международное патентно-правовое сотрудничество

Рассматривая понятие изобретения военного назначения, можно предположить, что к изобретению военного назначения могут относиться все виды объектов изобретения. Изобретением военного назначения может быть устройство (например, конструкция оружия); это может быть вещество, биологические объекты (такие объекты изобретения, как штамм микроорганизма, культуры (линии) клеток растений или животных, также могут быть отнесены к изобретениям военного назначения, имеющим значение для военной и национальной безопасности). Использование биологических агентов, например возбудителя чумы, в военных целях известно с давних времен. В настоящее время потенциальную угрозу безопасности представляет преднамеренное использование искусственно созданных трансгенных биологических агентов (бактерий, вирусов, токсинов бактериального и растительного происхождения) для поражения людей, животных и растений, вывода из строя воинских подразделений, провоцирования паники в обществе[[30]].

Способ как объект изобретения военного назначения может представлять собой технологию по изготовлению вышеназванных объектов, устройств и веществ.

Секретность сведений в военной области и предопределяет особый правовой режим охраны таких изобретений, установленный Патентным законом. Это режим «секретных изобретений».

Согласно разд. VI.1 Патентного закона «Особенности правовой охраны секретных изобретений» особые правила предусмотрены для подачи и рассмотрения заявок, для патентной экспертизы, а также по регистрации и выдаче патента на секретные изобретения.

Так, например, согласно п. 1 ст. 30.2 Патентного закона, рассмотрение заявок на секретные изобретения осуществляют уполномоченные Правительством Российской Федерации органы исполнительной власти (уполномоченные органы) в зависимости от тематической принадлежности изобретения. Одним из таких уполномоченных органов является Министерство обороны Российской Федерации, в полномочии которого согласно п. 51 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 августа РФ 2004 г. N 1082) (далее - Положение) входит «организация рассмотрения заявок и выдача патентов на секретные изобретения, относящиеся к средствам вооружения и военной техники». Иными словами, патентная экспертиза изобретений носит децентрализованный характер, в связи с чем экспертизу отдельных видов изобретений проводят уполномоченные органы.

Кроме того, создание изобретений в области вооружения и военной техники, как правило, осуществляется по государственным заказам, и в этой связи ст. 9.1 Патентного закона регламентирует данную особенность правового регулирования. Например, указывается, что право на получение патента на изобретение, созданное при выполнении работ по государственному контракту для государственных нужд принадлежит Российской Федерации, если в государственном контракте это прямо установлено. От имени Российской Федерации в данных правоотношениях выступает государственный заказчик, который может подать заявку на получение патента. В качестве государственных заказчиков, правомочных осуществлять права на изобретения военного назначения, законодательство указывает Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное агентство по промышленности.

Например, согласно п. 51 Положения Министерство обороны Российской Федерации организует в установленном порядке патентно-лицензионную, изобретательскую, рационализаторскую работу и учет результатов интеллектуальной деятельности, осуществляет распоряжение от имени Российской Федерации результатами интеллектуальной деятельности, полученными при выполнении государственного оборонного заказа, в том числе исключительными правами на них.

Федеральное агентство по промышленности согласно законодательству в установленной для него сфере деятельности осуществляет функции государственного заказчика государственного оборонного заказа[[31]], а также осуществляет закрепление за Российской Федерацией прав на объекты интеллектуальной собственности, распоряжается закрепленными за Российской Федерацией правами на результаты интеллектуальной собственности[[32]].

Следовательно, все сказанное выше дает основание выделить среди изобретений по назначению их применения и использования, помимо отмеченных в литературе изобретений в области химии и медицины, изобретений биологического назначения, и изобретения военного назначения.

С учетом вышеизложенного можно сформулировать определение изобретения военного назначения. Под изобретением военного назначения следует понимать техническое решение задачи, видами которого могут являться устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культура клеток растений и животных, созданное как служебное, так и по инициативе автора, подлежащее применению в вооружении, военной технике и иных средствах обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Таким образом, понятие изобретения как технического решения задачи является родовым понятием. Изобретение можно подразделить на виды, каждый из которых имеет особенности правовой охраны, определенные законодательством. В системе видов изобретений российского законодательства можно назвать изобретения в зависимости от следующих классифицирующих критериев: в зависимости от объекта изобретения; в зависимости от обстоятельств, в силу которых изобретение создано, в зависимости от правового режима охраны изобретения.

Автор статьи предлагает дополнить данную систему классификации изобретений еще одним критерием: в зависимости от области назначения и применения изобретения. Объективно формирующееся законодательство позволяет выделить правовую охрану изобретений военного назначения[[33]].

Глава 2. НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПАТЕНТНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1. Межправительственные соглашения о патентно-правовом сотрудничестве


Правительство РФ заключает соглашения с другими странами для развития экономического, промышленного, научно-технического сотрудничества.

В области патентно-правового сотрудничества соглашения с другими странами играют немаловажную роль. Страны, заключившие соглашения с РФ осуществляют и развивают сотрудничество в области охраны и использования прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, а также на объекты авторского права и смежных прав на основе взаимной выгоды и равенства. Соглашения заключаются на основе и в соответствии с другими международными договорами участниками которых они являются или будут являться.

Сотрудничество РФ с другими странами в области интеллектуального права, направлено на гармонизацию национальных нормативных актов с международными договорами в области охраны интеллектуальной собственности, участниками которых являются или стремятся стать государства Сторон; обмен информацией по вопросам, касающимся охраны интеллектуальной собственности; организацию стажировок специалистов с целью изучения опыта в области охраны интеллектуальной собственности; другие формы сотрудничества, согласованные сторонами.

Ответственность за реализацию соглашений являются компетентные органы стран партнеров по соглашению и Российское агентство по патентам и товарным знакам.

Стороны через свои компетентные органы обмениваются списками традиционно используемых на товарах обозначений, охраняемых в соответствии с законодательством государств-сторон и являющихся наименованием географических объектов, расположенных на территории государств-сторон, с целью предотвращения их незаконной регистрации в качестве или в составе товарных знаков согласно законодательству государств-сторон.

Компетентные органы Сторон оказывают содействие в проведении совместных семинаров и конференций в области охраны интеллектуальной собственности, в подготовке кадров и повышении их квалификации.

В случае возникновения разногласий по вопросам, вытекающим из соглашений РФ и другими странами или связанным с его выполнением, представители сторон проведут соответствующие консультации и приложат необходимые усилия к достижению урегулирования этих разногласий.

Одним из немаловажных документов в области патентно-правового сотрудничества является Евразийская патентная конвенция. Настоящая конвенция, бала создана руководствуясь желанием укрепить сотрудничество в области охраны изобретений. Целью конвенции являлось создать межгосударственную систему охраны изобретений на основе единого патента, действующего на территории государств участников конвенции. Государствами участниками Евразийской патентной конвенции являются страны бывшего СССР: Российская Федерация, Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызская республика, Таджикистан, Молдова, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

Для Российской Федерации конвенция вступила в силу с 27 сентября 1995года.

Для выполнения административных задач, связанных с функционированием Евразийской патентной системы и выдачей евразийских патентов, учреждается Евразийская патентная организация. Данная организация является межправительственной организаций и несет статус юридического лица и обладает в каждом договаривающемся государстве правоспособностью, которая признана за юридическими лицами данного государства[[34]].

Для распространения патентной информации каждое Договаривающееся Государство бесплатно получает Бюллетень Евразийского ведомства и описания евразийских заявок и патентов.

Борьба с правонарушениями в области интеллектуальной собственности имеет не маловажное значение для экономических, торговых и научных отношений между странами.

6 марта 1998 года было заключено соглашение между странами СНГ о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности.

Данное соглашение имеет большое значение в области благоприятного сотрудничества государств и развитии цивилизованных и эффективных мер борьбы с правонарушениями в этой области.

В его рамках были установлены согласованные формы и реализации методов взаимодействия в области охраны и защиты интеллектуальной собственности. Стороны договорились осуществлять сотрудничество в вопросах предупреждения, выявления, пресечении и расследования правонарушений в этой области на основе соблюдения принципов равноправия и взаимной выгоды и в соответствии с международными договорами и своим национальным законодательством. Каждая сторона имеет право предоставлять на основе взаимности физическим и юридическим лицам других сторон участников соглашения режим не менее благоприятный, чем своим физическим и юридическим лицам в отношении защиты прав на интеллектуальную собственность.

В рамках соглашения были оговорены пути осуществления сотрудничества такие как, обмен информацией о пресечении правонарушений в области интеллектуальной собственности, создание общей базы данных по вопросам пресечения правонарушений в данной области с перечислением субъектов имеющих доступ к ней, обмен опытом работы, обмен учебной методической и специальной литературой, организация совместных научных исследований[[35]].

Как постоянный консультативно-совещательный орган стран участниц соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности была создана совместная рабочая комиссия стран участниц соглашения. В своей деятельности комиссия руководствуется данным соглашением и взаимодействует с исполнительным комитетом СНГ, межгосударственным советом по вопросам охраны промышленной собственности, советом министров внутренних дел государств – участников СНГ, советом руководителей таможенных служб, стран- участников СНГ, межгосударственным советом по антимонопольной политике.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты