Конституционное право РФ (ответы на экзаменационные вопросы)

34. Избирательный процесс и его стадии. Избирательный процесс осуществля­ется по определенным правовым нор­мам, правилам, содержащимся в кон­ституции и избирательном законе. Главным регулятором выборов является избирательная система, определяющая общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные долж­ности. Главное назначение избирательной системы — обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспо­собные и эффективные органы власти. 1.назначение выборов; 2.регистрация избирателей-ее осущ-ет глава м/ц-го образования в оношении постоянно или преимушественно проживающих гр-ан на терр-ии муниципалитета имеющих избир-ое право на день голосования.; 3.формирование избирательных округов; 4.формирование избират-ых участков.осущ-тся главой МСУ по согласию с соотв-ей избир-ой комиссии.; 5. списки избир-ых участков, с указанием границ и адресов публикуются в СМИ не позднее 25дней до выборов. ИЗБ.КОМИССИИ ВКЛ. 1. центральную избир.комиссию(ЦИК)15чл.,советом федерации,президентом,гос.дума. 2.избират-ые комиссии субьектов срок полномочий не более 5лет; 3.терр-ая,районные или городские.5лет; 4.участковые избир.комиссии.(УИК); 6.выдвижение кандидатов осущ-тся партиями, либо избирателями ,либо осущ-тся путем самовыдвижения.

35. Президент РФ как глава государства. Конституционные полномочия Президента РФ. Институт президентства введен законом РСФСР от 24 апреля 1991. Первые выборы ПР. состоялись 12 июня 1991. По Конст. РСФСР Пр. был высшим должностым лицом и главой исполнительной власти. По ст.80 К.РФ ПРЕЗ-ЭТО глава гос-ва,гарант констит.,прав и свобод ч-ка и гр-на. Пр. принимает меры по охране суверенитета,гос.целостности России. Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос.власти. Пр. определяет основные направления внутр. И внеш. Политики гос-ва. Пр. представляет Россию внутри страны и зарубежом. Пр. обладает неприкосновенностью(ст.91) решает вопросы гражданства,предоставления политического убежища. Награждает гос.наградами, присваивает почетные звания. Присваевает воинские звания и осущ-я помилования.

36. Порядок отрешения Президента РФ от должности. Статья 93  1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. 2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. 3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным. Согласно Конституции РФ существует следующие основания прекращения полномочий Президента России:- истечение срока его пребывания в должности (4 года). Временем истечения срока является момент принесения присяги вновь избранным Президентом России;- досрочно в случае его отставки, т.е. в случае добровольного сложения Президентом России своих полномочий в силу каких-либо политических, личных или иных обстоятельств (причин);- досрочно в случае стойкой неспособности Президента России по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. В соответствии с законодательством в этом случае создается независимая медицинская комиссия, заключение которой является основанием для прекращения полномочий главы государства;- в случае отрешения Президента России от должности на основании его обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.Порядок отрешения детально регулируется Конституцией РФ (ст.93). Правом выдвигать обвинение в совершении вышеуказанных преступлений обладает нижняя палата парламента России - Государственная Дума. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента России должно быть принято двумя третями голосов от общего числа депутатов по инициативе не менее одной третей депутатов этой палаты и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Конституция РФ (ст.92 п.3) устанавливает правило, что во всех случаях, когда Президент России не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. При этом он не обладает правом распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Выборы нового президента России должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий главой государства.

37. Федеральное собрание – парламент РФ, его функции, структура. Парламент (англ. parliament от фр. parler - «говорить») - название высшего представительного и законодательного органа в странах, построенных частично или полностью на выборных началах. В теории права выделяют три основные функции Федерального Собрания:1. представительная (представление многонационального населения РФ с учетом федеративного устройства государства) представляет интересы всего многонационального народа России, формирует и выражает его волю.;2. законотворческая (законодательная деятельность на федеральном уровне) является основной функцией Парламента, ведь законодательство - основа и гарантия существования самого государства. В реализации этой функции участвуют обе палаты Федерального Собрания, но основную роль играет Государственная Дума. В процессе законотворчества участвуют и другие субъекты, перечисленные в статье 104 Конституции РФ.;3. контрольная Парламентский контроль - право представительного органа участвовать в формировании исполнительных органов государственной власти, требовать от них отчета о своей деятельности и отправлять в отставку министров или правительства в целом в случае признания их деятельности неудовлетворительной.

38. Компетенция Совета Федерации. В Конституции России сделан акцент на указание полномочий Совета Федерации (ст. 102), Государственной Думы (ст. 103). В состав совета федерации входят по 2 члена от каж­дого субъекта РФ, т.е. Всего должно быть 176 членов.Полномочия члена совета федерации прекращаются одновременно с прекращением полномочий органа (должностного лица), назначившего его (законодатель­ного органа государственной власти субъекта РФ либо высшего должностного лица субъекта РФ).В состав совета палаты входят председатель совета федерации и его заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий совета федерации. Компетенция совета федерации.1.Принятие решений об одобрении законов, принятых государственной думой, либо их отклонении.2.   Выступление с законодательной инициативой.3.   Утверждение изменения границ между субъектами РФ.4.   Утверждение указа президента РФ о введении воен­ного положения, утверждение указа президента РФ о введении чрезвычайного положения.5.   Решение вопроса о возможности использования воо­руженных сил РФ за пределами территории РФ.6.   Назначение выборов президента РФ.7.   Отрешение президента РФ от должности.8.   Назначение на должность по представлению прези­дента РФ судей конституционного суда РФ, судей верховного суда РФ, судей высшего арбитражного суда РФ.9.   Назначение на должность 5 членов центральной из­бирательной комиссии РФ.10.Назначение на должность и освобождение от долж­ности по представлению президента РФ генерально­го прокурора РФ.11.Назначение на должность заместителя председателя счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов.12.Обращение в конституционный суд РФ (в том числе с запросом об официальном толковании конститу­ции РФ).

39. Правовой статус парламентариев РФ. Депутат явл. Полномочным представителем всего народа. Депутат, согл. Ст 98,обладают неприкосновенностью в течение всего срока полномочия. ИСКЛ-е задержание на месте преступления. Вопрос о лишении неприкосновенности решает соответствующая палата по представлению ген.прокурора. депутаты гос.думы в иерархии должностей гос.службы приравнивается к статусу федерального министра. ФЗ «о статусе члена совета федерации и депутата гос.думы» устанавливает для депутатов РЯД ЗАПРЕТОВ: 1.не могут быть одновременно депутатами др. представительных органов.;2.не могут занимать иные должности гос.службы; 3.нельзя заниматься иной оплачиваемой деят-тью, кроме предприним-ой, научной и творческой.

40. Конституционные основания роспуска Государственной Думы. Статья 109  1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.  2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.  3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания. 4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.                       5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации. Полномочия Государственной Думы могут быть досрочно прекращены вследствие ее роспуска.Согласно Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ.Конституция РФ в ст. 111 , 117 содержит три основания для роспуска Государственной Думы:1) Государственная Дума распускается после трехкратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;2) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если Председатель Правительства РФ поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, а она откажет Правительству РФ в доверии;3) Государственная Дума  может быть распущена Президентом РФ, если она в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ.В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату новых выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска предыдущей. Государственная Дума не может быть распущена в следующих случаях: 1) в связи с выражением ею недоверия Правительству РФ в течение года после ее избрания;2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;3) в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

41. Понятие и участники законодательного процесса. Зак/дат-ый процесс- это порядок внесения,обсуждения, принятие одобрения, подписание и опубликование законов РФ.,регулируется Констит-ей,ФЗ,регламентами палат фед.собрания. УЧАСТНИКИ З.П. – президент РФ, совет федерации и гос.дума,др.субьекты права зак/дат-ой инициативы, полномочные представители президента и правит-ва в палатах Ф.С., работники администрации президента, аппаратов правит-ва и фед.собрания, а также ученные и эксперты. Взаимодействие ФЕД.органов в зак/дат-ом процессе обеспеч-ет обьединенная комиссия по координации зак/дат-ой деят-ти. Сущ-ет 2 вида законов России:1.ФКЗ 2.ФЗ. По предметам ведения РФ применяется ФКЗ и ФЗ, а по предметам совместного ведения ФЗ и законы субьектов, последние должны соотв-ть федер-ым. Помимо этих предметов ведения субьекты России осущ-ет собст-ое правовое регулир-е: конст(уставы), а также законы субьектов. ФКЗ прим-тся по вопросам предусм-ым Конституцией. Конституц. РФ предусм-ет принятие ФЗ, затрагивающих практически все сферы общественной жизни. Законы и др. НПА ,действ-ые до принятия Конст. РФ,применяются части не противоречащей КОНСТ. РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты