Муниципальное право как отрасль российского права

Сторонники «общественной» теории неоднократно предпринимали попытки составить список дел, подведомственных органам местного самоуправления, которые по существу отличались бы от дел государственного управления. Однако, как справедливо отмечают некоторые авторы, на практике «оказалось довольно сложно разграничить дела собственно общинные (местные) и дела государственные, порученные для исполнения общинам. Например, дорожное строительство, местные налоги, охрана общественного порядка, заведование образованием, культурой, здравоохранением и т.п. не могут считаться чисто общественными делами и противостоять делам государственным».

Такие дела представляют интерес не только для местного сообщества, но и для государства в целом. Получается, что такого рода предположение ставит ученых перед необходимостью критически подходить к оценке данной теории.

Вторым направлением общественной теории самоуправления является так называемая хозяйственная теория, ставшая развитием теории (естественной) общины. Среди ее пропагандистов были Р. Моль и А. Васильчиков. Сторонники этой теории делали упор не только на признание самоуправляющейся общины в качестве самостоятельного субъекта права, но и на реализацию ею коммунальной деятельности. Считалось, что местное самоуправление чуждо политике, но имеет свою особую сферу хозяйственной деятельности.

Среди видных русских ученых, являвшихся приверженцами общественной теории, можно назвать В.Н. Лешкова. В своих трудах он обосновывал прогрессивную идею независимости органов самоуправления от государства, хотя и не отрицал возможности его контроля за деятельностью этих органов, и указывал на разную природу власти органов местного самоуправления и государства. Различие между ними, с его точки зрения, заключалось в том, что в государстве власть имеет значение необходимой, а в органах самоуправления — всегда выборной.

Другой апологет данной теории А.И. Васильчиков выступал за жесткое разграничение компетенции между органами местного самоуправления и органами государственной власти.

Попытки реализации на практике «общественной» и «хозяйственной» теории в России длились несколько десятилетий. Разработчики земской и городской реформ находились под сильным влиянием (в германском варианте) общественной или (в российском варианте) хозяйственной теорий самоуправления. В 1864 г. важнейшие аспекты данных концепций нашли практическую реализацию в «Положении о губернских и уездных земских учреждениях».

Земские учреждения признавались учреждениями не государственными, а общественными, существующими для реализации своих особых хозяйственных задач.

Как уже отмечалось выше критика общественной теории самоуправления дала толчок к разработке государственной теории самоуправления. Основные положения данной теории были сформулированы в XIX в. выдающимися немецкими учеными Р. Гнейстом и Л. Штейном. Государственная теория получила широкое распространение в России в трудах известных дореволюционных государствоведов Н.И. Лазаревского, А.Д. Градовского, В.П. Безобразова.

Суть государственной теории заключалась в признании местного самоуправления частью государственного управления. Следовательно, по мнению авторов этой теории, местное самоуправление — это лишь одна из форм организации местного государственного управления, которое обладает определенной автономией в решении местных вопросов. Кроме того, местное самоуправление должно осуществляться не правительственными чиновниками, а непосредственно местным населением или его представителями.

По мнению сторонников этой теории, представители государственной власти на местах призваны подчиняться директивам вышестоящих органов власти. Как следствие этого они не представляют интересов местного сообщества и не вникают в специфику местного самоуправления. В свою очередь это связано с тем, что в условиях строгой иерархии часть государственной администрации на местах лишена таких важных для местного самоуправления качеств, как инициатива и независимость. Получается, что в отличие от назначенного из центра чиновника, для представителей местного населения его интересы всегда приоритетней.

Н.И. Лазаревский определял местное самоуправление как «систему децентрализованного государственного управления, где децентрализация обеспечивается рядом юридических гарантий, которые, с одной стороны, ограничивают самостоятельность органов местного самоуправления, а с другой, обеспечивают тесную связь государства с данной местностью и ее населением». По его мнению, «государственная власть является совокупностью полномочий монарха, коронной администрации, парламента, органов самоуправления».

Еще один сторонник рассматриваемой теории В.П. Безобразов считал, что органы местного самоуправления по определению должны быть включены в государственную систему управления.


10. Местное самоуправление в дореволюционной России


Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. Муниципальная реформа 1917 года не была проведена в жизнь.


11. Организация местной власти в советский период


После Октябрьской революции 1917 года в основу организации власти был положен принцип единство системы советов как органов государственной власти снизу доверху, местное самоуправление отвергалось. К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране, а также под давлением движения МЖК. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991) сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления. В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы Президент РФ провёл реформу местного самоуправления. Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления. В 1995 году принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц. Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, положил начало муниципальной реформе, которая должна закончиться к 2009 году, когда Федеральный закон полностью вступит в силу.


12. Социальная и юридическая природа местного самоуправления: историко-теоретический аспект


Многообразие систем местного самоуправления обусловлено особенностями социального, экономического и политического развития страны, ее демократическими традициями и государственным устройством. Однако любая из этих систем основывается на ряде демократических принципов, до некоторой степени свойственных им всем. На этой объективной базе появилась возможность создать международную конвенцию в пределах Совета Европы - Европейскую хартию о местном самоуправлении

Хартия была создана в середине 80-х годов XX столетия и открыта для подписания 15 октября 1985 г. по предложению функционирующего в границах Совета Европы Европейского конгресса региональных и местных властей. Участниками ее стали: Австрия, Болгария. Венгрия, Греция. Дания, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словения, Турция, Финляндия, ФРГ, Швеция, Эстония и ряд других стран (всего 28).

Европейская хартия местного самоуправления была подписана Российской Федерацией 28 февраля 1996 г., утверждена Государственной думой 20 марта 1998 г., вступила в силу на территории Российской Федерации 1 сентября 1998 г.2

Каждая система базируется на ряде демократических начал.

Хартия является документом, в котором сформулированы принципы и понятия местного самоуправления. Она направлена на обеспечение и защиту прав органов местного самоуправления как наиболее близких к рядовым гражданам властных структур, поскольку именно эти последние дают гражданам возможность участвовать в принятии решений, которые касаются условий их повседневной жизни. Этот документ вменял в обязанность подписавшимся странам и их правительствам соблюдать основополагающие принципы, которые гарантируют финансовую, административную и политическую независимость местных сообществ в условиях децентрализации власти.

Местное самоуправление, согласно ст. 3 Хартии, это: "право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения".

В настоящее время местное самоуправление является основой конституционного строя, одной из форм народовластия, гарантией права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения путем самоорганизации и самодеятельности граждан.

Для того, чтобы лучше понять такое непростое явление, как местное самоуправление, нужно рассмотреть его в качестве социальной идеи. В целом, идеи есть обобщенные взгляды, которые сформированы или на базе опыта, или на теоретической базе.

Соответствующее терминологическое определение идея местного самоуправления получила на границе XVIII-XIX веков. X. Шоллер и Г. Штимпфл, немецкие исследователи, увязывают возникновение понятия "местное самоуправление" с событиями Великой Французской революции, и считают его формой закрепления независимости социума от государства.

Говоря об образовании данного явления, следует уточнить соотношение между местным самоуправлением и самоуправлением в целом. Исторически местное самоуправление явилось предтечей самоуправления, по крайней мере, этой точки зрения придерживаются многие исследователи. Ранее упоминавшиеся X. Шоллер и Г. Штимпфл непосредственно указывают на то, что понятие "самоуправление" впервые стало использоваться в связи с «местным самоуправлением». Авторы монографии "Институты самоуправления, историко-правовое исследование" также согласны с данной позицией.

Понятие "самоуправление" возникает в юридической науке в 50-е годы этого столетия, тогда как до этого и административная наука, и законодательство Германии говорили лишь о территориальном и местном управлении. Необходимо отметить, что немецкое самоуправление связывают с именем барона фон Штейна и проведенной им местной реформой, основы которой были заложены в 1808 г. В то же самое время термин "самоуправление" более широко и полно использовали в Англии XVIII столетия, откуда это понятие пришло в Германию, а затем и в Россию. В самом деле, как раз в данный период местное самоуправление в России становится предметом самостоятельного научного анализа.

Русские юристы причисляли к местному самоуправлению городское и земское самоуправление. Согласно В.В. Погосскому, местное самоуправление - это руководство, осуществляемое людьми, отобранными населением. М.А. Курчинский предполагал, что самоуправление на местах являет собой управление всеми местными потребностями самим обществом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты