Лица, участвующие в деле о несостоятельности (банкротстве)

Лица, участвующие в деле о несостоятельности (банкротстве)

Введение

Известный еще со времен Древнего Рима, институт банкротства всегда являлся одной из важнейших экономических и юридических категорий. Роль института несостоятельности (банкротства) для экономического здоровья общества, устойчивости и стабильности хозяйственного оборота очень значительна. Как обоснованно отмечено Марком  Хоуманом, «несостоятельность представляет собой не правовую, а коммерческую проблему, но коммерческую проблему, которую надо решать в правовых рамках. Для успешного решения ее нормативные положения должны применяться с учетом возникшей коммерческой ситуации».[1]

По своей сути процедура проведения банкротства является положительной мерой не только для кредиторов, но и для предприятия – должника. Поэтому современному законодателю очень важно соблюсти баланс между интересами государства, кредиторов и должника, а это сделать очень непросто. Именно поэтому институт банкротства один из самых быстроразвивающихся и быстроменяющихся правовых институтов в современной России. После Революции 1917 года в связи с плановой экономикой процедура банкротства фактически не применялась, и к моменту возрождения рыночной экономики в России (в начале 1990–х годов) законодательная база проведения процедуры банкротства была далеко несовершенна.

Выделяют три основных этапа в развитии правового регулирования несостоятельности в современной России. Первый этап связывают с принятием Верховным Советом РФ 19 ноября 1992 г. Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", введенного в действие с 1 марта 1993 г. (далее - Закон 1992 года). Этот правовой акт не соответствовал уровню развития рыночных отношений, но именно этот Закон послужил  началом для совершенствования правового регулирования конкурсных отношений и возрождения института банкротства в России.

Вторым этапом считают вступивший в силу с 1 марта 1998 года Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон 1998 года), который кардинально изменил все основные институты банкротства, наполнив их новым содержанием. Ожидалось, что применение нового Закона будет способствовать достижению целей конкурсного права и процесса на более высоком качественном уровне.  Однако опыт применения Закона о банкротстве 1998 года показал, что задача возрождения института несостоятельности на качественно новом уровне не была решена полностью. Для более эффективного решения задач конкурсного процесса нужен был новый законодательный акт.

Существующая до 2002г. в России нормативно-правовая база (опирающаяся в основном на обширный зарубежный опыт), регламентирующая процесс банкротства, оказалась неработоспособной в современных экономических условиях, о чем свидетельствует крайне низкий процент удовлетворения требований кредиторов. Текущая стадия развития нашего государства требует более грамотного и профессионального подхода к решению проблем связанных с урегулированием правовых взаимоотношений юридических лиц, удовлетворяющего всех участников хозяйственного оборота.

Существенно изменил регулирование сложного комплекса отношений, возникающих в ходе признания несостоятельности Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-Ф3, который  в настоящее время является основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства.

Российское законодательство о банкротстве находится в процессе развития, т.к. очень важно найти оптимальные решения по целому ряду ключевых вопросов регулирования в данной сфере, отвечающие как внутренним, так и международным потребностям. Об этом свидетельствует и тот факт, что президент РФ Дмитрий Медведев в декабре 2008 года внёс в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" изменения.

Новый Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" был принят Государственной Думой 17 апреля 2009 года и одобрен Советом Федерации 28 апреля 2009 года. Закон направлен на совершенствование законодательного регулирования процедуры банкротства, устранение выявленных правоприменительной практикой пробелов и неточностей в Федеральном законе от 26 октября 2002 года "О несостоятельности (банкротстве)".

В настоящее время в условиях мирового экономического кризиса правовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов особенно важно. Назревает необходимость в  новом законе о несостоятельности (банкротстве). С новым законом связывают много ожиданий, т.к. экономическая ситуация в стране меняется.

Многие известные юристы в своих публикациях затрагивают тему банкротства: Витрянский В.В., Баренбойм П. Д., Лопач В., Зинченко С.А., Никитина О., Свит Ю., Телюкина М.В. и другие. Это говорит о том, что тема банкротства заинтересовала достаточно большой круг участников хозяйственного оборота.

С изменением законодательства о несостоятельности, как мы видим, изменяется и круг лиц, участвующих по делу о банкротстве, вносятся изменения и дополнения в права и  обязанности лиц, участвующих в деле, а также меняется их ответственность.

Закон различает лиц, участвующих в деле о банкротстве и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве. Разница между указанными группами заключается в объеме предоставляемых им полномочий. Так, лица, участвующие в процессе, имеют только те права, которые им предоставляет закон о банкротстве. В отличие от них лица, участвующие в деле, обладают всеми процессуальными правами в соответствии с «Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации» (далее – АПК РФ).

Данная курсовая работа затрагивает как вопросы развития российского законодательства по отношению к  лицам, участвующим по делу о банкротстве, так и вопросы непосредственно связанные с понятием,  составом и ответственностью лиц, участвующих по делу о банкротстве, в действующем  законодательстве  России.
















Глава I.  Лица, участвующие в деле о несостоятельности

(банкротстве): понятие, состав

 

1.1 Состав лиц, участвующие в деле о банкротстве по

"Федеральному  Закону о несостоятельности (банкротстве)"

 

История института банкротства начинается с момента возникновения рыночных отношений. Становление рынка остро вызвало потребность устранить разрушительные для экономики последствия несостоятельности предпринимателей (ростовщиков, купцов, торговцев, банкиров, заводчиков, фермеров). И с первых же шагов активную роль здесь стало играть государство.

На первом этапе вмешательство государственных органов носило карательный характер, который в большинстве своем сводился к простой мести. Так, «Закон XII Таблиц» [2] предоставлял право кредиторам, в отношении которых обязательство не было исполнено, применять к должнику членовредительные наказания, вплоть до разрубания его на части. Законы Германии, принятые в 1531 и 1540 г.г., должников приравнивали к ворам и предписывали подвергать их немедленной казни.

Со временем произошло осознание, что кредитору, убившему должника, лучше от этого не становилось, не возвращенный долг не переставал быть таковым. Постепенно законодательство качественно меняло свои установления, перенося акценты на имущественное обеспечение долга и его реальный возврат в натуре.

Вместе с тем встречаются и «цивилизованные» формы ответственности по отношению к лицам, участвующим по делу о банкротстве. Например, предусматривается право кредитора на возмещение убытков от неисполнения обязательств.

С течением времени круг лиц, участвующих по делу о банкротстве менялся и расширялся.

Например, в России по «Уставу о торговой несостоятельности» [3] (от 23 июня 1832 года) вид банкротства определялся собранием кредиторов. После объявления банкротства к должнику могла быть применена одна из двух процедур:

·               административное управление (опекунское управление) (при возможности покрытия не менее 50 % суммы долга);

·               конкурсное управление.

Т.е. появляются новые лица, участвующие по делу о несостоятельности: опекун и конкурсный управляющий.

Арбитражные суды, действующие в настоящее время в Российской Федерации, пришли на смену органам государственного и ведомственного арбитражей. С 1 октября 1991 г. на территории РСФСР были упразднены арбитражи и другие органы в системах министерств, государственных комитетов, ведомств и иных объединениях. В соответствие с законом “Об арбитражных судах в Российский Федерации[4], Арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они разрешают экономические споры возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений, отнесённых к их компетенции “Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации”[5] и Федеральным Законом о несостоятельности (банкротстве).

Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", который был принят Государственной Думой 24 декабря 2008 года и одобрен Советом Федерации 29 декабря 2008 года,  внес следующие изменения в Федеральный закон от 26 октября 2002 года "О несостоятельности (банкротстве)".

Данным Законом уточняются правовое положение арбитражных управляющих, предъявляемые к ним требования, порядок осуществления ими деятельности, размер вознаграждения, регулируются вопросы ответственности арбитражных управляющих за нарушения требований законодательства Российской Федерации и за убытки, причинённые третьим лицам.

Законом также определяются порядок создания и деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, структура их органов управления, права и обязанности, порядок формирования компенсационного фонда этих организаций, а также порядок осуществления контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих со стороны государства.

Кроме того, законом уточняются положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", касающиеся процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Признание юридического лица несостоятельным (банкротом) судом влечет его ликвидацию.

В настоящее время в действующем Федеральном Законе о несостоятельности (банкротстве) (принятом Государственной Думой 27 сентября 2002 года, одобренном Советом Федерации 16 октября 2002 года ((в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 192-ФЗ,

от 31.12.2004 N 220-ФЗ, от 24.10.2005 N 133-ФЗ, от 18.07.2006 N 116-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 19.07.2007 N 140-ФЗ, от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 30.12.2008 N 296-ФЗ, от 30.12.2008 N 306-ФЗ, от 28.04.2009 № 73 - ФЗ с изменениями, внесенными Федеральными законами от 19.07.2007 N 139-ФЗ, от 23.11.2007 N 270-ФЗ, от 01.12.2007 N 317-ФЗ)) составу лиц, участвующих в деле о банкротстве посвящена Статья 34. Для четкости понимания приведем статью полностью с примечанием «Консультант Плюс».

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты