28. Принципы государственного устройства РФ. Федерация (от позднелатинского foederatio — союз, объединение), наряду с унитарной формой, представляет собой одну из основных форм территориальной организации государства. Как форма государственного устройства она предполагает особый характер отношений между федеральными органами власти и органами составляющих федеративное государство территориальных частей — субъектов федерации. Федерация представляет собой юридически единое союзное государство, в состав которого входят определенные государства или государственные образования, обладающие властью и полномочиями в решении тех вопросов, которые не входят в компетенцию федеральной власти. Ее характеризуют следующие признаки. Федерация — единое союзное государство, существующее наряду и сверх тех государств, которые входят в его состав. Федерация обладает суверенитетом. Федерация обладает необходимыми государственно-правовыми институтами, т. е. законодательными и исполнительными органами, которые избираются населением всех субъектов федерации, причем парламенты федерального типа, как правило, имеют двухпалатную структуру. Наряду с общей палатой, которая выражает интересы всего государства, существует палата, выражающая интересы субъектов федерации. На примере Российской Федерации выделяются следующие конституционные принципы правового регулирования федеративных отношений:1) суверенитет Российской Федерации над всей ее территорией (ст. ст. 4, 71);2) верховенство на всей территории России Конституции Российской Федерации и федеральных законов (ст. 67);3) целостность государственной территории (ст. ст.1, 3, 67);4) прямое действие Конституции Российской Федерации на всей территории Федерации (ст. 15);5) конституционное закрепление порядка изменения внешних и внутренних границ государства (ст.ст. 67, 71, 131);6) единство правового режима территории Российской Федерации в вопросах экономики (единство экономического пространства), свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности (ст. 8). принципы федеративного устройства России, закрепленные в ч. 3 ст. 5 Конституции России:1) государственной целостности;2) единства системы государственной власти;3) разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации;4) равноправия и самоопределения народов.
29. Предметы ведения РФ. - закрепленный в федеральной Конституции круг вопросов, исключительная прерогатива в решении которых принадлежит федеральным органам государственной власти. П.в. РФ - это сфера общественных отношений, регулирование которых отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции РФ. К ведению РФ отнесено то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства РФ, целостности и неприкосновенности ее территории, для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал. Формулой "в ведении РФ находятся" обозначаются сферы жизни общества, отрасли и подотрасли хозяйства, а также социально-культурной деятельности, виды имущества, его объекты, которые находятся под воздействием федеральной государственной власти, в распоряжении ее органов (федеральные банки, транспорт, ядерная энергетика, федеральная собственность, военная техника и др.). Перечень исключительных П.в. РФ, содержащийся в Конституции (ст. 71), является исчерпывающим. В него входят: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство (определение состава, порядка формирования и полномочий федеральных органов, отношений между Федерацией и ее субъектами) и территория РФ (определение состава, границ России); регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств;идр.
По П.в. РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Кроме того, реализуя исключительную компетенцию, федеральные органы государственной власти вправе принимать и иные акты: указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти. Указанные в ст. 71 Конституции РФ П.в. РФ могут быть изменены только с соблюдением процедур, установленных федеральным законом для внесения поправок в Конституцию РФ.
30. Конституционно-правовой статус субъектов РФ. Согласно Конституции РФ субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации характеризуется следующими основными для всех видов субъектов Российской Федерации моментами:1) в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство.2) каждый субъект Российской Федерации имеет свою территорию в пределах границ субъекта Российской Федерации. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта Российской Федерации распространяется только на его территорию3) субъект Российской Федерации имеет свою систему органов государственной власти. 4) каждый субъект Российской Федерации праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта Российской Федерации.Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят).В настоящее время субъекты Российской Федерации различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса. По данному критерию выделяются три группы субъектов:1) республики.2) края, области, города федерального значения. Данные субъекты Российской Федерации вправе и 3) автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы , как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта Российской Федерации наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. меть свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус. 31. Предметы совместного ведения РФ и ее субъектов. В области зак/дат-ва это: 1. административная; 2.административно-процессуальная; 3.трудовая; 4.семейное;5.жилищное;6.природо-ресурсное зак/дат-во;7.экологич-ое зак/дат-во;8. кадры судебных и правоохранительных органов,адвокатура и нотариат.
32. Понятие избирательного права и избирательной системы. Свободные выборы-явл.высшим непосредственным выражением власти народа и способом формир-я органов гос. Власти и МСУ. ИЗБИР.СИСТЕМА-порядок,установленный зак/дат-ом,выбора президента,депутатов гос.думы,органов гос.власти субьектов в МСУ. СУЩЕСТВ-ЮТ 2ВИДА И.С.:1.Мажоритарная(франц.-большинство); 2.Пропорциональная-при ней избиратели голосуют не за конкретного,а за списки кандидатов.так избирается гос.дума. Изб.ПРАВО В ОБЬЕКТИВНОМ СМЫСЛЕ это институт конституц.права,представляющий совок-ть правовых норм регулирующих обществ-ые отнош-я,связанные с выборами. В СУБЬЕКТИВНОМ СМЫСЛЕ Изб.право- это конституционное право гр-н избиратель(активное И.П) и быть избранными(пассивное).ОСН.ИСТОЧНИКОМ И.П. явл. КОНСТ.РФ,фед.законы «по основным гарантиям иных прав и право на участие в референдуме гр-н РФ»; о выборах депутатов госм.думы» и др. НПА. ПРИНЦИПЫ И.П.:1.Всеобщность-любой гр-н РФ достигший 18лет имеет право избирать, а по достижению опред.возрата и быть избранным орг.власти и МСУ. ИСКЛЮЧЕНИЕ-составляют не дееспособные и содержащиеся в местах лишения свободы.; 2.Пр-п равного избирания(1избиратель-1 голос); 3.прямое И.П.(т.е.непосредственное голосование); 4. тайное голосование; 5. свободное и добровольное участие в выборах.
33. Виды избирательных систем. Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (франц. majorite - большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности. Мажоритарная система относительного большинства -Это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами. Система (это относится ко всем разновидностям мажоритарной системы) может применятся как в одномандатных, так и в многомандатных избирательных округах. Мажоритарная система абсолютного большинства она отличается тем, что требует для избрания абсолютного большинства голосов, то есть более половины общего их числа. Но это исходное общее число может быть трояким: а) общее число зарегистрированных избирателей (это самое жесткое требование, которое практически не встречается)[1]; б) общее число поданных голосов; в) общее число поданных действительных голосов. При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании; если он не достигнут, выборы считаются недействительными или несостоявшимися. Никто не может быть избран в первом туре, если не получил 1) абсолютного большинства поданных голосов; 2) числа голосов, равного четвертой части от числа всех внесенных в списке избирателей. В случае равенства голосов считается избранным старший по возрасту кандидат”. При мажоритарной системе абсолютного большинства, как и при системе относительного большинства, обычно устанавливаются одномандатные избирательные округа, хотя допустимы и многомандатные. Мажоритарная система квалифицированного большинства При этой системе избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства. Пропорциональная избирательная система – один из видов избирательных систем, применяемый во многих странах, в том числе и в России. Пропорциональная избирательная система имеет много разновидностей, но суть ее состоит в следующем. Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом. Политические партии и движения, их союзы выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из таких списков. Победа в этом случае пропорциональна числу голосов, поданных за соответствующий список избирательного объединения.