Конституционные гарантии трудовых прав граждан Российской Федерации

Чтобы обеспечить правомерные, цивилизованные условия ста­новления и развития рыночных отношений, Конституция устанав­ливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34).

Важнейшее место в системе социально-экономических прав и свобод занимает право частной собственности (ст. 35 Конститу­ции). Его конституционное закрепление имело решающее значе­ние в переходе страны на рельсы рыночной экономики.

Включение этой нормы в ранее действовавшую Конституцию проходило в жестком противоборстве реформаторских и антиры­ночных сил, представленных в составе бывшего Съезда народных депутатов Российской Федерации.

Утверждение права частной собственности означало отход от важнейшего постулата социалистической идеологии — о сосредо­точении всей собственности в руках государства. Формально она объявлялась общенародной, однако человек был отчужден от соб­ственности.

Экономической основой социализма была и конституционно за­креплялась общественная, социалистическая собственность в фор­мах государственной (общенародной) и кооперативно-колхозной. Причем ставилась задача поднять последнюю до уровня общена­родной. Частная собственность рассматривалась как основа экс­плуатации человека человеком.

В конституциях «победившего социализма» было зафиксиро­вано, что социалистическая система хозяйства и социалистичес­кая собственность на орудия и средства производства утвердились в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.

За гражданином признавалось лишь право личной собствен­ности, объектом которой могли быть трудовые доходы и сбереже­ния, жилой дом, подсобное домашнее хозяйство, предметы домаш­него обихода и личного потребления и удобства.

Имевшаяся в прежних конституциях норма, согласно которой законом допускалось мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда, носила, по существу, чисто формаль­ный характер и не получала практической реализации. Таким об­разом, собственность гражданина фактически была полностью вы­ключена из сферы общественного производства.

Конституция 1978 г. в первоначальной редакции оставила в силе эти принципиальные положения о праве собственности граж­данина, лишь незначительно расширив сферу индивидуальной трудовой деятельности, основанной опять же исключительно на личном труде граждан и членов их семей и используемой в интере­сах общества.

Начавшаяся в 90-х годах перестройка экономических отноше­ний должна была получить конституционное закрепление, что ка­салось и форм собственности гражданина.

Первоначально из Конституции 1978 г. была изъята статья о социалистической собственности и введена норма о том, что го­сударство создает условия, необходимые для развития разнооб­разных форм собственности, и обеспечивает им равную защиту. Подчеркивалась также роль государства в создании условий и поощрении хозяйственной инициативы, в развитии рыночного механизма.

Последующими изменениями и дополнениями в Конституцию 1978 г. были включены нормы, конкретно говорящие о частной собственности (юридических лиц и граждан), о праве каждого

быть собственником, т.е. владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими объектами собственности как инди­видуально, так и совместно с другими лицами.

Конституция РФ 1993 г. признание и защиту частной собствен­ности, равно как и других форм, отнесла к основам конституцион­ного строя, расширила гарантии ее охраны, в том числе судебными органами.

В ч. 3 ст. 35 Конституции установлено, что принудительное от­чуждение имущества для государственных нужд может быть про­изведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Конституция 1993 г. в отличие от прежней без каких-либо ого­ворок и ограничений закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять вла­дение, пользование и распоряжение землей и другими природны­ми ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов иных лиц (ч. 1, 2 ст. 36). Однако до сих пор проблема частной собственности на земли сельскохозяйствен­ного назначения не решена.

Впервые в нашей стране право на труд было закреплено в Кон­ституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. Его содер­жание раскрывалось как право на получение гарантированной ра­боты с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством. Конституция России 1978 г. добавила к этой дефиниции также право на выбор профессии.

После полного изменения содержания раздела «Государство и личность» в Конституции 1978 г. в соответствии с Декларацией прав и свобод человека и гражданина содержание права на труд получило иную интерпретацию. Оно раскрывалось как право сво­бодно выбирать или соглашаться на труд, распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий.

Конституция 1993 г. более четко сформулировала права чело­века в сфере труда, применительно к рыночной экономике. Основ­ной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом. Такое содержание прав в сфере труда объективно обусловлено из­менением роли государства, переставшего быть единственным соб­ственником всех средств производства и вследствие этого, как раньше, единственным работодателем, единственным гарантом получения каждым работы.

Однако это не означает устранения государства от обеспечения прав граждан в сфере труда. Его роль здесь многогранна. Государство:

1) запрещает принудительный труд;

2) закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требова­ниям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

3) утверждает право на защиту от безработицы;

4) признает право на индивидуальные и коллективные трудо­вые споры с использованием установленных федеральным зако­ном способов их разрешения, включая право на забастовку.

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «О порядке разреше­ния коллективных трудовых споров», детально урегулировал формы и способы реализации этого права.

Государство своей политикой призвано создавать и другие ус­ловия, способствующие экономическому развитию страны, наибо­лее полной занятости населения, подготовке квалифицированных кадров работников и управляющих; защите прав человека в сфере труда.

Действуют многочисленные нормативные правовые акты (фе­деральные, межотраслевые, отраслевые), которые определяют го­сударственные нормативные требования охраны труда1. Причем установлено, что соответствующие нормативные правовые акты органов субъектов Российской Федерации не могут содержать тре­бования ниже государственных стандартов по охране труда.

Конституционная трактовка содержания прав в сфере труда полностью соответствует положениям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции). В его обеспечении задействован широкий круг субъектов, призванных создавать для реализации этого права необходимые условия.

Большую роль играет и деятельность самого человека, который должен рационально и грамотно использовать время отдыха.

Функции государства в этой сфере заключаются в установле­нии посредством федерального закона разумной продолжитель­ности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачи­ваемого ежегодного отпуска.

Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки — семьи, защищенности мате­ринства и детства. В ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.

Развернутая система материальных гарантий материнства и детства предусматривается в федеральном законодательстве. Оно определяет перечень различного рода пособий, денежных и других выплат, связанных с беременностью, родами, воспитанием детей, потерей кормильца, многодетностью и т.п.

Статья 38 Конституции определяет и взаимные права родите­лей и детей. Забота о детях, их воспитание — равное право и обя­занность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

К числу социально-экономических прав и свобод относится и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции).

Содержанием данного права является прежде всего гарантиро­ванная возможность получать государственные пенсии и социаль­ные пособия. Причем федеральный закон устанавливает мини­мальные размеры пенсий и пособий. Кроме них, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность, которые получают в последнее время определенное развитие (ч. 3 ст. 39).

Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно включает: 1) защиту жилища, в силу которой никто не может быть произвольно лишен жилища; 2) поощрение органами государст­венной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществления права на жи­лище; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждаю­щимся в нем, из государственных, муниципальных и других жи­лищных фондов.

Поощряется кооперативное и индивидуальное жилищное стро­ительство, развивается система ссуд на это, не облагаемых на­логом.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Кон­ституции) предполагает бесплатность последней в государствен­ных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

В новых экономических условиях к делу охраны здоровья под­ключается дополнительно и частная система здравоохранения, развитию которой содействует" государство. Однако отставание развития и финансирования всей социальной сферы в настоящее время резко отразилось и на реализации права граждан на охрану здоровья. Медицинские учреждения не в состоянии оказывать должную помощь больным из-за отсутствия во многих случаях необходимого оборудования, лекарств и других средств. Высокие цены на лекарства ограничивают возможности многих больных ими пользоваться.

Учитывая практику прошлых лет, Конституция в ч. 3 ст. 41 особо оговаривает, что сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным за­коном.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим право­нарушением (ст. 42 Конституции). [1]

Понятие «окружающая среда» охватывает все компоненты природной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и проч.), а также те, которые оказывают на него воздейст­вие (шумы, вибрация и др.). Право на благоприятную окружаю­щую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

Государственная гарантия права на благоприятную окружаю­щую среду заключается прежде всего в законодательном установ­лении системы нормативов ее качества, контроля за их соблюдени­ем всеми субъектами, деятельность которых влияет на окружаю­щую среду. Объектом охраны со стороны государства является не только человек, но и сама природная среда, строгое нормирование предельно допустимых норм ее использования, нагрузки на нее. Основной нормативный правовой акт, регулирующий отношения в данной сфере, — Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты