Лицензия и лицензирование предпринимательской деятельности. Индивидуализация юридического лица

Международная регистрация товарного знака может быть проведена также в соответствии с положениями Протокола к Мадридскому соглашению, по которому в Международное бюро может быть подана заявка на обозначение, еще не прошедшее стадию национальной регистрации.

Субъекты права на товарный знак. Использование товарного знака

Право на товарный знак могут приобретать организации, признанные юридическими лицами, независимо от их вида, характера деятельности и формы собственности

Иностранные юридические лица пользуются исключительными правами на товарные знаки наравне с российскими предпринимателями.

Сущность исключительного права на товарный знак заключается в возможности его владельца пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другим лицам. Однако, закрепив за владельцем товарного знака исключительное право на товарный знак, законодатель указывает на необходимость его использования. Под фактическим использованием товарного знака понимается применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) их упаковке. Это может сделать либо непосредственный владелец товарного знака, либо лицо, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора.

Законодатель не указывает на то, в каком объеме должен использоваться товарный знак для поддержания действия регистрации. Объем может быть квалифицирован как достаточный, если товарный знак используется на ограниченном числе изделий, пользующихся небольшим спросом, и недостаточный, если «товарный знак был предназначен для обозначения серийно выпускаемых изделий, но фактически применен лишь при выпуске опытных образцов».

Если владелец товарного знака не может использовать товарный знак на товарах и упаковке при наличии для этого уважительных причин, использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Российской Федерации. Такое использование является номинальным и предполагает извещение общественности о существовании знака.

Используя товарный знак, его владелец может проставлять рядом с ним предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Российской Федерации. Она, с одной стороны, может заставить лицо, пытающееся нарушить исключительные права владельца товарного знака, приостановить незаконные действия, а с другой — привлечет внимание потребителя, побуждая его к выяснению содержания этой маркировки и способствуя тем самым лучшему запоминанию товарного знака.

Применение предупредительной маркировки не является обязательным, она может использоваться или не использоваться по желанию владельца знака. Однако если предупредительная маркировка произведена по отношению к незарегистрированному товарному знаку, то лицо, совершившее это действие, несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Товарный знак может использоваться только его владельцем или лицом, которому такое право предоставлено на основании лицензионного договора. Использование товарного знака любым третьим лицом является нарушением исключительных прав владельца товарного знака. Прекращение правовой охраны товарного знака

Законом о товарных знаках предусмотрены следующие основания для аннулирования регистрации товарного знака:

♦ прекращение срока ее действия;

♦ решение Высшей патентной палаты о прекращении действия регистрации коллективного товарного знака по причине его использования на товарах, не обладающих едиными качественными, иными общими характеристиками;

♦ решение Высшей патентной палаты о досрочном прекращении действия регистрации товарного знака в связи с его не использованием;

♦ признание регистрации недействительной;

♦ ликвидация юридического лица — владельца товарного знака;

♦ решение Высшей патентной палаты об аннулировании регистрации товарного знака в случае его превращения в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;

♦ в случае отказа от нее владельца товарного знака.

Прекращение срока действия регистрации

Регистрация товарного знака действует в течение десяти лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Срок действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению владельца, которое подается в течение последнего года ее действия. За продление срока действия регистрации товарного знака взимается пошлина в размере 5 МРОТ. Если владелец товарного знака своевременно не позаботился о продлении срока действия регистрации, то она аннулируется.

Прекращение регистрации по решению Высшей патентной палаты

В законе упомянуто только одно основание прекращения действия регистрации коллективного товарного знака. Очевидно, что действие регистрации должно прекращаться в большем числе случаев нарушений правового режима использования знака, нежели это сейчас предусмотрено законом. Например, в случае использования коллективного знака предприятиями, входящими в состав объединения, самостоятельно, независимо от объединения.

Высшей патентная палата может вынести решение о досрочном прекращении действия регистрации товарного знака в связи с его не использованием.

Об этом основании уже не раз упоминалось в этой главе. И все же укажем, что если товарный знак не используется его владельцем в течение пяти лет с даты его регистрации или пяти лет, предшествующих подаче заявления любого лица, действие регистрации товарного знака в отношении всего указанного в свидетельстве перечня товаров и услуг или некоторых из них может быть прекращено.

Кроме того, Высшая патентная палата может принять решение, на основании соответствующего заявления, об аннулировании регистрации товарного знака в случае его превращения в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.

Признание регистрации недействительной

Регистрация товарного знака может быть признана недействительной полностью или частично в течение всего срока ее действия, если она была произведена на имя лица, которое не может быть субъектом права на товарный знак, например на имя физического лица, не зарегистрированного в качестве предпринимателя; а также если зарегистрированное обозначение не отвечает абсолютным требованиям к охраноспособности товарного знака. Регистрация знака может быть признана недействительной в течение пяти лет с даты публикации сведений о его регистрации в официальном бюллетене Роспатента, если регистрация была произведена в нарушение иных (относительных) требований к охраноспособности знака, предусмотренных ст. 7 Закона о товарных знаках.

Возражение против регистрации товарного знака в Апелляционную палату Роспатента вправе подать любое лицо.

Признание регистрации знака недействительной означает, что право на товарный знак было предоставлено в нарушение закона, поэтому должны быть признаны недействительными все сделки, предметом которых являлась передача права на знак.

Ликвидация юридического лица — владельца товарного знака

Председателем Роспатента утверждены Правила аннулирования действия регистрации товарного знака, в соответствии с которыми любое лицо может подать в ФИПС заявление о прекращении действия регистрации товарного знака по этому основанию, приложив к нему документы, подтверждающие ликвидацию юридического лица. Владелец товарного знака уведомляется о факте подачи такого заявления. И если в течение четырех месяцев он не опровергнет сведения о своей ликвидации, товарный знак аннулируется.

В случае отказа владельца товарного знака от регистрации, отказ оформляется в виде письменного заявления, которое направляется в Роспатент.

Во всех указанных случаях право на знак перестает действовать с даты внесения сведений об аннулировании в государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ.

Рекламоспособность товарного знака

Реклама, как признано, двигатель торговли. Этот тезис общеизвестный и сомнению не подлежит. В рекламной кампании любой фирмы одну из главных ролей играет товарный знак — индивидуальная и даже эксклюзивная деталь, по которой потребители будут судить о качестве товара и престиже фирмы.

Товарный знак — это дополнительное и эффективное средство рекламы, своего рода графический код, постоянно привлекающий новых клиентов. Именно поэтому современный рынок интеллектуальной собственности так насыщен товарными знаками, торговыми марками, брэндами. Объективно около 70% из них с точки зрения рекламы являются провальными. В силу ряда причин они не могут конкурировать с другими марками.

Отчасти такое положение вещей связано с тем, что заказчики, желая сэкономить, обращаются не к профессионалам. Случайный художник или дизайнер, безусловно, может создать вариант товарного знака, но, увы, не обладая определенными параметрами, этот товарный знак не будет рекламоспособным. Создать знак, который бы легко воспринимался и запоминался и при этом был бы «стильным», — задача трудная, но выполнимая.

Существует несколько общепринятых признаков рекламоспособности товарного знака: новизна идеи, ассоциативность, связь с местом происхождения, лаконичность, эстетичность (в том числе и благозвучность), удобопроизносимость (для словесных знаков), цвет, приспособляемость.

Одним из самых актуальных и значимых признаков является новизна идеи. К сожалению, в последние годы товарные знаки, подаваемые на регистрацию, производят впечатление братьев-близнецов, появившихся из одного инкубатора. Мало фантазии, ни оригинальных ярких образов — сплошной стандарт. Можно долго перечислять «Клондайки», «Стиксы», «Вероники»... Причем тенденция относится как к самим названиям, так и к графическим изображениям.

Между тем на практике давно доказано, что наиболее эффективными и продаваемыми знаками являются те, в которых помимо нетривиальной идеи присутствует чувство юмора либо обыгрываются известные образы.

В ассоциативном мышлении человека можно выделить два типа: ассоциации по смежности (в пространстве и времени) и ассоциации по контрасту — сходства и различия. Психологи утверждают, что для лучшего восприятия ассоциативные связи должны устанавливаться по нескольким основаниям — звучанию, изображению и т. д. Руководители фирм часто забывают об этом и следуют на поводу своих желаний. В итоге появляется товарный знак, который с большой натяжкой можно отнести, если вообще можно отнести, к конкретному товару или услуге. Иногда после многолетней рекламной кампании удается преодолеть стереотипы потребителей и создать пусть хрупкую, но все-таки связь товара-услуги с товарным знаком. Стоит ли говорить, сколько денег и сил придется на это потратить? Однако даже в этом случае довольно рискованно предполагать высокую эффективность рекламы.

С другой стороны, было бы неправильно сводить товарный знак к прямой описательности или очень простому изображению товара. Все хорошо в меру. В качестве удачного товарного знака можно привести следующий пример. «Директора фирмы, занявшейся продажей шведских аппаратов для приготовления супов и горячих напитковJede, предприняли в поисках подходящего названия мозговой штурм. В процессе обдумывания звучало, например, «Сестры Кипятковы». Существовало условие, чтобы название было не только связано с едой, но и имело некий скандинавский акцент», — вспоминал генеральный директор фирмы «Хильдур Бок» Вадим Повстян. Хильдур — имя известной фрекен Бок из повести Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон».

Связь с местом происхождения во многом схожа с таким критерием рекламоспособности, как ассоциативность. Не допускается использовать в качестве товарного знака или его составных частей обозначения, указывающие на место производства или место сбыта товаров, также не используются географические названия, указывающие на место происхождения товаров и/или услуги. С другой стороны, именно место происхождения товара нередко является одной из причин, по которой его выбирают потребители. Поэтому будущему владельцу необходимо хорошо подумать, прежде чем заказать разработку товарного знака, хочет ли он, чтобы в логотипе было отражено место происхождения продукции. Это необязательная, но весьма полезная деталь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты