Лицензия и лицензирование предпринимательской деятельности. Индивидуализация юридического лица

Обычно отмечают следующие основные функции товарных знаков:

1) выделение товара или услуги среди однородных;

2) указание на источник происхождения товара или услуги;

3) указание на определенное их качество;

4) рекламирование данного товара или услуги.

Остановимся на этих функциях подробнее.

Являясь средством индивидуализации, товарный знак, прежде всего, призван выделить товар или услугу среди однородных, поскольку потребитель, оценив качество продукции, запомнит и нанесенный на него товарный знак. Вполне возможно, что в будущем среди однотипных товаров и услуг он выберет те, которые для него уже известны. В свою очередь, это поможет владельцу более эффективно реализовать свой товар.

Товарный знак ассоциируется у потребителя с определенным производителем или лицом, оказывающим услуги. Однако не стоит забывать, что зачастую товары и услуги, маркированные одним товарным знаком, произведены или оказаны на разных предприятиях, а возможно, даже и в разных странах, так как владельцы исключительных прав на товарные знаки имеют право предоставлять лицензии другим лицам. Поэтому в литературе выделяют такую функцию товарного знака, как указание на источник происхождения товара или услуги. Эта функция свидетельствует о том, что товары и услуги, маркированные одинаковым товарным знаком, но выпускаемые разными производителями, можно рассматривать как происходящие из одного источника. Выполнение этой функции, заключающейся в необходимости поддержания разными производителями одинакового уровня качества товаров, подчеркивается и нашим законодательством.

В ст.26 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» содержится норма о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия. Товарный знак выступает своего рода гарантом качества товаров, поэтому владельцы знаков должны стремиться поддерживать их репутацию, если они утверждают, что товары и услуги с этими знаками соответствуют определенному стандарту качества, и потребители рассчитывают на это качество. «Функция указания на определенное качество заключается в том, что в идеале тот или иной конкретный знак должен использоваться для товаров или услуг, качество которых постоянно».

Бесспорно, одной из главных является рекламная функция товарных знаков, позволяющая обращать внимание потребителя на те или иные товары и услуги, стимулировать и сохранять спрос на них.

Оригинальный и выразительный товарный знак, который легко воспринимается потребителем, может явиться основой рекламного объявления или ролика и в сочетании с другими выразительными средствами, используемыми в рекламе, воздействовать на его сознание, способствовать приобретению маркированной товарным знаком продукции.

Товарный знак и знак обслуживания - обозначения, призванные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или от однородных товаров и услуг других юридических. Товарными знаками могут быть признаны лишь обозначения, отвечающие сформулированным в национальном законодательстве критериям охраноспособности, и зарегистрированные в установленном законом порядке.

Требования к охраноспособности обозначения заявляемого в качестве товарного знака, соответствующие статьям 6 ter и 6 quinquies Парижской конвенции об охране промышленной собственности, изложены и в ст.6 и 7 Закона РФ о товарных знаках. Закон подразделяет их на абсолютные и иные основания для отказа в регистрации знака.

Статья 6 закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Абсолютные основания для отказа в регистрации товарного знака.

Абсолютные требования, обусловленные свойствами самого обозначения и связанные с его содержанием, можно разделить на: А) Требования к способности знака индивидуализировать товары и услуги только своего владельца (обладать различительной способностью). Б) Требования о не противоречии обозначения обычаям делового оборота, общественным интересам, принципам морали и добропорядочности.

А) Требование различительной способности

Требование различительной способности обусловлено основной функцией товарного знака, а именно: выступать средством индивидуализации товаров или услуг субъектов предпринимательской деятельности среди однородных. Российский закон и международные соглашения не требуют от товарного знака быть оригинальным, причудливым, фантазийным, представлять собой произведение изобразительного искусства или неологизм, хотя и таких товарных знаков существует немало, они привлекают внимание потребителей и великолепно справляются с поставленной перед ними задачей выделить маркированный ими товар среди конкурентных. Но в мире используются миллионы товарных знаков, а в нашей стране зарегистрированы десятки тысяч, и в этом качестве нередко выступают обычные и всем знакомые слова и словосочетания русского и иностранных языков, например «АИСТ», «мишка косолапый», «Nord», изображения людей, животных, памятников архитектуры и любых окружающих нас предметов. Требование различительной способности для таких знаков предполагает, что они отражают «некоторую идею, отличную от выражения природы продукта или услуги.

К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся следующие обозначения, описанные в Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания:

1. Обозначения, представляющие собой отдельные буквы, цифры, не имеющие характерного графического исполнения, сочетания букв, не имеющие словесного характера; линии, простые геометрические фигуры, а также их сочетания, не образующие композиций, дающих качественно иной уровень восприятия, отличный от восприятия отдельных входящих в них элементов.

К обозначениям, состоящим из отдельных букв, чисел, сочетаний букв, не обладающих словесным характером, относятся буквы, цифры и их сочетания, в том числе аббревиатуры, не воспринимающиеся как слово или неудобопроизносимые с точки зрения русского языка. Но подобные обозначения могут стать охраноспособными, если они исполнены в характерной графической манере, благодаря которой обозначение по своей композиции и графическому решению становится изобразительным знаком.

К числу охраноспособных буквенных сочетаний могут быть отнесены обозначения, представляющие собой аббревиатуры, которые благодаря своему фонетическому рисунку легко воспринимаются и воспроизводятся, легки для запоминания и рекламы.

Охраноспособными являются обозначения, в которых гласные и согласные звуки располагаются в определенном порядке.

Всегда охраноспособны обозначения, в которых гласный звук занимает срединную позицию, например ВАЗ. Охраноспособностью обладают аббревиатуры, которые могут быть разбиты на слоги. Однако, обозначения, состоящие исключительно из согласных звуков, не охраноспособны.

Впрочем, это утверждение не относится к общеизвестным товарным знакам, например BMW. Если в обозначении гласный звук стоит в начальной или конечной позиции, то вопрос о его охраноспособности решается экспертизой путем поиска фонетически сходного естественного слова и сравнительного анализа слова и обозначения.

В настоящее время в мировой практике наметилась тенденция к признанию охраноспособными обозначений, состоящих из букв, цифр и их комбинаций, так как отказ в регистрации таким обозначениям несовместим с коммерческими реальностями современного рынка сбыта.

К обозначениям, состоящим из линий и простых геометрических фигур, относятся обозначения, содержащие в качестве своего единственного элемента изображения треугольника, круга, квадрата, линии и пр., а также простые сочетания этих элементов. Подобные изображения не являются охраноспособными, так как не могут выполнять основной функции товарных знаков — индивидуализировать товары и услуги.

Однако в каждом конкретном случае необходимо оценивать различительную способность фигуры или линии и их сочетания, а также принимать во внимание вид товара, его размер, материал, из которого он изготовлен, и способ нанесения товарного знака.

2. Реалистические или схематические изображения товаров, заявляемые на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров.

Изображения товаров не обладают различительной способностью в силу того, что однородные товары изготавливаются разными производителями, и предоставление одному из них права на исключительное использование изображения товара лишило бы остальных возможности использования такого же обозначения в рекламе, на упаковке и т. д., что повлекло за собой столкновение интересов различных производителей. Однако если изображение товара или его отдельных составных частей дано в каком-либо характерном исполнении, т. е. если изображение приобретает различительные признаки и его сходство с натуралистическим изображением перестает быть определяющим фактором восприятия, то такое изображение может быть зарегистрировано в качестве товарного знака.

3. Трехмерные объекты, форма которых обусловлена исключительно функциональным назначением.

Данный критерий охраноспособности относится к объемным товарным знакам и призван подчеркнуть, что в основе разработки такого обозначения лежит идея выделения товара среди однородных путем его нестандартного оформления, например, мыло в форме животного наравне с мылом обычной формы выполняет свою основную функцию — мылить, но привлекает внимание покупателя больше. Объемные обозначения, форма которых призвана выполнять только свои основные функции, не обладают различительной способностью.

4. Общепринятые наименования, представляющие собой, как правило, простые указания товаров, заявляемые для обозначения этих товаров; общепринятые сокращенные наименования организаций, предприятий, отраслей и их аббревиатуры.

Обычные родовые и видовые наименования самих товаров или услуг являются необходимыми обозначениями самого объекта, неотделимы от него, поэтому они не могут обладать различительной способностью.

Общепринятые сокращенные наименования организаций, предприятий отраслей и их аббревиатуры, например НИИ, Мосторг, ООО, ЗАО, также нельзя признать обозначениями, выполняющими функции товарных знаков, так как ими пользуется огромное количество предприятий и учреждений.

5. Вошедшие во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида.

Это обозначения, используемые для определенных товаров, которые в результате их длительного применения для одних и тех же товаров или товаров того же вида различными производителями стали видовыми понятиями. Они не могут выделять товары одного из них среди однородных и утратили свою различительную способность. Регистрация вошедшего во всеобщее употребление обозначения на имя одного из производителей неправомерно лишило бы других свободно использовать его в хозяйственном обороте.

К данным обозначениям могут относятся и такие, которые были ранее зарегистрированы в качестве товарного знака, но утратили свою различительную способность для потребителей вследствие независимого друг от друга неоднократного применения различными производителями для одного и того же товара или для товара того же вида. Обозначение настолько «сжилось» с товаром, который оно призвано было выделять, что с течением времени превратилось в его новое видовое название, стало свободным обозначением. Произошла так называемая потеря знаком индивидуальности. Это особенно характерно для товарных знаков, которые используются для новых, только что появившихся на рынке товаров. Примерами таких обозначений являются целлофан, термос, вазелин, эскалатор, эскимо, нейлон, магнитофон.

6. Являющиеся общепринятыми символами и терминами.

6.1. К общепринятым символам относятся, как правило, обозначения, символизирующие отрасль хозяйства или область деятельности, к которым относятся товары, содержащиеся в перечне товаров, для которых испрашивается регистрация товарного знака; условные обозначения, применяемые в науке и технике. Такие обозначения также могли первоначально выступать в качестве товарных знаков, но так как их стали применять независимо друг от друга различные производители в одной и той же области деятельности, они утратили признаки, свойственные товарным знакам. Примерами таких символов являются:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты