных принципов организации власти в социалистических (и ряде др. государств). Означает существование единой системы органов гос. власти с разделением лишь управленческих функций, но не властей. Предполагается также наличие в системе одного высшего органа, которому подконтрольны и подотчетны все остальные без исключения. Наконец, принцип Е. г. в. не признает разделения органов гос. власти и органов местного самоуправления.

11. Институты прямой (непосредственной) демократии в РФ. В соотв. с Констит РФ (ст. 130) мсу осуществляется населением м/ц-ых образований в различных организационных формах: путем форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы мсу.

Мсу в РФ-это система организации и деятельности граждан, представляющая собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Особую роль в реализации местного самоуправления играют институты непосредственной демократии. Обусловлено это тем,что: 1.именно народ является носителем суверенитета и единственным источником власти, имея право в первую очередь на непосредственное ее осуществление (ст. 3 Конст. РФ); 2. формы непосредственной муниципальной демократии оказывают прямое влияние на институты местного самоуправления, определяя, к примеру, не только состав представительных и иных органов местного самоуправления, но и задавая конкретные параметры их деятельности. Непосредственная демократия - прямое осуществление власти народом в общегосударственном и местном масштабах, различные формы принятия самим населением (преимущественно гражданами - избирателями) решений общего и местного характера Констит РФ.

14. Российская Федерация как демократическое государство с республиканской формой  правления. Демократия— одна из основных форм правления, политической и социальной организации общества, государства и власти, развивающийся и прогрессирующий в истории политический режим, обычно связанный с республиканской формой государства. Российская Федерация — демократическое государство. Россиянам предоставляется возможность участвовать в делах государства и формировании его органов, а также предоставляются иные политические права (подробнее см. гл. 2 Конституции). В стране принимаются меры к реальному осуществлению каждым гражданином предоставленных ему прав и укреплению законности и правопорядка. Российское государство представляет собой федерацию, объединяющую 89 субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономную область, 10 автономных округов. Представительные (законодательные) органы субъекта Федерации в пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельно осуществляют полномочия по ряду важнейших направлений государственно — правовой деятельности, принимают законы и иные нормативно — правовые акты. В то же время значительную часть вопросов решают непосредственно федеральные органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации и Правительство. В условиях России, представляющей многонациональное государство, федеративная форма государственного устройства является наиболее плодотворной, ибо только Федерация позволяет органично сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами каждой республики и других субъектов Федерации.

12. РФ как суверенное, правовое государство. Российская Федерация – суверенное государство.

Внутренние воды – составляющие их морские (воды морских портов, заливов, бухт) и неморские (воды рек, озер, иных водоемов) воды.

Воздушное пространство – пространство, расположенное над сухопутной и водной территорией государства.

Государственная граница – линия, определяющая пределы территории государства.

Государственная территория РФ – сухопутная территория России, ее недра, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними.

Государственные символы – закрепленные в конституции внешние знаки государства, выражающие идею государственной власти.

Государственный герб Российской Федерации – символ российской государственности, представляющий изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите, над орлом – три исторические короны Петра Великого, в лапах орла на красном щите – всадник, поражающий копьем дракона.

Государственный гимн – символ российской государственности, представленный мелодией, созданной на основе «Патриотической песни» М.И.Глинки.

Государственный суверенитет – свойство государственной власти независимо и самостоятельно от какой-либо власти осуществлять свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.

Государственный флаг – символ российской государственности, представляющий собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего, и нижней – красного цветов, с соблюдением ширины флага к его длине 2:3.

Государственный язык – предусмотренный Конституцией страны язык, используемый в законодательстве, делопроизводстве и судопроизводстве.

Единство государственной власти – распространение суверенитета государства на всю его территорию.

Защита государственного суверенитета – конституционные меры, связанные с защитой целостности и независимости государства.

Народный суверенитет – в РФ принцип конституционного строя, характеризующий полновластие многонационального народа, признание его единственным источником власти в РФ.

Неделимость (неотчуждаемость) суверенитета – суверенитет – такое свойство государственной власти, которого нельзя лишить, разделить и т.д.

Недра – часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Независимость государственной власти – возможность государства самостоятельно и независимо определять и осуществлять внутреннюю и внешнюю политику.

Пределы государственного суверенитета – связанность государственной власти с правами человека и международными обязательствами.

Сепаративная теория – учение, исходящее из того, что в федеративном объединении государств возможен суверенитет либо федерации, либо ее субъектов.

Суверенитет – верховенство и независимость власти.

Таможенная территория РФ – вся территория РФ, находящаяся под ее юрисдикцией.

Теория несуверенного государства – учение, согласно которому государство – член сообщества – может существовать как государство, не обладая суверенитетом.

Теория разделенного суверенитета – учение, исходившее из того, что в федеративном государстве суверенитет не принадлежит ни федерации в целом, ни ее составляющим.

Теория участия – учение, основывающееся на том, что истинно государственный характер имеет федерация, единственно суверенное государство.

Территориальная целостность Российской Федерации – незыблемость ее границ.

Территориальное верховенство РФ – конституционный принцип, согласно которому в состав территории России входят территории всех ее субъектов.

Территориальное море – примыкающий к сухопутной территории или внутренним и морским водам государства морской пояс шириной до 12 морских миль.

Территория государства – часть территории Земли, на которую распространяется суверенитет государства.

Федеральная интервенция – в ряде федеративных государств основанное на законе вмешательство федерального правительства в дела субъекта федерации в случаях нарушения властями последнего федерального законодательства, неподчинения законным требованиям федерального правительства, нарушения прав человека, беспорядков, возникновения угрозы целостности федерального государства, задержки налоговых и других платежей.

Правово́е госуда́рство — способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и реализуются:

права и свободы человека;

всеобщее равенство перед законом;

принцип разделения властей;

разрешение конфликтов через справедливый суд. Статья 1 Конституции Российской Федерации гласит : " Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления."

Российская Федерация - правовое государство. Признаки правового государства.

Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому государству. Однако, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями, которые являются признаками правового государства:

- верховенство закона;

- взаимная ответственность государства и личности;

- разделение властей;

- гарантия прав и свобод личности;

13.Россия как федеративное, социальное, светское государство. Светским государством следует считать такое государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Согласно ст. 14 Конституции России Российская Федерация объявлена светским государством: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от

государства». Правовое положение церкви в современной России, помимо конституционных положений, регулируется российским законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». Конституционно-правовой статус России как федеративного государства определяется федеральной Конституцией 1993 г., Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и Федера­тивным договором от 31 марта 1992 г. Федерализм в России является основой конституционного строя. Согласно ст. 65, п. 1 Конституции РФ, в состав Российской Федерации входят 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации существуют три вида субъектов:-республики-государства, образованные по национально-территориальному принципу;-края, области, города федерального значения - государственные образования, созданные по территориальному принципу;-автономная область, автономные округа - национально-государственные территориальные образования.Россия как федеративное государство имеет ряд признаков, составляющих ее конституционноправовой статус. К ним относятся суверенитет, территория, т. е. пространственный предел распространения суверенитета, Конституция и законодательство федерации, федеральное гражданство, система федеральных органов государственной власти, единые Вооруженные силы и система обеспечения обороны и безопасности, федеральная собственность и единые валюта и экономическое пространство, международная правосубъектность, государственный язык и государственные символы. Рассмотрим наиболее важные из них. Российская Федерация - суверенное государство. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО - характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. РФ (ст. 7) провозглашает: "РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства: а) охранять труд и здоровье людей; б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; г) развивать систему социальных служб; д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты