Муниципальное право как отрасль российского права

в) критерий значимости означает, что в состав муниципальной собственности должны входить наиболее значимые и приоритетные объекты для социально-экономического развития муниципального образования;

г) критерий возможности: в состав муниципальной собственности следует вносить те объекты, содержание и финансирование которых возможно за счет средств местного бюджета.


42. Влияние приватизации на процесс формирования муниципальной собственности в России


На формирование муниципальной собственности заметное влияние оказал процесс приватизации, от которого, однако, органы местного самоуправления практически были отстранены и не играли в нем сколько-нибудь существенной роли.

Под приватизацией в законодательстве принято понимать отчуждение (переход) имущества, главным образом недвижимого, из государственной (муниципальной) собственности в частную собственность граждан или юридических лиц в порядке и на условиях, которые предусмотрены специальным законодательством.

В частности, Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" учреждает порядок, способы приватизации муниципального имущества, а также особенности приватизации отдельных видов имущества. Закон закрепляет следующие способы приватизации муниципального имущества:

1) продажа муниципального имущества на аукционе, в том числе продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

2) продажа муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;

3) продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых обществ, их работникам;

4) выкуп арендованного муниципального имущества;

5) преобразование муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находятся в муниципальной собственности;

6) внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;

7) отчуждение находящихся в муниципальной собственности акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, владельцам муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций и т.п.

Приватизация муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей муниципального имущества и открытости деятельности органов местного самоуправления. Муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и юридических лиц только на возмездной основе или посредством передачи в муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставной капитал которых вносится муниципальное имущество.

Важнейшим документом в области приватизации муниципального имущества является местная программа приватизации.



43. Управление объектами муниципальной собственностью: понятие, полномочия органов местного самоуправления


Вопросы формирования, эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью являются актуальными в современных экономических условиях, так как муниципальная собственность наряду с местными финансами составляет экономическую основу местного самоуправления.

В частности, управление собственностью города представляет собой комплекс законодательных, нормативных, административных актов и экономических действий органов власти, объединенных единой политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизнедеятельности городского сообщества.

На примере г. Хабаровска: Управление объектами муниципальной собственности осуществляет администрация города в случаях и порядке, предусмотренных городской Думой.

Администрация города, осуществляя управление муниципальной собственностью через свои структурные подразделения, вправе:

1) передавать на договорной основе объекты (имущество) муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим или юридическим лицам, отчуждать, передавать в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом в порядке, установленном федеральными законами, краевыми законами и нормативными правовыми актами городской Думы;

2) осуществлять контроль за использованием объектов муниципальной собственности;

3) выполнять программу приватизации муниципального имущества, утвержденную городской Думой;

4) защищать имущественные права всеми установленными гражданским законодательством способами;

5) производить вклады в уставные капиталы организаций иных организационно-правовых форм в соответствии с действующим законодательством;

6) участвовать в создании организаций для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

18. ч. 4 ст. 51 Создание муниципальных предприятий и учреждений.

Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.


44. Создание муниципальных предприятий и учреждений


131-фз устанавливает право органов местного самоуправления участвовать в создании муниципальных предприятий и учреждений

В соответствии с концепцией Закона эти общества также должны содействовать осуществлению полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Вопросы создания и функционирования муниципальных предприятий регулируются ГК РФ и Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусмотрено создание муниципальных унитарных предприятий следующих видов:

- муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (муниципальные предприятия);

- муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия).

Согласно ст. 8 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" основаниями для создания муниципального предприятия могут являться:

- необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

- необходимость осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам).

Казенное предприятие может быть создано в случае:

- если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для нужд муниципального образования;

- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена;

- необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

- необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств.


45. Статус муниципальных предприятий и учреждений, взаимоотношения с органами местного самоуправления


Согласно статье 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (приложение N 23) органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные предприятия.

Правовое положение муниципальных унитарных предприятий определяется ГК РФ и Законом об унитарных предприятиях.

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе подчинённости.

Органы местного самоуправления:

определяют цели, условия и порядок их деятельности;

осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию и услуги;

утверждают их уставы;

назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций;

заслушивают отчёты об их деятельности.


46. Приватизация муниципальной собственности: способы, полномочия органов местного самоуправления по регулированию порядка приватизации муниципальной собственности


Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью связаны также с процессом приватизации, который существенным образом влияет на формирование муниципальной собственности. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество). Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.  Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества: 2) продажа муниципального имущества на аукционе; 3) продажа муниципального имущества на конкурсе; 4) муниципального имущества посредством публичного предложения; 5) продажа муниципального имущества без объявления цены; 6) внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; [6] Деятельность органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью предполагает осуществление ими иных прав собственника муниципального имущества. Органы местного самоуправления осуществляют правовое регулирование отношений, связанных с управлением и распоряжением муниципальной собственностью. Представительные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, а также общеобразовательные правила по предметам ведения муниципального образования, затрагивающие вопросы управления муниципальной собственностью, в частности: 1) правила передачи и продажи муниципального жилья в собственность граждан и организаций; сдачи муниципального жилья в аренду; 2) правила пользования сооружениями, предназначенными для удовлетворения нужд населения; 3) правила пользования земельными ресурсами; Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, определяя в договорах и соглашениях условия использования передаваемых объектов. Они могут сдавать объекты муниципальной собственности в аренду, а также совершать с муниципальным имуществом иные сделки в соответствии с законом. Органы местного самоуправления, выступая от имени муниципального образования, должны эффективно использовать права собственника муниципального имущества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты