Товарный знак это условное символическое обозначение размещенное, как на самих товарах, так и на их упаковке и сопроводительной документации. В качестве товарного знака регистрируются словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
Правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации. Право на товарный знак охраняется законом[[17]]. Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо.
Правовой формой охраны зарегистрированных товарных знаков является документ, получивший название «свидетельство». Форма свидетельства и состав указываемых в нем сведений устанавливаются Роспатентом.
В России, как и в других странах континентальной Европы, основополагающим является принцип «регистрации», тогда как в некоторых странах (США, Англия, Швейцария) действует принцип первого использования (право на товарный знак получает тот, кто первым его использовал).
Для признания того или иного обозначения товарным знаком и возникновения соответствующих правовых последствий необходима его государственная регистрация в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Именно с этого момента товарный знак становится объектом правовой охраны (исключение составляют, как было отмечено выше, общеизвестные товарные знаки).
Для того чтобы осуществить государственную регистрацию товарного знака, необходимо подать заявку. В комментируемом пункте установлен орган, в который нужно обращаться с заявкой на регистрацию товарного знака. Таким органом является Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Структурным подразделением Роспатента, которое принимает заявки на выдачу патента, является Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС).
1.5. Понятие «изобретение военного назначения» в российском законодательстве
Объективность развития общественных отношений влечет за собой их законодательное оформление. В настоящее время можно наблюдать формирование законодательства, регламентирующего правовую охрану изобретений, предназначенных для использования их в вооружении, военной технике, в целом имеющих значение для безопасности Российской Федерации. Но этому предшествовал период, когда изобретения в области вооружения, военной техники были изъяты из правовой охраны.
Первоначально, Закон СССР «Об изобретениях в СССР» от 31 мая 1991 г. N 2213-1, а в последующем и Патентный закон Российской Федерации от 1992 г. N 3517-1 ввели в России патентную форму охраны изобретений, однако действие этих законов не распространялось на изобретения в области вооружения и военной техники. Согласно п. 4 ст. 1 Закона об изобретениях в СССР изобретения, содержащие сведения, разглашение которых может нанести ущерб безопасности СССР, должны быть засекречены в установленном порядке. Пункт 5 ст. 3 Патентного закона Российской Федерации предусматривал особый порядок обращения с секретными изобретениями, который должен регулироваться специальным законом. Отсутствие этого специального законодательства привело к тому, что изобретения в области вооружения и военной техники были изъяты из правовой охраны.
Негативные последствия изъятия из правовой охраны изобретений имели место не только для обороны государства, но и для непосредственных разработчиков таких изобретений. В литературе отмечалось, что в результате исключения секретных изобретений из правовой охраны авторы секретных изобретений начиная с 1991 г. перестали получать авторское вознаграждение, а также компенсацию за засекречивание изобретения[[18]]. Кроме того, отрицательным моментом введения патентной формы охраны изобретений в этой области явилось исключение государства из «субъектов прав на объекты промышленной собственности, созданные за счет бюджета[[19]].
Исключение из патентной правовой охраны изобретений, составляющих сведения, отнесенные к государственной тайне, имело место до 1998 г., когда под влиянием объективных обстоятельств начала формироваться современная система законодательства правовой охраны изобретений военного назначения.
Прежде всего, издание Указа Президента РФ «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» от 14 мая 1998 г. N 556 способствовало формированию четкой позиции государства в вопросах охраны и использования изобретений в области вооружения, военной техники.
Принятое во исполнение данного указа постановление Правительства Российской Федерации «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения», (с изменениями и дополнениями) от 29 сентября 1998 г. N 1132 установило закрепление за Российской Федерацией прав на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, полученные за счет бюджета СССР при условии, если такие результаты не являются объектами исключительных прав физических и юридических лиц, которые в процессе приватизации могли приобрести на них право, либо авторы разработок могли приобрести патенты в обмен на авторские свидетельства.
Далее, в Патентный закон был внесен ряд изменений и дополнений. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации» от 7 февраля 2003 г. N 22-ФЗ ввел, помимо других изменений, правовую охрану изобретений, относящихся к средствам вооружения и военной техники, методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, обозначив такие изобретения как «секретные изобретения» (разд. VI.1).
В качестве изобретения согласно ст. 4 Патентного закона охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальными объектами с помощью материальных средств). При этом правовая охрана предоставляется такому техническому решению, которое является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.
Анализ положений Патентного закона позволяет заключить, что понятие изобретения неоднородно и объединяет систему видов. Можно предположить, что такая неоднородность отразится и на особенностях их правовой охраны.
Прежде всего, Патентный закон разграничивает изобретения по видам объектов, в отношении которых изобретение как техническое решение может быть охраняемо. Как уже было сказано, Закон различает устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуру клеток растений или животных.
Такое разграничение влечет правовые последствия, связанные с тем, что тот или иной объект может быть охарактеризован признаками, указанными Патентным законом, только в отношении данного конкретного объекта.
Например, в п. 2.1.1 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение (утверждены приказом Роспатента от 6 июня 2003 г. N 82, в редакции приказа от 11 декабря 2003г. N 161) (далее - Правила) приведены определения видов решений, в частности:
- к устройствам относят конструкции и изделия;
- к веществам относят химические соединения, в том числе нуклеиновые кислоты и белки; композиции (составы, смеси); продукты ядерного превращения.
Далее приведены определения других видов изобретений: штаммов микроорганизмов, культуры (линии) клеток растений или животных, генетических конструкций.
Способом как объектом изобретения является процесс осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств.
Далее Правила указывают признаки, которыми следует характеризовать вид изобретения в зависимости от его объекта. В п. 3.2.4.3 (2) Правил указывается, что для характеристики устройства следует применять признаки: наличие конструктивного (конструктивных) элемента (элементов); наличие связи между элементами; взаимное расположение элементов и другие признаки.
В п. 3.2.4.3 (3-7) Правил перечислены признаки, используемые для характеристики веществ, штаммов микроорганизмов, линий клеток растений или животных, генетических конструкций. Например, для характеристики композиций используют признаки: качественный и количественный состав (ингредиенты и их содержание); структура композиции и структура ингредиентов.
Для характеристики способа используют признаки, указанные в п. 3.2.4.3 (8) Правил: наличие действий или совокупность действий; порядок выполнения действий во времени (последовательно, одновременно, в различных сочетаниях и т.п.); условия осуществления действий; режим и т.д.
Таким образом, патентное законодательство однозначно указывает, что вид изобретения в зависимости от объекта решения (устройство, способ, вещество и т.д.) должен быть охарактеризован только теми признаками, которые указаны в законодательстве. Такое требование объясняется необходимостью идентификации вида изобретения для его патентной экспертизы.
Кроме того, правовые последствия «налагаются» на структуру описания, которое представляют для проведения патентной экспертизы. Так, п. 3.2.4.5 Правил, регламентирующий структуру описания, для одной из частей описания изобретения - «осуществление изобретения» формулирует дополнительные требования к изложению описания в зависимости от того, относится ли изобретение к устройству, способу, веществу и т.д.
Пункты 3.3.3-3.3.7 Правил регламентируют особенности формулы изобретения также в зависимости от того, к какому из объектов относится изобретение. Дальнейший анализ законодательства показывает, что на этом различия не заканчиваются.
Так, ст. 8 Патентного закона разграничивает все изобретения на две группы в зависимости от обстоятельств, в силу которых изобретение создано. Патентный закон различает обычные изобретения, созданные по инициативе автора (назовем их инициативными), изобретения, созданные работником в связи с выполнением им своих трудовых обязанностей (согласно п. 2 ст. 8 Патентного закона такое изобретение называют «служебное изобретение»). Правовая охрана изобретений этих групп существенно различается. Различие, прежде всего, касается определения управомоченного субъекта, которому может принадлежать право на получение патента на изобретение, а также содержания прав и обязанностей лиц в отношении служебного изобретения.
В свою очередь, среди служебных изобретений, ст. 9.1 Патентного закона особо выделяет изобретения, созданные при выполнении работ по государственному контракту. Особенность правовой охраны этих изобретений связана с решением вопроса о распределении прав на изобретение между исполнителем государственного контракта и государственным заказчиком.
Далее, независимо от особенностей правовой охраны вышеназванных изобретений Патентный закон устанавливает для изобретений два правовых режима охраны в зависимости от отнесения изобретения к сведениям, составляющим государственную тайну. В соответствии с разд. VI.1 Патентного закона «Особенности правовой охраны секретных изобретений» можно говорить, что Патентный закон установил режим правовой охраны «секретных изобретений» и режим правовой охраны всех остальных изобретений (назовем их «открытые изобретения»). Различия в правовой охране изобретений, предоставляемой этими правовыми режимами, касаются порядка оформления заявки на изобретение, порядка проведения экспертизы заявок, содержания прав на изобретения. Более того, правовой режим охраны определяет особенности в реализации прав, например, использование в гражданском обороте как самих прав на изобретение, так и изделия, в котором воплощено изобретение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11