Конституционные гарантии трудовых прав граждан Российской Федерации

В мировой практике встречаются различные виды забасто­вок— «сидячие», «скользящие», замедление темпов работы и др. Весьма часто (и особенно в современной России) эконо­мические требования работников сочетаются с политически­ми — в адрес главы государства, правительства, местных ор­ганов власти. Нередко скрытым инициатором остановки ра­боты выступает сам работодатель (с целью получения от правительства денежной помощи или оплаты за выполненную работу). Крупные и особенно всеобщие забастовки, обычно организуемые сильными профсоюзами, в состоянии серьезно дестабилизировать социально-политическую обстановку в стране, нанести серьезный ущерб экономике. Западная кон­ституционная теория и судебная практика рассматривают незаконные забастовки как нарушение права собственности предпринимателя и свободы предпринимательства. Забасто­вочное движение в западных странах, ныне весьма скромное, в прошлом нередко сотрясало экономику и порождало поли­тические кризисы.

Право на забастовку признается международным правом, конституциями и законами большинства стран мира как одно из основных прав и свобод граждан. Однако гарантии этого

права обычно распространяются только на экономические забастовки, т. е. с целью разрешения коллективного трудово­го спора, поэтому не гарантируется право на проведение за­бастовок солидарности, забастовок с требованием изменения социально-экономической политики правительства. При этом забастовки признаются правомерными только в случае, если примирительные процедуры не привели к разрешению кол­лективного трудового спора.

Регламентация осуществления права на забастовку содер­жится в Трудовом кодексе (гл. 61) и Федеральном законе «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (в редакции от 30 декабря 2001 г.). Объявить забастовку впра­ве только работники, выступающие стороной коллективного трудового спора, поэтому не гарантируется право на забастов­ки солидарности, забастовки с требованием изменения соци­ально-экономической политики правительства. Забастовки правомерны только в случае, если примирительные процеду­ры не привели к разрешению коллективного трудового спора. Представители работодателя не вправе организовывать заба­стовку и принимать в ней участие.[3]

Решение об объявлении забастовки принимается собрани­ем (конференцией) работников или профсоюзной организаци­ей, объединением профсоюзов. О начале предстоящей забас­товки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 10 дней.

Ограничение права на забастовку не противоречит и обще­признанным принципам и нормам международного права. Так, исходя из положений Международного пакта об экономичес­ких, социальных и культурных правах запрет права на забас­товку допустим в отношении лиц, входящих в состав вооружен­ных сил, полиции и администрации государства, а в отношении других лиц ограничения возможны, если они необходимы в де­мократическом обществе в интересах государственной безопас­ности или общественного порядка или для ограждения прав и • свобод других. При этом регламентация права на забастовку международно-правовыми актами о правах человека отнесена к сфере внутреннего законодательства. Но это законодательство не должно выходить за пределы допускаемых данными актами ограничений. Устанавливать запрет на этих основаниях может только суд.

В соответствии с этими международно-правовыми нормами Трудовой кодекс (ст. 413) вводит перечень незаконных заба­стовок. Так, забастовка при наличии коллективного трудового спора является незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных зако­ном. Незаконными признаются забастовки в период введения военного или чрезвычайного положения, в органах и органи­зациях Вооруженных Сил и других военных и военизирован­ных формирований, в правоохранительных органах, в органи­зациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неот­ложной медицинской помощи, а также в организациях, обес­печивающих жизнедеятельность (энергообеспечение, отопле­ние и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиа­ционный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Право на забастовку может быть ограниче­но федеральным законом.

Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик, краевыми, областными суда­ми, судами городов Москвы и Санкт - Петербурга, автономной области, автономных округов по заявлению работодателя или прокурора. Решение суда доводится до сведения работников через орган, возглавляющий забастовку, который обязан не­медленно проинформировать участников забастовки о реше­нии суда. Решение суда, вступившее в законную силу, подле­жит немедленному исполнению. Работники обязаны прекра­тить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.[6]

В случае создания непосредственной угрозы жизни и здоро­вью людей суд вправе отложить не начавшуюся забастовку на срок до 30 дней, а начавшуюся — приостановить на тот же срок. В случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизнен­но важных интересов Российской Федерации или отдельных территорий, Правительство РФ вправе приостановить забастов­ку до решения вопроса соответствующим судом, но не более чем на 10 календарных дней. В случаях, когда забастовка призна­ется незаконной, решение по коллективному трудовому спору в десятидневный срок принимает Правительство РФ.

Ограничения права на забастовку содержатся в ряде феде­ральных законов. Так, -Федеральным законом «Об основах государственной службы» предусмотрен запрет для государ­ственных служащих участвовать в забастовках. В Федераль­ном законе «О федеральном железнодорожном транспорте» прекращение работы как средство разрешения коллективных споров не только запрещено, но и влечет наложение дисциплинарного взыскания как за грубое нарушение трудовой дисциплины.



















Глава 2. Конституционные гарантии трудовых прав граждан


2.1 Правовая защита конституционных прав граждан на безопасные условия труда средствами государственного надзора и контроля


В Конституции Российской Феде­рации провозглашено: "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискримина­ции и не ниже установленного феде­ральным законом минимального разме­ра оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (ч. 3 ст. 37). В разви­тие этого конституционного положе­ния, в ст. 220 Трудового кодекса РФ указано, что "государство гаранти­рует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требова­ниям охраны труда".

К сожалению, приходится констати­ровать то, что применительно к охране трудовых прав граждан полностью от­носится негативная оценка, данная Президентом РФ В. В. Путиным в своем выступлении на координаци­онном совещании правоохранительных органов Российской Федерации. В ча­стности, он заявил, что "у нас существу­ет большой разрыв между конституци­онными гарантиями прав человека и реальными возможностями граждан по их реализации".

Действительно, сложившееся за пос­ледние 10 лет перестройки положение свидетельствует о том, что гарантирован­ный Конституцией уровень охраны тру­да работников в целом по России оста­ется очень низким, а состояние закон­ности в этой сфере - явно неудовлетво­рительным.

Материалы проверок органов госу­дарственного контроля и прокурорско­го надзора говорят о том, что многие работодатели и руководители предпри­ятий и организаций в погоне за прибы­лью в нарушение требований закона не создают на рабочих местах здоровые и безопасные условия труда, что порож­дает производственный травматизм.

Более того, в ряде регионов на пред­приятиях, преимущественно частной и смешанной форм собственности, допус­каются неединичные случаи сокрытия от учета и расследования несчастных случа­ев на производстве, в том числе нередко с тяжелым и смертельным исходом.

В результате общее состояние с охра­ной труда на предприятиях и в организа­циях Российской Федерации продолжа­ет оставаться крайне тревожным. Стати­стика числа погибших работников на производстве просто удручает. Только за последние 3 года в результате несчаст­ных случаев на производстве лишились жизни 1637 человек трудоспособного возраста, в том числе 1275 женщин и около 100 (98) несовершеннолетних.

В печати были опубли­кованы данные о том, что в мире ежегод­но погибают на производстве свыше од­ного миллиона и ста тысяч граждан, то есть в результате несчастных случаев на рабо­чем месте каждый день гибнет более 3-ех тысяч рабочих и служащих.

Изученные материалы дают основа­ние сказать, что хотя типология несчастных случаев очень разная, то есть и об­щая для всех причина - там где эксплуа­тируются давно устаревшие машины и оборудование, там, где сравнительно низкий уровень техники, технологии производства, где не уделяется должно­го внимания вопросам охраны труда работников - там больше беспорядка и чаше происходят производственные травмы, несчастные случаи с тяжкими смертельными последствиями.[7]

Лидируют в этом - аграрный сектор и строительный комплекс, дающие в сово­купности почти 50% всех несчастных случаев на производстве. Это в основном связано с низким уровнем техники, тех­нологии, квалификации, нарушениями трудовой и производственной дисципли­ны, а также пьянством на производстве.

Крайне тяжелое положение с охраной труда сложилось в угольной промышлен­ности. Шахтеры работают на старой тех­нике, износ которой составляет 90 и бо­лее процентов. По этой и иным производ­ственным причинам каждая, миллионная тонна добытого подземным способом угля оплачивается одной человеческой жиз­нью, а по некоторые компаниям - более трех жизней за миллион тонн угля.

А в целом по стране анализ производ­ственного травматизма показал, что бо­лее трети из общего количества тяжело и смертельно травмированных работников пострадали по причине неудовлетвори­тельной организации производства ра­бот, каждый пятый такой несчастный слу­чай произошел в результате эксплуата­ции неисправных машин, механизмов, оборудования и несовершенства техно­логических процессов, каждый десятый погиб в связи с допущенными грубыми нарушениями трудовой и производствен­ной дисциплины, употреблением спирт­ных напитков в рабочее время.

По данным Госкомстата России, в 2001 году в стране практически каждый шестой работал в условиях, не отвечаю­щих санитарно-гигиеническим нормам. Только в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи в условиях повы­шенного уровня шума, инфразвука и уль­тразвука работало более 1,4 млн. человек, вибрации - 0,35 млн. человек, запыленно­сти и загазованности- 1,7 млн. человек. При этом в указанных отраслях относи­тельная численность работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-ги­гиеническим нормам, к общему числу ра­ботников составляла 17-18%. Наиболее высокие показатели занятости работников в неблагоприятных условиях труда заре­гистрированы в Чукотском автономном округе, Мурманской, Камчатской, Архан­гельской, Липецкой, Ивановской облас­тях, республиках Карелия и Коми и ряде других субъектов Российской Федерации. Теперь кратко об основных причи­нах такого положения.

Действующее трудовое законода­тельство четко устанавливает обязанно­сти работодателя по соблюдению тре­бований охраны труда.

Анализируя содержание ст. 212 Тру­дового кодекса, можно сделать вывод о том, что основная обязанность работо­дателя - обеспечение безопасных усло­вий и охраны труда в широком смысле, то есть в правовом, социально-эконо­мическом, организационно-техничес­ком и медицинском понимании.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты