Лицензия и лицензирование предпринимательской деятельности. Индивидуализация юридического лица

Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии. Соискатель имеет право обжаловать отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

Важный комплекс правовых норм касается приостановления действия и аннулирования лицензии.

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами не однократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. При этом лицензирующий орган обязан установить срок устранения указанных нарушений. данный срок не может превышать шесть месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, а также культурному наследию народов Российской Федерации. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Решение о приостановлении действия лицензии, ее аннулировании или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обо снованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия. Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном федеральным законодательством.

Актуальными и практически весьма важными являются правила Закона о лицензировании, касающиеся ведения реестров лицензий и открытости содержащихся в них сведений.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. В реестре лицензий должны быть указаны, в частности: сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий; основания и даты приостановления и возобновления ее действия; основание и дата аннулирования лицензии; иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных ВИДОВ деятельности.

Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является Открытой для ознакомления с ней физических и юридических ЛИЦ. Эта информация в виде выписок о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим лицам за плату в размере 10 руб., а органам государственной власти и органам местного самоуправления бесплатно.

При этом срок предоставления информации из реестра лицензий не может превышать трёх дней со дня поступления соответствующего заявления.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 №135 Федеральные органы исполнительной власти осуществляют лицензирование отдельных видов деятельности в соотношении со своей компетенцией.


2. Индивидуализация юридического лица


К способам, позволяющим выделить конкретное юридическое лицо из множества других, относятся следующие средства индивидуализации юридического лица:

• наименование юридического лица;

• местонахождение юридического лица;

• средства индивидуализации товаров и услуг юридического лица,

• товарный знак, знаки обслуживания, наименование места происхождения товара.

Наименование юридического лица должно содержать:

• указание на организационно-правовую форму юридического лица для некоммерческих организаций, унитарных предприятий и в иных случаях, предусмотренных законом;

• указание на характер деятельности юридического лица. Коммерческие организации также должны иметь фирменное наименование, которое регистрируется в установленном законе порядке.

Юридическое лицо имеет исключительное право на использование своего фирменного наименования. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на это фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Выбор наименования коммерческой организации

Наименование юридических лиц служит необходимым средством их индивидуализации, позволяя тем самым отличить одно из них от другого. ГК (ст. 54) устанавливает два требования к наименованию. Первое общее: в наименовании должна быть предусмотрена организационно-правовая форма юридического лица (хозяйственное товарищество или хозяйственное общество определенного вида, унитарное предприятие, учреждение, фонд и т.п.). Другое относится только к организациям, на которые распространяется принцип специальной правоспособности: необходимо определить характер деятельности организации.

Наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, называется фирменным наименованием.

Конкретизация содержащихся в ст. 54 общих указаний относительно содержания фирменного наименования включена применительно к отдельным видам юридических лиц в отдельные статьи ГК: п. З ст. 69 (полное товарищество), п. 4 ст. 82 (товарищество на вере), п. 2 ст. 87 (общество с ограниченной ответственностью), п. 2 ст. 95 (общество с дополнительной ответственностью), п. З ст. 107 (производственный кооператив), п. З ст. 116 (потребительский кооператив). Дополнительные требования к наименованию установлены также в законах о некоторых видах коммерческих организаций.

Коммерческая организация выбирает фирменное наименование самостоятельно, но с соблюдением определенных правил и некоторых ограничений:

а) оно не может использовать наименование, под которым за регистрировано другое юридическое лицо.

б) в наименовании некоторых коммерческих организаций, осуществляющих специализированные виды деятельности, должны содержаться слова, свидетельствующие о принадлежности к этим организациям, например «банк» (ст. 7 Закона о банках) или «биржа», «товарная биржа» (Закон «о товарных биржах»). Вместе с тем организации, занимающиеся иными видами деятельности, не вправе использовать эти слова в своих наименованиях. Так, в ст. 7 Закона о банках говорится, что «ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций»;

в) необходимо учитывать разрешительный порядок использования в фирменном наименовании специально охраняемых наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний, а также московской символики;

г) «Не дозволяется включать в фирму (то есть — фирменное на именование) обозначения, способные ввести в заблуждение». Данное правило действует согласно Положению о фирме (утв. Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР и Совета Народных Комиссаров СССР от 22 июня 1927 г.).

Средства индивидуализации товаров и услуг юридического лица

В соответствии с Парижской конвенцией об охране промышленной собственности, уже не раз упоминаемой в этой книге, на вышеперечисленные объекты гражданских прав распространяется термин «промышленная собственность», т. е. их владельцам предоставляются исключительные права, реализуемые в сфере производства, торгового обращения, оказания услуг. Российским законодательством в ст. 138 Гражданского кодекса РФ было положено начало для объединения нормативных актов о средствах индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг) в отдельный правовой институт.

Основная функция средств индивидуализации заключается в предоставлении ими возможности для каждого участника гражданского оборота назвать себя и свою продукцию собственным оригинальным именем, создать неповторимый имидж. Авторы американской книги о рекламе вспоминают, что существовали времена, когда просто покупали пару спортивных тапочек, в которых можно было бегать. Те времена давно миновали. Сейчас продают спортивную обувь, увенчанную такими глубоко почитаемыми знаками, как Adidas, Рита и Tiger. Названия знаков красуются и на футболках, и на пляжных полотенцах. Фирма и товарные знаки стали неотъемлемой частью современного товарного рынка, проблема управления ими становится одной из главных для предпринимателей.

В отличие от других объектов интеллектуальной собственности средства индивидуализации не признаются результатами интеллектуальной деятельности, они лишь приравниваются к ним по своему правовому режиму.

Авторским правом охраняются произведения, обладающие творческим характером, а показателем творческого характера произведения является его новизна, которая рассматривается как синоним оригинальности произведения. Требование оригинальности к средствам индивидуализации нормативными актами не предъявляется. Безусловно, и товарный знак, и даже фирменное наименование могут являться результатами творческой деятельности человека, его создателя. Но «в отношении прав на товарные знаки не может быть спора об авторстве и иных личных неимущественных правах, это определяется природой, характером объекта охраны. Ценность товарного знака, доходы, привносимые его применением, создаются вовсе не работой художника-дизайнера или автора слогана, словесного товарного знака. Товарный знак приобретает ценность в зависимости от того, как он продвигается владельцем на рынке, благодаря качеству выпускаемых товаров, умело организованной рекламной компании, длительности и успехам работы фирмы-владельца на рынке и т. д.». То же самое можно сказать и о фирменном наименовании, специальная часть которого нередко регистрируется в качестве товарного знака.

Товарные знаки

Товарный знак и знак обслуживания являются обозначениями, призванными отличать соответственно товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических и физических лиц. Товарные знаки отличают товары, а знаки обслуживания — услуги, но режим правовой охраны, предоставляемый и тем и другим, не имеет различий. Кроме того, одно и то же обозначение может одновременно являться и товарным знаком, и знаком обслуживания. Поэтому все, что рассказано в настоящей главе о товарных знаках, в равной степени относится и к знакам обслуживания.

Товарные знаки существуют с незапамятных времен, наверное с тех пор, когда люди научились торговать результатами своего труда и, чтобы выделить свои товары среди аналогичных, клеймили свои изделия. Постепенно, с развитием рыночных отношений, товарные знаки становятся непременными атрибутами предпринимательской деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты