Таким образом, все это позволяет глубоко и всесторонне осмыслить изучаемые факты и явления и на этой основе разработать и осуществить адекватные меры, направленные на предупреждение рассматриваемых преступлений. Недопустимо абсолютизировать статистический метод, как это зачастую делается на практике, в аналитической работе следует использовать и другие методы: общенаучные (диалектической и формальной логике, системного анализа, сравнения, дедукции и индукции, выдвижения гипотез и др.), социологические (интервьюирование, анкетирование, контент-анализ документов, автобиографический метод, экспресс-опрос и др.), психологические (социометрии, проективных ситуаций, тестирование и др.), кибернетическое исследование операций, моделирование математическое (математическое распределение, корреляционный, регрессионный и факторный анализ), прогностические (экстраполяции, экспертных оценок моделирование и т.д.
Главная задача лиц, организующих и осуществляющих такой анализ, чтобы из перечисленных методов выбрать такие, которые позволили бы получить объективные, истинные знания. Если применение того или иного метода, набора методов требует узкой специальной квалификации, необходимо решать вопрос о привлечении к анализу специалистов.
Результатом оценки имеющейся информации об оперативной обстановке является четкое и ясное представление о совокупности ее элементов и логическим выводом из этой оценки является прогноз.
Прогнозирование является важнейшим элементом оперативно-розыскной деятельности, предполагающим выбор форм и методов адекватного реагирования на разные виды отклоняющегося допреступного поведения, важнейшим слагаемым оперативно-тактического мышления в механизме принятия решений по расстановке сил и средств в деле профилактики преступлений. Необходимыми атрибутами прогноза являются: использование широкого спектра статистических, социологических, логических, математических методов и экстраполяции тенденций. Прогностическая информация поступает в результате комплексного исследования закономерностей и тенденций изучаемых явлений, содержит ожидаемые варианты решений и оценку вероятности наступления последствий.
Еще в начале 80-х годов в специальной литературе была впервые сформулирована точка зрения, согласно которой в оперативно-розыскной деятельности наряду с эмпирическим уровнем предвидения все большее значение приобретает вероятностное прогнозирование. Речь шла о прогнозировании в ОРД как новой организационно-тактической категории.
Важно подчеркнуть, что предвидение в этом случае основывается на знании закономерностей развития преступного поведения криминально активных и иных лиц, особенностей благоприятно или неблагоприятно складывающихся (создаваемых) условий, в которых действуют оперативные работники, применится оперативно-розыскные средства и методы, а также на оценке тактических возможностей субъектов ОРД, участвующих в оперативно-розыскных мероприятиях.
Прогнозы стимулируют тактическую активность, наступательность выбор наиболее рациональных оперативно-розыскных действий, их комплексов и целесообразную последовательность, способствуют дезориентации лиц противодействующих оперативному работнику.
Аналитическая работа оперативных подразделений ОИН, как и любая другая деятельность, требует организационного и информационного обеспечения, что связано с решением ряда основных групп вопросов.
Первая группа включает в себя: определение на всех организационных уровнях управления оперативными подразделениями субъектов этой работы и их компетенции, порядка, сроков и видов анализа оперативной обстановки либо ее отдельных элементов, а также проблем оперативно-служебной деятельности; разработку аналитических документов различного характера и целевого назначения; уяснения сущности и роли руководителей в организации аналитической работы.
Вторая группа предполагает создание эффективно действующей системы поступления, хранения и использования информации, что, в частности, обуславливает необходимость четкого определения ее источников, их систематизации и совершенствования с учетом потребностей оперативно-служебной деятельности.
Третья группа связана с процедурой анализа, разработкой новых и использования апробированных типовых методик анализа информации, организации привлечения специалистов для исследования наиболее сложных и актуальных проблем агентурно-оперативной работы, предупреждения и раскрытия преступлений, розыска скрывшихся преступников и т.д.
Четвертая группа вопросов предусматривает организацию использования результатов аналитической работы в практической деятельности оперативных отделов колоний поселений.
В настоящее время в оперативных подразделениях УИС нет единого подхода касательно субъекта аналитической работы, основной причиной чему видится проблемы организационно-структурного обеспечения данной деятельности.
На основании вышеизложенного, у нас сложилось собственное видение на возможность решения указанной проблемы. Так, на уровне ГУИН, УИН ведущая роль в анализе деятельности по предупреждению преступлений, должна принадлежать вновь созданным подразделениям оперативно-розыскной информации, а также сотрудникам подразделения организации ОРД.
На уровне же ИК данная деятельность, по нашему мнению, должна проводиться наиболее опытными сотрудниками, специально выделенными исходя из их профессиональных возможностей, для ведения линий (направлений) борьбы с отдельными видами преступлений, например побегами, под непосредственным контролем и при личном участии руководителей оперативного отдела и ИК, что непосредственно указать в их функциональных обязанностях.
В зависимости от назначения и объема изучаемых вопросов аналитическая работа, как уже отмечалось, ведется: постоянно; в сроки, предусмотренные работы оперативного подразделения; согласно срокам отчетности вышестоящими звеньями УИН, ГУИН; по разовым заданиям руководителей этих учреждений в зависимости от состояния оперативной обстановки и в некоторых иных случаях. По результатам работы составляются различные аналитические документы.
На уровне оперативных отделов ИК составляются следующие аналитические документы: пояснительные записки к отчетам о работе за определенный период, аналитические справки или докладные записки о ходе проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий и реализации их материалов; инициативные докладные записки с предложениями о совершенствовании оперативно-служебной деятельности и др. В оперативных подразделениях территориальных УИН - это пояснительные записки к отчетам, обзоры, приказы, указания об устранении недостатков и рекомендации, направленные на совершенствование деятельности оперативных подразделений учреждений региона. Аналогичные документы по результатам аналитической работы, кроме пояснительных записок, составляются и на уровне оперативного управления ГУИН Минюста России.
В силу указанных выше причин организационно-структурного характера, а также отсутствием необходимых умений и навыков аналитической работы последняя на всех уровнях управления осуществляется в подавляющем большинстве случаев формально, что естественно негативно сказывается на организации оперативно-розыскной деятельности, в целом, и по предупреждению побегов, в частности.
Вторая группа организационных вопросов связана с созданием информационного фонда, необходимого для аналитической работы. Здесь, необходимо, по нашему мнению, поддержать точку зрения, согласно которой уровень информационно-аналитической работы может быть качественно улучшен, если собираемая в процесс ОРД информация будет тщательно изучаться и систематизироваться. Для этого могут использоваться литерные дела, грамотное ведение которых должно обеспечить глубокое изучение и анализ оперативной обстановки как в целом по ИК, так и на отдельных объектах оперативного обслуживания. Это позволит администрации владеть ситуацией, иметь объективную картину процессов, явно и скрытно протекающих в учреждении и на этой основе своевременно осуществлять мероприятия по оздоровлению обстановки.
Третья группа вопросов касается процедуры и методик, принятых в аналитической работе оперативных подразделений УИС. Процедура аналитической работы предполагает соблюдение обязательных правил, которые определяют последовательность изучения вопросов и проблем ОРД субъектами познания.
Первое правило требует четкого определения объекта изучения. Такими объектами могут быть преступность, лица, совершившие преступления, конкретные оперативные подразделения, оперативная обстановка в учреждении или ряде учреждений в целом и т.д.
Второе правило заключается в необходимости выделения предмета в объекте изучения. В одном объекте могут быть выделены несколько предметов исследования. Предметом изучения, например, такого объекта, как деятельность оперативных отделов ИК по предупреждению побегов осужденных могут быть: организация индивидуальной и общей профилактики, организация работы по делам оперативного учета, организация планирования, осуществления оперативных разработок и др.
Третье правило требует знания целей и задач анализа или изучения предмета. Цели должны конкретизироваться в задачах.
Четвертое правило предполагает необходимость формально-логического осмысления проблемы (вопроса), определение информационных потребностей, источников информации. На этой основе выбираются либо разрабатываются методики анализа и сбора дополнительной информации.
Четвертая группа организационных вопросов включает в себя деятельность субъектов управления в организации использования результатов анализа, что полагает, в свою очередь, принятие управленческих решений. При этом несомненно, что выработка и принятие управленческого решения, его характер и содержание находятся в прямой зависимости от первичных сведений и производной информации, появляющейся в результате переработки. Именно они определяют характер, направленность и необходимость принятия управленческого решения а, следовательно, оперативно-профилактических мер. Отсюда ясно, что информационно-аналитические процессы всегда предшествуют принятию управленческого решения.
Таким образом, информационное обеспечение и аналитическая работа в деятельности оперативных подразделений УИС по предупреждению преступлений в ИК занимают одно из центральных мест. Вместе с тем информационное обеспечение и аналитическая работа выступают базой, на которой строится планирование. Поэтому логично, что следующим вопросом, подлежащий рассмотрению будет планирование деятельности оперативных подразделений исправительных колоний-поселений по предупреждению преступлений осужденных.
Ответственные задачи, стоящие перед оперативными отделами по борьбе с преступностью, могут быть успешно решены только при условии значительного повышения эффективности деятельности, широкого использования научно обоснованных методов работы, внедрения в практику основ научной организации управления и труда, в том числе научно обоснованного планирования по отдельным наиболее актуальным проблемам, к которым относится деятельность оперативных аппаратов ИК по профилактике и предупреждению правонарушении.
Планирование - весьма сложная область человеческой деятельности. В любом обществе планирование является одним из общих принципов управления. Планирование в то же время выступает и как функция управления. Оно объективно присуще управлению, которое призвано обеспечить сознательную, целенаправленную, а, следовательно, и заранее спланированную, осмысленную деятельность. Таким образом, планирование – это постановка целей и задач, выработка мероприятий и определение конкретных сил и средств на какой-либо период времени путем выдвижения гипотезы на основе полученной информации и принятие специфического управленческого решения (плана).
Планирование в оперативных подразделениях колоний-поселений представляет собой целенаправленную мыслительную деятельность субъектов управления, осуществляемую на основе анализа оперативной обстановки, изучения текущей информации о замышляемых, подготавливаемых либо совершенных преступлениях и иных правонарушениях, оценки состояния сил и средств по разработке целей и задач, а также комплекса организационно-управленческих, организационно-тактических и оперативно-тактических мер гласного и негласного характера.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13