Конституционные гарантии трудовых прав граждан Российской Федерации

Важность принятия и вве­дения в действие нового Тру­дового кодекса не возможно переоценить. Он образует правовую основу функцио­нирования одной из главных сфер общественной жизни - трудовой совместной дея­тельности граждан. Помимо отражения современных тен­денций, складывающихся на рынке труда, удалось обеспе­чить преемственность Трудо­вого кодекса с ранее дей­ствующим Кодексов законов о труде Российской Федера­ции. Таково одно из достижений нового Трудового кодек­са Российской Федерации, ибо преемственность - это не нечто формальное, а сущностное: она нужна для обес­печения устойчивости в ре­гулировании трудовых отно­шений. Главное предназначе­ние Трудового кодекса -обеспечение баланса, согла­сования интересов работода­теля и работников. Достичь же  этого  действительно сложно, ибо интересы не только во многом различны, но и изначально противопо­ложны.

В действующем в совре­менный период законода­тельстве о труде в Российской Федерации можно выде­лить следующие способы за­шиты трудовых прав работ­ников.

На первое место, безус­ловно, следует поставить го­сударственный надзор и кон­троль за соблюдением тру­дового законодательства.

Система органов госу­дарственного надзора и кон­троля за соблюдением трудо­вого законодательства имеет сложную структуру. В ее со­ставе можно выделить не­сколько видов контрольных органов. В их числе так на­зываемые общенадзорные органы, осуществляющие го­сударственный надзор и кон­троль за соблюдением норм любых отраслей законода­тельства, устанавливающих права и свободы человека и гражданина в той или иной сфере общественных отно­шений. Это прежде всего органы прокуратуры в лице Генерального  прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуро­ров, осуществляющие в соот­ветствии с Федеральным за­коном «О прокуратуре Рос­сийской Федерации» надзор за соблюдением Конститу­ции РФ и исполнением законов, действующих на терри­тории России, включая над­зор за соблюдением прав и свобод человека в сфере тру­да (ст. 1 Закона), а также в соответствии со ст. 353 ТК РФ - надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных право­вых актов, содержащих нор­мы трудового права.

Вместе с тем в современ­ных условиях организации производственной и иной трудовой деятельности с ее сложной организационной, технологической и социаль­но-экономической структу­рой приоритетное значение приобретает надзор и конт­роль, осуществляемый спе­циализированными государ­ственными органами надзо­ра и контроля. Эти специа­лизированные органы, как правило, формируются из числа специалистов, хорошо знающих специфику произ­водственной и иной трудо­вой деятельности в организа­циях соответствующего про­филя. Данное обстоятель­ство позволяет им более ква­лифицированно оценивать как технические, так и соци­ально-правовые стороны де­ятельности организации.

Для специализированных органов государственного надзора и контроля свой­ственно определенное разде­ление труда, проявляющееся в целевой направленности выполняемых ими надзорно - контрольных функций.

На основании этого кри­терия в ст. 353 ТК РФ выде­ляются следующие виды го­сударственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных право­вых актов, содержащих нор­мы трудового права;

1) общий надзор за со­блюдением трудового законодательства во всех организациях на территории Рос­сийской Федерации, осуще­ствляемый органами феде­ральной инспекции труда;

2) государственный над­зор за соблюдением правил по безопасному ведению ра­бот в отдельных отраслях и некоторых объектах про­мышленности, который наря­ду с федеральной инспекци­ей труда осуществляется спе­циально уполномоченными органами - федеральными надзорами (государственный надзор за безопасным веде­нием работ в промышленно­сти, государственный энер­гетический надзор, государственный санитарно-эпиде­миологический надзор, госу­дарственный надзор за ядер­ной и радиационной безо­пасностью);

3) внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового за­конодательства в подведом­ственных организациях, осу­ществляемый федеральными органами исполнительной власти, органами исполни­тельной власти субъектов Федерации и органами мес­тного самоуправления.

Безусловно, ключевое место в структуре органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства отводится федеральной инс­пекции труда.

Федеральная инспекция труда - единая централизован­ная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблю­дением трудового законода­тельства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Феде­рации (ст. 354ТКРФ).

Это, по существу, уни­версальная система орга­нов, которая действует на всей территории Российс­кой Федерации и которой поднадзорны практически все  субъекты   производ­ственной и иной трудовой деятельности, за исключени­ем тех организаций, в отно­шении которых государ­ственный надзор и контроль за соблюдением правил по безопасному ведению работ осуществляется федераль­ными надзорами.

Руководство деятельнос­тью федеральной инспекции труда осуществляет главный государственный инспектор труда Российской Федера­ции, назначаемый на долж­ность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации.

Деятельность органов федеральной инспекции тру­да и должностных лиц ука­занных органов осуществля­ется на основе принципов уважения, соблюдения и за­шиты прав и свобод челове­ка и гражданина, законнос­ти, объективности, независи­мости, гласности.

Основными задачами ор­ганов федеральной инспек­ции являются:

- обеспечение соблюде­ния защиты трудовых прав» свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

- обеспечение соблюдения работодателями  трудового законодательства и  иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.


3.1 Деятельность профессиональных союзов


Вторым способом защиты трудовых прав является дея­тельность профессиональ­ных союзов. Это обусловле­но тем, что они являются наи­более массовыми организа­циями работников, осуществ­ляющими представительные и защитные функции.

Статус профсоюзов зак­реплен многочисленными актами международных орга­низаций (ООН, МОТ, Сове­та Европы, СНГ) и нацио­нальным законодательством большинства государств, входящих в названные меж­дународные организации.

В целях создания необхо­димых организационно-пра­вовых условий для беспрепят­ственного выполнения защит­ной функции Трудовой ко­декс закрепляет в ст. 270 пра­во профсоюзов на осуществ­ление контроля за соблюде­нием трудового законода­тельства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Одним из основных эле­ментов этого права является предоставление профсою­зам возможности создавать соответствующие конт­рольные органы в лице правовых и технических инспекций труда профсоюзов. Круг полномочий профсоюзных инспекторов труда по охране труда охватывает все стороны трудовой деятельности работников, подлежащие защите профсоюзами.

Профсоюзы и их инспекции труда при осуществлении полномочий  взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов.

и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Уполномоченные (дове­ренные) лица по охране тру­да профсоюзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностны­ми лицами предложения об устранении выявленных на­рушений.

Государственная инспек­ция труда при получении жалобы (заявления) выбор­ного профсоюзного органа обязана в течение месяца со дня получения жалобы (заяв­ления) провести проверку и в случае выявления наруше­ния выдать работодателю

предписание об отменен ука­занного локального норма­тивного акта, обязательное для исполнения.

Для выполнения защитной функции в случаях наруше­ния трудовых прав отдельных работников (особенно при расторжении трудового дого­вора по инициативе работо­дателя) ст. 373 ТК РФ устанав­ливает порядок учета мотиви­рованного мнения выборно­го профсоюзного органа при расторжении трудового дого­вора по инициативе работо­дателя (п. 2, подп. «б» п. 3 и п. 5 ст. 81 ТК РФ).

Для эффективного вы­полнения профсоюзами своей главной защитной функции нужна система га­рантий, обеспечивающих необходимые условия для осуществления деятельнос­ти профсоюзных органов. Эти условия базируются на наличии имущества для обеспечения деятельности профсоюзных органов, а также гарантиях для работ­ников выборных профсоюз­ных органов как освобож­денных, так и не освобож­денных от основной рабо­ты. Соблюдение работода­телем гарантий деятельнос­ти профессиональных со­юзов способствует эффективности защиты трудовых прав работников.


3.2 Досудебный и судебный способы защиты


За защитой трудовых прав работники могут обра­титься в органы по рассмот­рению индивидуальных тру­довых споров, что позволя­ет выделить досудебный и судебный способы зашиты. Статья 382 ТК РФ органами по рассмотрению индивиду­альных споров называют ко­миссию по трудовым спорам и суд. Рассмотрение спора в КТС является досудебным способом защиты трудовых прав, судебный же способ предполагает рассмотрение индивидуального трудового спора в суде. Главным при­оритетом указанных спосо­бов защиты прав является то, что в случае невыполнения в добровольном порядке решений вынесенных данными органами, они могут быть исполнены в принудительном порядке судебными приставами.

Правильное и быстрое разрешение трудовых споров способствует охране трудовых прав работников, восстановлению нарушен­ных прав и укреплению законности правопорядка в области труда. На это направлено и правильное опре­деление подведомственности трудовых споров.

Все индивидуальные тру­довые споры по их подведом­ственности тому или иному органу можно разделить на следующие группы:

1) рассматриваемые в общем порядке, когда КТС является первичной стадией, после которой спор может поступить на рассмотрение суда. В общем порядке, на­чиная с КТС, и далее в суде рассматриваются исковые споры, вытекающие лишь из трудового правоотношения. Споры из других, примыкающих к трудовому правоот­ношению, в этом порядке не рассматриваются, так как КТС их рассматривать не могут;

2) рассматриваемые не­посредственно судом. В со­ответствии со ст. 391 ТК РФ непосредственно в судах рассматриваются индивиду­альные трудовые споры по заявлениям:

·                   работника - о восстанов­лении на работе незави­симо от оснований пре­кращения трудового до­говора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую рабо­ту, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения ниже­оплачиваемой работы;

·                   работодателя - о возмещении работником вреда, при­чиненного организации.

Непосредственно в судах рассматриваются также инди­видуальные трудовые споры:

·                   об отказе в приеме на ра­боту;

·                   лиц, работающих по тру­довому договору у рабо­тодателя - физических лиц;

·                   лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Согласно статьям 37 и 46 Конституции Российской Федерации одной из самых важнейших гарантий охраны трудовых прав граждан явля­ется их право на судебную защиту. Роль суда в сфере трудовых отношений значи­тельна. Суды не только вос­станавливают нарушенные права, но одновременно вы­являют причины, условия данных нарушений и способ­ствуют их устранению путем вынесения частных опреде­лений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты