Обращение взыскания на имущество и денежные средства граждан по законодательству Республики Беларусь

1.4 Процессуальные документы и сроки в исполнительном производстве


В исполнительном производстве основаниями принудительного исполнения выступают судебные постановления и другие акты государственных и общественных юрисдикционных органов, правомочных осуществлять защиту субъективных прав и интересов граждан, должностных лиц, юридических лиц и государства.

В порядке, определяемом гражданским процессуальным законодательством, подлежат исполнению лишь те юрисдикционные акты, исполнение которых отнесено к компетенции общих судов законодательством. Согласно ст.228 ХПК принудительное исполнение целого ряда юрисдикционных актов (прежде всего хозяйственных, третейских и иностранных судов) по защите экономических (хозяйственных) прав и интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отнесено к компетенции хозяйственных судов. Поэтому в ряде случаев компетенция общих и хозяйственных судов разграничивается по составу сторон.

Неполный перечень судебных постановлений и других актов, подлежащих исполнению общими судами содержится в ст.461 ГПК. К их числу относятся:

1. Все судебные акты по гражданским делам, как разрешающие дело по существу, так и процессуальные вопросы (о штрафах, судебных расходах), – решения, определения и постановления по гражданским делам, в том числе определения о судебном приказе, а также мировые соглашения, утвержденные судом;

2. Часть судебных актов по уголовным делам – приговоры, определения и постановления судов по уголовным делам в части имущественных взысканий (о возмещении ущерба, о конфискации, штрафах, взыскании судебных расходов);

3. Часть постановлений по делам об административных правонарушениях – постановления суда, государственных органов и должностных лиц в части имущественных взысканий (о возмещении ущерба, штрафах, конфискации и т.п.);

4. Постановления прокуроров о выселении в административном порядке;

5. Исполнительные надписи нотариальных органов;

6. Решения третейских судов Республики, в том числе арбитражей, специально создаваемых для рассмотрения отдельных дел, если стороной по делу является гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем[7];

7. Постановления Комитета государственного контроля Республики Беларусь об имущественных взысканиях с граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями;

8. Постановления комиссий по делам несовершеннолетних о денежных взысканиях (о возмещении ущерба, штрафах);

9. Решения иностранных судов, в том числе арбитражных (третейских), в случаях предусмотренных международными договорами[8], если стороной по делу является гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем после процедуры разрешения принудительного исполнения по правилам Приложения № 4 к ГПК;

10. Решения товарищеских судов об имущественных взысканиях;

11 Решения комиссий по трудовым спорам.

Иным законодательством (ч.7 ст.386 ТК) к актам, подлежащим исполнению судом относятся решения Республиканского трудового арбитража.

Основание исполнения как юрисдикционный акт, подтверждающий субъективные права и охраняемые законом интересы, должен в этой части быть действующим, действительным и неизменным на протяжении всего исполнительного производства. Его отмена согласно п.6 ч.1 ст.492 ГПК влечет прекращение исполнительного производства с отменой мер по принудительному исполнению.

Для подтверждения права взыскателя на принудительное исполнение законодательство требует выдачи юрисдикционным органом в установленные законом сроки после вынесения акта или вступления его в силу исполнительных документов. Однако реализация решений, обязательных для государственных органов и должностных лиц (ст.540 ГПК) осуществляется на основании судебных постановлений без выдачи исполнительных документов.

Для возбуждения исполнительного производства по принудительному исполнению необходимо предъявить в суд исполнительный документ. Согласно ст.462 ГПК исполнительными документами, выдаваемыми общими судами, являются:

1. Исполнительные листы, выдаваемые на основании решений, приговоров, определений и постановлений судов (судей), мировых соглашений, утвержденных судом, решений третейских судов Республики Беларусь, решений иностранных судов, в том числе арбитражных (третейских), если стороной по делу является гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, решений товарищеских судов. ГПК допускает выдачу исполнительного листа и на основании других актов, если это предусмотрено законодательством.

2. Определения о судебном приказе.

Исполнительным документом для решений комиссий по трудовым спорам является удостоверение КТС (ст.462 ГПК, ст.249 ТК).

В остальных случаях по ст.462 ГПК и действующему законодательству основание исполнения и исполнительный документ совпадают (например, исполнительная надпись нотариальных органов) или являются одним из экземпляров юрисдикционного акта, направляемым для принудительного исполнения (например, постановления государственных органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях).

Закон предъявляет определенные требования к содержанию и порядку выдачи исполнительных документов. Для исполнительных листов и определений о судебном приказе эти требования содержатся в ГПК, а для других исполнительных документов – в ином законодательстве.

Наиболее распространенным исполнительным документом является исполнительный лист. Его содержание (реквизиты) определены ст.466 ГПК. В исполнительном листе должны содержаться сведения: 1) о суде, выдавшем исполнительный лист; 2) о сторонах исполнительного производства (имя либо наименование взыскателя и должника); 3) сущность исполнения и срок исполнения; 4) наименование дела или акта, по которому выдан исполнительный лист; 5) время вынесения судебного постановления и время вступления его в законную силу; 6) время выдачи исполнительного листа; 7) удостоверенная печатью подпись судьи. Закон допускает указание в исполнительном листе и других сведений, необходимых для осуществления исполнения. Так, по делам о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей дополнительно указываются время и место рождения должника, а также сведения о детях (фамилия, имя и отчество, дата рождения) и другое.

Исполнительный лист на основании судебных постановлений выдается судом первой инстанции взыскателю после вступления решения приговора, определения, постановления в законную силу (ч.1 ст.463 ГПК). Только в случаях немедленного исполнения по закону или по признанию судом – исполнительный лист выдается немедленно по вынесении судебного постановления.

При выдаче исполнительного листа на основании других актов районный (городской) суд обязан проверить их законность, а также в пределах своей компетенции правомерность исполнения на территории Республики Беларусь решений иностранных судов, в том числе арбитражных (третейских), и вынести мотивированное определение о выдаче или об отказе в выдаче исполнительного листа, которое может быть обжаловано (ч.2 ст.463 ГПК). По одному решению суд может по просьбе взыскателей выдать насколько исполнительных листов, если исполнение должно быть произведено в различных местах либо если судебное постановление вынесено в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков (ст.464 ГПК). При этом в каждом исполнительном листе указывается часть, подлежащая исполнению, а в отношении солидарных ответчиков номер исполнительного листа, общая сумма взыскания и перечисляются все ответчики с указанием на их солидарную ответственность.

Согласно ст.397 ГПК в определении о судебном приказе должны содержаться сведения: 1) о номере производства и дате вынесения определения; 2) наименование суда, фамилия, имя, отчество судьи; 3) имя либо наименование, место жительства или место их нахождения взыскателя и должника; 4) нормативный акт, на основании которого удовлетворено требование; 5) размер денежных сумм, подлежащих взысканию при обозначение с указанием стоимости движимого имущества, подлежащего истребованию; 6) размер неустойки, если это предусмотрено законодательством или договором; 7) сумма государственной пошлины, подлежащей взыскателю с должника. В определении о судебном приказе, о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей также дополнительно указываются дата и место рождения должника, место его работы, имя и дата рождения каждого ребенка, размер платежей, взыскиваемых ежемесячно и срок их взыскания [23. с. 284].

Определение о судебном приказе выдается взыскателю по истечении 10-дневного срока на заявленные возражения должником. Отдельно выдается определение о взыскании государственной пошлины в доход государства.

В удостоверении комиссии по трудовым спорам указываются сведения: 1) о комиссии, вынесшей решение по трудовому спору; 2) дате принятия решения и выдачи удостоверения; 3) фамилия, имя и отчество работника; 4) решение по существу спора (ч.2 ст.249 ТК). Удостоверение заверяется подписями председателя и секретаря комиссии по трудовым спорам. Но выдается в течение 3 дней, если в 10-дневный срок на обжалование решения КТС работник и наниматель не обратились в суд.

Основанием для возбуждения исполнительного производства и совершения исполнительных действий являются только подлинник исполнительного документа. Копии исполнительных документов правового значения не имеют. Поэтому на случай утраты исполнительного документа законодательство предусматривает возможность выдачи дубликатов исполнительных документов, а на виновных в утрате должностных лиц – возможность наложение судебного штрафа (ч.3 ст.465 ГПК).

Согласно ст.465 ГПК заявление о выдаче дубликата исполнительного листа в связи с его утратой рассматривается в судебном заседании судом, вынесшим судебное постановление, с извещением сторон, однако их неявка не является препятствием для разрешения этого вопроса. Дубликат может выдаваться при наличии к тому оснований в пределах сроков предъявления исполнительных листов по взысканию, предусмотренных ст.468 ГПК. Определение о выдаче или отказе в выдаче дубликата исполнительного листа может быть обжаловано или опротестовано. Представляется, что аналогично может рассматриваться вопрос о выдаче дубликата определения о судебном приказе. Возможна выдача дубликатов других исполнительных документов соответствующими органами, например, исполнительных надписей нотариальных органов по законодательству о нотариате, удостоверений комиссий по трудовым спорам по сложившейся практике. Гражданское процессуальное законодательство устанавливает в исполнительном производстве процессуальные сроки для совершения процессуальных действий, а также давностные сроки, в течение которых можно требовать принудительного исполнения судебных решений и иных актов.

Начальный момент возможного принудительного исполнения закреплен в ГПК посредством установления процессуальных сроков на приведение в исполнение, принудительное исполнение и контроль за добровольным исполнением (ст.467 ГПК).

До истечения сроков приведения в исполнение не допускается выдача или направление для исполнения исполнительных документов. Согласно ч.1 ст.467 ГПК судебные постановления приводятся в исполнение по вступлении их в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения. Иные акты приводятся в исполнение в сроки установленные законодательством (либо немедленно, либо по истечении сроков на обжалование и добровольное исполнение, например, решения КТС).

Должник имеет право на добровольное исполнение, для реализации которого также устанавливаются сроки либо в судебном постановлении или ином акте, а при отсутствии такого установления – ГПК и иными актами законодательства. Лишь после их истечения возможно применение всего комплекса мер принудительного исполнения и по контролю за добровольным исполнением.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты