При обнаружении недостаточности стоимости имущества ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего.
В соответствии со статьей 226 Закона № 127-ФЗ непредставление в арбитражный суд заявления о признании ликвидируемого юридического лица банкротом является основанием для отказа во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 9 статьи 142 Закона № 127-ФЗ, а также в соответствии с пунктом 6 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными.
В случае представления указанными юридическими лицами документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией при наличии в ликвидационном балансе задолженности перед кредиторами, в том числе по обязательным платежам в бюджет, регистрирующий (налоговый) орган не вправе принимать решение об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании пункта 1 статьи 226 Закона № 127-ФЗ.
Согласно пункту 8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
В соответствии со статьей 21 Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме № Р16001, утвержденной Постановлением № 439;
ликвидационный баланс;
документ об уплате государственной пошлины.
Документы, предусмотренные статьей 21 Закона № 129-ФЗ, представляются в регистрирующий (налоговый) орган не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
При принятии документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица ИФНС по Кировскому району г. Уфы РБ не вправе требовать представления каких-либо документов, подтверждающих завершение расчетов с кредиторами (например, справки об отсутствии задолженности из налогового органа, справки о перечислении в Фонд социального страхования сумм капитализированных платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний).
Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме № Р16001, утвержденной Постановлением № 439, представляется в регистрирующий (налоговый) орган ликвидационной комиссией или ликвидатором.
На основании представленного заявления регистрирующий (налоговый) орган ИФНС по Кировскому району г. Уфы РБ вносит запись о государственной регистрации ликвидации юридического лица и выдает (направляет) свидетельство по форме № Р15001 и выписку из ЕГРЮЛ по месту нахождения юридического лица.
Ликвидационный баланс является одним из обязательных документов, представляемых в регистрирующий орган ИФНС по Кировскому району г. Уфы РБ для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.
Анализ положений статьи 63 ГК РФ показывает, что в ликвидационном балансе должны быть отражены сведения о составе оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества. Ликвидационный баланс юридического лица (за исключением банков), так же как и промежуточный ликвидационный баланс, составляется в простой письменной форме.
На основании пункта 5 статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией только после расчета с кредиторами юридического лица, после проведения инвентаризации оставшегося имущества и утверждается учредителями юридического лица.
В связи с этим при направлении уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса или заявления о ликвидации юридического лица ИФНС по Кировскому району г. Уфы РБ руководствуется сроками составления (утверждения) промежуточного ликвидационного баланса, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации.
Если юридическим лицом подано Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией с нарушением срока, установленного пунктом 2 статьи 22 Закона № 127-ФЗ (до истечения двух месяцев с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица), то регистрирующий орган ИФНС по Кировскому району г. Уфы РБ в целях недопущения нарушения вышеуказанной статьи принимает решение об отказе в государственной регистрации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона (непредставление заявления о государственной регистрации в связи с ликвидацией).
Документы представляются в регистрирующий орган ИФНС по Кировскому району г. Уфы РБ по истечении установленного законом срока.
Необходимо отметить, что в заявлении по форме № Р16001 подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены.
В случае представления в регистрирующий (налоговый) орган ИФНС по Кировскому району г. Уфы РБ документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, в том числе подтверждающих завершение всех расчетов с кредиторами (ликвидационный баланс), и при наличии в регистрирующем (налоговом) органе сведений об отсутствии удовлетворения требований кредиторов (в т. ч. требований по обязательным платежам) либо при обнаружении недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов регистрирующий (налоговый) орган принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ, пунктом 1 статьи 226 Закона № 127-ФЗ.
6. Проблемы процедуры признания банкротства юридических лиц
Для обращения в суд с заявлением о банкротстве ликвидируемого должника важным условием является наличие решения о добровольной ликвидации юридического лица. От наличия или отсутствия решения о добровольной ликвидации юридического лица зависит, в частности, возможность рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должника по заявлению его кредитора.
В случае если дело о банкротстве возбуждено на основании поданного до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) заявления собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителя должника или руководителя должника, рассмотрение дела о банкротстве осуществляется без учета особенностей, предусмотренных законом для банкротства ликвидируемого должника (п.3 ст.225 Закона №127-ФЗ).
Если же после принятия заявления о банкротстве ликвидируемого должника суд признал недействительным решение общего собрания о ликвидации организации, то производство по делу о банкротстве ликвидируемого должника должно быть прекращено. Перевод в этом случае конкурсного процесса в обычные рамки недопустим, даже при условии наличия всех признаков, требуемых для инициирования процесса по делу о банкротстве в обычном режиме.
Сложнее обстоит дело, если заявление о признании должника несостоятельным подает кредитор. Ведь зачастую кредитор, осознав, что его требования не будут удовлетворены, стремится к скорейшей ликвидации должника. В такой ситуации находятся, например, банки, которые формируют резерв на возможные потери по ссудам при нарушении сроков выплаты процентов по основному долгу и до момента погашения либо списания задолженности с баланса. Основанием же для списания задолженности ликвидируемого должника выступает решение суда.
Закон не ограничивает ликвидационную комиссию временными рамками в части составления промежуточного ликвидационного баланса должника. И при определенной недобросовестности ее председателя и членов этот процесс может затянуться на неопределенное время. Доказав эту недобросовестность, банки могут потребовать возмещения упущенной выгоды (в виде неполученных процентов на те денежные средства, которые были использованы при формировании резерва). Но все же банкам выгоднее высвободить денежные средства из резерва, чем инициировать судебный процесс о возмещении неполученных доходов с неопределенной перспективой.
В настоящее время кредитор не может обратиться в суд с заявлением о признании ликвидируемого должника банкротом. Лишение кредитора подобного права объясняется спецификой хозяйственной ситуации (ликвидацией должника). Если принятие решения о ликвидации и создании ликвидационной комиссии имело место до обращения кредитора в арбитражный суд и возбуждения дела о банкротстве должника, то рассмотрение в арбитражном суде спора о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном Законом о несостоятельности по заявлению кредитора должника исключается в любом случае, поскольку причиной ликвидации юридического лица является не его банкротство, а иные основания.
В то же время если решением арбитражного суда по ранее рассмотренному делу коммерческая организация признана несостоятельной (банкротом), то иск о ее ликвидации в связи с осуществлением ею деятельности с неоднократными и грубыми нарушениями закона и иных правовых актов не подлежит рассмотрению.
Признаком несостоятельности ликвидируемого должника является также просрочка исполнения денежных обязательств (обязанности по уплате обязательных платежей). Однако факты наличия просрочки в исполнении денежных обязательств (обязанностей по уплате обязательных платежей), превышения размера задолженности сверх законодательно определенных минимальных величин для решения вопроса о возбуждении производства по делу о банкротстве ликвидируемого должника значения не имеют.
В этих условиях критерий неоплатности, который применительно к ликвидируемому должнику присутствует, является не столько критерием банкротства, сколько критерием необходимости обращения в арбитражный суд с заявлением о банкротстве ликвидируемого должника.
Упрощение процедур банкротства ликвидируемого должника выражается в отказе от использования процедур наблюдения, внешнего управления и финансового оздоровления, даже если есть основания полагать возможность восстановления платежеспособности. Арбитражный суд сразу принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утверждает конкурсного управляющего.
Нарушение требования об обращении в суд при обнаружении недостаточности имущества ликвидируемого должника для удовлетворения требований всех кредиторов недопустимо, поскольку может явиться основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.
Подводя итог выполненной работе, сформулируем основные результаты преддипломной практики и выводы, сделанные на их основе.
Если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется.
В качестве обязательного признака банкротства выступает установление факта недостаточности стоимости имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов на фоне уже принятого решения о ликвидации.
Упрощенная процедура банкротства как установленный законодательством особый сокращенный порядок применения специальных мер к должнику, имеющему признаки банкротства, характеризуется относительной оперативностью проведения судебного разбирательства и осуществления процедур банкротства (фактически используется только одна процедура банкротства - конкурсное производство). Поскольку упрощенная процедура банкротства реализуется в условиях особой хозяйственной ситуации, складывающейся в отношении должника, то она приводит и к некоторой предопределенности решения суда (т.к сразу открывается конкурсное производство с последующей ликвидацией должника). Ведь субъект, подпадающий под упрощенную процедуру банкротства, уже фактически не осуществляет деятельность, приносящую прибыль (доход). Поэтому в интересах гражданского оборота как можно скорее от такого субъекта избавиться, что, собственно, и решает законодательство о несостоятельности.
Порядок ликвидации юридического лица регламентируется статьями 61 - 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), главой VII Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Методические рекомендации для территориальных органов ФНС России при осуществлении ими государственной регистрации в связи с ликвидацией юридических лиц определены Письмом ФНС от 27.05.2005 № ЧД-6-09/439.
Проверка наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства осуществляется во всех процедурах банкротства: наблюдении, финансовом оздоровлении, внешнем управлении и конкурсном производстве.
На основе проведенной проверки наличия (отсутствия) признаков фиктивного и преднамеренного банкротства должны быть сделаны выводы:
об отсутствии или о наличии признаков преднамеренного банкротства с предварительной оценкой ущерба, или о невозможности проведения проверки наличия (отсутствия) признаков преднамеренного банкротства;
об отсутствии оснований для проведения проверки наличия признаков фиктивного банкротства;
об отсутствии или о наличии признаков фиктивного банкротства.
В соответствии со статьей 21 Закона № 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме № Р16001, утвержденной Постановлением № 439;
ликвидационный баланс;
документ об уплате государственной пошлины.
Документы, предусмотренные статьей 21 Закона № 129-ФЗ, представляются в регистрирующий (налоговый) орган не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Гражданский Кодекс Российской Федерации
Федеральный Закон от № 127-ФЗ 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)"
Федеральный Закон № 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
Письмо ФНС от 27.05.2005 № ЧД-6-09/439 "Методические рекомендации для территориальных органов ФНС России при осуществлении ими государственной регистрации в связи с ликвидацией юридических лиц"
Антикризисное управление от банкротства - к финансовому оздоровлению / под. ред. Г.П. Иванова. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2005 г. - 317 с. I том.
Берстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. - М.: Ф. и Ст., 2005. - 224 с.
Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности. - М.: ДИС, 2005. - 262 с.
Каплунова Г.Ю. Признаки и методы выявления преднамеренного и фиктивного банкротства (по первичной и бухгалтерской документации): более 130 признаков умышленного банкротства. - М.: Центр деловой информации, 2007. - 196 с.
Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. Изд.4-е, исправл., доп. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2005 г. - 442 с.
Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. М.: Ф. и Ст., 2003. - 224 с.
Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. - М.: ДиС, 2004. - 316 с.
Палий В.Ф. Методика анализа бухгалтерской отчетности. - М.: АКДИ Экономика и жизнь, 2005. - 342 с.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. - Минск: "Новое знание", 2007. - 704 с.
Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой. / Под ред.А.П. Градова и Б.И. Кузина. - СПб.: Специальная литература, 2002. - 288 с.
Теория и практика антикризисного управления: / Г.З. Базаров, С.Г. Беляев, Л.П. Белых и др. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2005 г. - 469 с.
Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятия при угрозе банкротства - М.: Омега-Л, 2005. - 272 с.
Четыркин Е.М., Васильева Н.Е. Финансово-экономические расчеты: Справочное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 302 с.
Чечевицина Л.Н. Анализ финансово-экономической деятельности. - М.: "Маркетинг", 2004. - 352 с.
Шеремет В.В., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. - М.: Инфра-М, 2004. - 656 с.
Шеремет А.Д. Анализ финансового состояния, 2-е изд. - М.: "ФБК-Пресс", 2003. - 512 с.