Поведение и действия оперативных работников в ходе проведения индивидуальных бесед с виновным должны опираться на имеющуюся всестороннюю оперативную информацию об этом лице и его действиях на стадии приготовления к преступлению. Виновному дают понять, что о его поведении известно администрации и его действия будут своевременно пресечены.
Задержание и изоляция лиц, занимающихся приготовительными действиями. Эти меры принимают, когда приготовление грозит перерасти в покушение на преступление, а у оперативного аппарата колоний-поселений в силу отсутствия информации или времени нет возможности использовать иные меры воздействия.
Как правило, в этих случаях действия оперативных работников осуществляются путем проведения различных оперативных комбинаций (например, задержание лиц, готовящихся после отбоя совершить побег, во время проверки, при возвращении с работы и водворение в ШИЗО за нарушение режима). При этом создается видимость случайности исходящего, с тем чтобы зашифровать источник информации и степень осведомленности оперативных работников.
Используются и различные иные предлоги для задержания виновного до покушения на совершение преступления: вызов в дежурную службу; разбор заявлений и жалоб; беседа с воспитателями; разбор производственной ситуации и т.д. После задержания тщательно осматриваются и обыскиваются как сами виновные, так и места их проживания, работы и иные места с целью обнаружения тайников, изъятия предметов, документов, свидетельствующих о подготовительных действиях. После водворения виновных в ШИЗО организуется оперативная разработка с целью уточнения всех обстоятельств приготовления к преступлению.
В тех случаях, когда предпринимаемые на стадии приготовительных действий меры оперативных аппаратов в отношении виновных не приносят успеха, и они стремятся начать покушение на преступление, то есть совершают действия по выполнению состава преступления (п. 3 ст. 30 УК РФ) то принимаются меры, исключающие наступление отрицательных последствий и лишающие этих лиц возможности продолжать совершение преступления. Таким образом, пресекается попытка покушения на преступление. Особенно важно оперативным работникам немедленно реагировать в случаях, если могут наступить необратимые последствия в результате покушения: смерть жертвы нападения, уничтожение имущества учреждения путем поджога и т.д.
В подобных ситуациях оперативные работники задерживают объект с поличным на начальной стадии покушения на преступление, например, при приобретении наркотиков, попытке в ходе спровоцированной драки нанести ущерб здоровью жертвы; попытке совершить побег др. При этом нейтрализуется реальная угроза, например, преступного нападения на конкретное лицо путем задержания объекта по месту его обнаружения, в пути следования к месту совершения предполагаемого преступления или непосредственно на месте предполагаемого преступного деяния.
Оперативные работники, пресекая покушения на преступления, используют различные конспиративные приемы, в том числе легендирование создающие условия исключающие доведение подготовительных действий до конца. Для этого проводятся оперативно-розыскные мероприятия, которые непосредственно могут обеспечить решение задачи пресечения покушения на преступление: наблюдение с последующим захватом виновного с поличным на начальной стадии покушения на преступление; в ходе пресечения преступлений.
Пресечение покушений на преступление может быть достигнуто и действиями негласных сотрудников в случаях крайней необходимости, например в ситуации, когда агент не может выйти на экстренную связь с оперативным работником по причине удаленности объекта, а покушение на совершение тяжкого или особо тяжкого преступления реально, и может произойти в его присутствии. Поэтому заранее продумываются способы его зашифровки и поведения в экстремальных ситуациях.
Следует отметить, что эффективность предупредительной работы определяется ее комплексным характером, разнообразием применяемых мер, приемов и методов, высоким идейным, нравственным и общекультурным уровнем, профессиональной компетентностью сотрудников исправительных колоний-поселений. Поэтому руководителям колоний-поселений необходимо воспитывать у них такие базовые качества, как преданность делу, соблюдение законности, побуждать их к повышению профессионального мастерства путем занятий в системе служебной подготовки.
Между тем практика исправительных колоний-поселений показывает, что такие занятия проводятся формально, около 25% респондентов прямо указали, что на этих занятиях они вообще не получают каких-либо новых знаний. Возникает вопрос: что следует предпринять для усовершенствования системы профессиональной подготовки? По нашему мнению необходимо сделать следующее:
1 во-первых, в каждом учреждении, УИН создать базу обучения: выделить помещения (классы, аудитории), подготовить учебные, справочно-информационные материалы;
2 во-вторых, обеспечить работников специальной литературой учебными пособиями, научно-методическими рекомендациями, обзорами и т.д.);
3 в-третьих, привлекать к организации, проведению и участию в учебных занятиях оперативных работников УИН, ГУИН, территориальных ОВД, других правоохранительных органов, а также научных сотрудников, профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений.
Кроме того, следует обеспечить: регулярное информирование сотрудников о состоянии борьбы с преступностью в других регионах; внедрение рекомендаций, выработанных наукой и практикой, по организации и тактике выявления; изучение и использование передового опыта работы в данных учреждениях; постоянное повышение теоретического и методического уровня занятий; внедрение в учебный процесс активных методов обучения с целью выработать и закрепить у сотрудников необходимые навыки и умения - выявлять лиц, от которых можно ожидать совершения преступления, документировать действия правонарушителей, применять различные тактические приемы предупреждения преступлений в таких специфических учреждениях, как исправительные колонии-поселения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как научный итог проведенного исследования, целями которого были разработка положений и рекомендаций по совершенствованию организации оперативно-розыскной деятельности по предупреждению преступлений оперативными аппаратами исправительных колоний-поселений, можно сформулировать следующие основные выводы, которые излагались и обосновывались в содержании дипломной работы:
Оперативная обстановка в исправительных колониях-поселениях остается достаточно непростой, в ряде из них периодически осложняется большим числом нарушений режима содержания (употребление спиртных напитков, самовольные отлучки из расположения ИК-поселения, опоздания, хулиганство и др.), а также совершением разного рода преступлений, в том числе убийств, нанесения умышленных тяжких телесных повреждений поселенцам и другим гражданам, незаконных операций с наркотиками, краж чужого имущества и др.
В наибольшей степени осложняют оперативную обстановку в исправительных колониях-поселениях побеги поселенцев и уклонение от отбывания наказания, совершение которых облегчалось установленными правилами режима содержания.
«Прозрачность» границ исправительных колоний-поселений и обстановка в этих учреждениях зачастую осложняет обстановку в районе их дислокации. Тяжкие преступления (убийства, тяжкий вред здоровью, изнасилования, грабежи, кражи и др.) совершаются либо поселенцами, либо в отношении последних, что добавляет работы по их раскрытию территориальным органам внутренних дел и их оперативным подразделениям, обусловливая потребность в совместной и согласованной работе, прежде всего оперативного характера.
Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности и специфика состояния оперативной обстановки исправительных колоний-поселений определяет перечень задач оперативно-розыскной деятельности которыми являются:
1 предупреждение готовящихся преступлений на территории дислокации исправительных колоний-поселений;
2 раскрытие совершенных и совершаемых на территории дислокации колоний-поселений преступлений;
3 розыск поселенцев, совершивших побег из исправительных колоний-поселений или уклонившихся от наказания;
4 содействие оперативным аппаратам криминальной милиции в предупреждении и раскрытии преступлений, розыске скрывшихся преступников, в том числе поселенцев, лиц, пропавших без вести;
5 обеспечение личной безопасности осужденных-поселенцев, персонала колоний-поселений и иных граждан.
Организация работы оперативных аппаратов колоний поселений по принципиальным, исходным положениям не отличаются от аналогичной деятельности других оперативных служб исправительных колоний. Вместе с тем имеют существенные особенности, вытекающие из специфики задач, решаемых оперативными аппаратами колоний-поселений, а также своеобразия их правового статуса по отношению к основному контингенту осужденных, который, в свою очередь, также весьма специфичен
Современное состояние оперативно-розыскной деятельности исправительных колоний-поселений находится на таком уровне, который не в полной мере позволяет решать оперативным аппаратам данных учреждений возникающие перед ними в повседневной деятельности задачи борьбы с преступностью, предупреждать подготавливаемые и раскрывать совершенные и совершаемые преступления, а также разыскивать скрывшихся преступников, в том числе совершивших побег из колоний-поселений.
В условиях колоний-поселений на состояние и эффективность оперативно-розыскной деятельности существенное влияние оказывает целый ряд факторов как объективного, так и субъективного характера, учет интенсивности которых и возможных последствий их действия настоятельно необходим при организации и осуществлении оперативно-розыскной деятельности. Среди них можно выделить следующие факторы, влияющие на состояние преступности в исправительных колониях-поселениях: качественный состав осужденных, отбывающих наказание в этих учреждениях; функционирование микросреды и криминальной субкультуры; подготовленность оперативного состава колоний-поселений к решению возникающих оперативно-тактических задач; роль руководителей уголовно-исполнительной системы и их оперативных аппаратов; состояние преступности в исправительных колониях-поселениях.
Центральных мест в организации работы оперативных подразделений УИС по предупреждению преступлений в ИК занимают информационное обеспечение и аналитическая работа, являющиеся базой, на которой строится планирование.
Планирование в оперативных подразделениях колоний-поселений представляет собой целенаправленную мыслительную деятельность субъектов управления, осуществляемую на основе анализа оперативной обстановки, изучения текущей информации о замышляемых, подготавливаемых либо совершенных преступлениях и иных правонарушениях, оценки состояния сил и средств по разработке целей и задач, а также комплекса организационно-управленческих, организационно-тактических и оперативно-тактических мер гласного и негласного характера.
Недостаточный уровень профессиональной подготовленности оперативного состава негативно влияет на состояние оперативно-розыскной деятельности в исправительных колониях-поселениях, предопределяя ошибки и упущения сотрудников при решении конкретных оперативно-тактических задач.
В деятельности оперативных подразделений УИС по планированию оперативно-розыскных мер, направленных на предупреждение преступлений осужденных, имеются характерные недостатки:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13