- контроль за соблюдением законов о местном самоуправлении и как следствие - установление порядка судебной защиты прав местного самоуправления;
- контроль за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления (а также прокурорский надзор в этой сфере) и, следовательно, регулирование и установление ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законов;
- контроль, осуществляемый иными самостоятельными государственными органами;
2) контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Каждый из перечисленных видов контроля имеет свою специфику, что обусловлено особенностями статуса и полномочий органов государственной власти, осуществляющих контрольную деятельность. Контроль со стороны органов исполнительной власти обычно называется административным.
Поскольку контроль в определенной мере ограничивает самостоятельность местного самоуправления, при его осуществлении должен соблюдаться принцип соразмерности административного контроля над деятельностью органов местного самоуправления, провозглашенный ст. 8 Европейской хартии местного самоуправлени. Формы и способы такого контроля, его механизм и порядок осуществления не могут нарушать гарантии самостоятельности местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и принятыми в соответствии с ней федеральными законами, и противоречить принципу разделения властей;
55. Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления
Прокурорский надзор, как одна из форм государственного контроля, в наибольшей степени способен гарантировать соблюдение конституционных принципов самостоятельности и законной деятельности местного самоуправления, защиту его от необоснованного ущемления.
Обеспечение соблюдения верховенства Конституции РФ и исполнения законов всегда было главной целью деятельности прокуратуры. В ст. 1 Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации" указывается, что прокуратура - единая централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и законов на территории РФ.
Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, рассматривает и разрешает заявления, жалобы и иные обращения, затрагивающие данную сферу. Закон о прокуратуре наделяет прокуроров широким кругом полномочий в правовых вопросах, возникающих в сфере местного самоуправления. Вместе с тем, на наш взгляд, следовало бы расширить на качественно новой правовой основе взаимодействие органов прокуратуры с иными органами, осуществляющими контрольные функции, и тем самым повысить правовой потенциал контроля и надзора в сфере местного самоуправления.
56. Способы и механизмы воздействия на органы местного самоуправления при обнаружении нарушений в деятельности органов местного самоуправления
Из всей совокупности механизмов и способов реализации взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления выделяет и систематизирует взаимосвязанные формы воздействия со стороны государства на органы местного самоуправления (формы регулирования государством деятельности местного самоуправления), а именно: регулирование предметов ведения местного самоуправления; наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; обеспечение местного самоуправления ресурсами; координация деятельности местного самоуправления; государственный контроль в местном самоуправлении
57. Юридическая ответственность органов, должностных лиц местного самоуправления: понятие и виды, основания
Юридическую ответственность можно определить как неблагоприятные последствия, наступающие для субъекта права при произведении им определенных действий и выраженные в санкциях правовых норм. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за нарушение ими Конституции Российской Федерации, федеральных законов и федеральных конституционных законов и других правовых актов, невыполнение возложенных на них населением муниципального образования обязанностей.
Органы местного самоуправления могут нести конституционную и гражданско-правовую ответственность за свои действия. На должностных лиц местного самоуправления может возлагаться конституционная, административная и уголовная ответственность.
Выделяют три вида ответственности: 1) перед населением муниципального образования; 2) перед государством; 3) перед физическими и юридическими лицами.
К должностным лицам местного самоуправления могут применяться меры конституционной, административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.
Должностные лица местного самоуправления несут административную ответственность в случае совершения ими при исполнении служебных обязанностей правонарушений, предусмотренных КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации.
Уголовная ответственность должностных лиц местного самоуправления наступает в случае совершения ими деяний, содержащих все признаки состава преступления и предусмотренных УК РФ.
Дисциплинарная ответственность должностных лиц местного самоуправления предусматривается целым рядом нормативных актов.
Дисциплинарным проступком в сфере муниципальной службы признается неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей (ст. 27 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации").
58. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством: основания и условия, меры ответственности, порядок привлечения к ответственности
Основания ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством: 1) нарушение ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования; 2) ненадлежащее осуществление указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.
Вид ответственности как роспуск представительного органа муниципального образования.
1) установлен срок, в течение которого представительный орган муниципального образования обязан принять меры по исполнению решения суда, до трех месяцев;
2) не требуется судебного подтверждения того, что установленные действия повлекли нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда;
3) не предусматривается в качестве обязательного этапа процедуры привлечения представительного органа муниципального образования к ответственности вынесение письменного предупреждения представительного органа о возможности привлечения к ответственности;
4) требует обязательного судебного подтверждения факта неисполнения первого судебного решения;
5) предусматривает обязательность законодательной инициативы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при принятии закона о роспуске представительного органа муниципального образования (ранее законодательный орган субъекта Российской Федерации мог и сам выступить с такой инициативой).
Ответственность представительного органа муниципального образования наступает собственно не за принятие противоправного нормативного акта, а за непринятие мер по исполнению судебного решения, констатирующего данный факт. В связи с этим А.А. Сергеев вполне справедливо указывает, что "можно ежедневно издавать незаконные акты и в случае своевременного исполнения судебных решений не бояться ответственности в виде прекращения полномочий.
Порядок роспуска представительного органа в случае непроведения им правомочных заседаний аналогичен порядку роспуска по основаниям неисполнение решения суда.
Возможно отрешение от должности не только главы муниципального образования, но и главы местной администрации. Таким образом, впервые предусматривается возможность отрешения от должности невыборного должностного лица местного самоуправления.
Основанием отрешения от должности главы муниципального образования (местной администрации) является не только неисполнение судебного решения в случае принятия незаконного правового акта, но и неисполнение судебного решения в случае совершения иных действий, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Глава муниципального образования (местной администрации) отрешается от должности правовым актом высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)..
Срок обжалования решения об отрешении от должности главы муниципального образования (местной администрации) и рассмотрения этого вопроса в 10 дней.
59. Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге
Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации содержит два достаточно очевидных требования к территориям, на которых будет осуществляться местное самоуправление в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге:
1) внутригородские территории должны быть расположены на территории городов федерального значения;
2) в рамках данных территорий местное самоуправление должно осуществляться населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Города Москва и Санкт-Петербург включают в себя не только городскую территорию, но и так называемые пригородные территории. на города федерального значения не распространяется общая классификация муниципальных образований: любое муниципальное образование, расположенное на территории Москвы и Санкт-Петербурга, является внутригородской территорией, а не поселением или муниципальным районом вне зависимости от того, расположено ли муниципальное образование на территории основной городской застройки или на пригородной территории.
Кроме того, органы власти Москвы и Санкт-Петербурга не связаны закрепленными в Федеральном законе формами выявления мнения населения, могут применяться любые другие формы.
2. Перечень вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяется законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.
Особенности организации местного самоуправления федерального значения как субъекта Российской Федерации и находящихся на его территории муниципальных образований, не допустить произвольное ограничение права населения на осуществление местного самоуправления.
Таким образом, право субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга самостоятельно определять перечень вопросов местного значения
Между тем в городах федерального значения необходимо, обеспечить баланс интересов города федерального значения как субъекта Российской Федерации и находящихся на его территории муниципальных образований≫, а эта задача выходит далеко за пределы городского хозяйства в узком смысле. Так, единые градостроительные правила напрямую не связаны с городским хозяйством, однако они имеют существенное значение для развития мегаполиса. Фактически городам федерального значения предоставляется право самостоятельно определять перечень вопросов местного значения на своей территории исходя из специфики каждого из субъектов Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13