Организация оперативно-розыскной работы оперативных аппаратов в колониях-поселениях

Задача участия в исполнении наказания и оказании содействия сотрудникам других частей и служб исправительных колоний-поселений в этом процессе, в том числе в исправлении осужденных, имеет внутренний характер. Ее важность, на наш взгляд, обусловлена тем обстоятельством, что в Законе Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» она названа первой в числе задач уголовно-исполнительной системы. В частности, содействие оперативных аппаратов колоний-поселений сотрудникам других частей и служб данных исправительных учреждений в исполнении наказания в основном преследует цель выявления препятствий нормальному осуществлению этого процесса. Такие препятствия выражаются, как правило, в недостатках организации надзора в отношении осужденных, установленного порядка отбывания наказания, режима содержания, трудового использования осужденных, воспитательной работы с ними, материального обеспечения и медицинского обслуживания. Получаемые оперативными аппаратами такого рода сведения подлежат передаче руководству учреждений, а также отделов и служб последних для разработки и принятия мер по их устранению. Значимость такой информации тем более возрастает, когда данные обстоятельства приобретают характер условий, реально способствующих совершению конкретных преступлений.

Например, своевременное обнаружение и пресечение каналов поступления в колонию-поселение запрещенных к использованию осужденными предметов и веществ (наркотиков, спиртных напитков и др.) позволяет предотвращать такие преступления, как убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, нередко совершаемые в результате конфликтов между осужденными, находящимися в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Вместе с тем содействие персоналу исправительных колоний-поселений в исполнении наказания может находить выражение в выявлении лиц скрытно и злостно нарушающих режим отбывания наказания, для того, чтобы добытая информация использовалась при решении вопросов о применении к таким лицам соответствующих мер дисциплинарного воздействия.

Отдельно необходимо сказать о таком важном аспекте рассматриваемой задачи, как участие оперативных аппаратов в исправлении осужденных, в частности, при проведении с ними воспитательной работы которая законодательно закреплена в качестве одного из основных средств их исправления. Несмотря на довольно узкие возможности реализации этого средства в условиях исправительных колоний-поселений, оперативные работники обязаны выполнять эту задачу в силу того, что они также являются участниками процесса исполнения наказания.

Оперативные работники непосредственно принимают меры воспитательного характера в отношении конкретных осужденных. Более предметно эта работа ведется с негласными сотрудниками, состоящими у оперативных работников на связи, с применением своеобразных форм, средств и методов, что выступает одним из элементов негласной работы. Содействие сотрудникам других отделов и служб в проведении воспитательной работы с осужденными проявляется, например, в оперативном поиске первичных данных о процессах и явлениях, скрыто протекающих в среде осужденных, в предварительной проверке этих данных с последующим направлением в воспитательный аппарат и сотрудникам для анализа и оценки обстановки на отдельных объектах учреждения (бригадах, отрядах и др.), Для использования при проведении индивидуальных и массовых воспитательных мероприятий с осужденными .

Последняя из названных в перечне задач оперативных аппаратов колоний-поселений - обеспечение личной безопасности осужденных, персонала колонии и иных лиц - получила свою законодательную формулировку недавно, что обусловлено прежде всего обострением оперативной обстановки в исправительных учреждениях, большим количеством в них фактов насильственных преступлений против личности как сотрудников, так и осужденных.

Представляется, что решение этой задачи может быть обеспечено осуществлением целенаправленного оперативного поиска первичных сведений, свидетельствующих о потенциальной опасности посягательств на личность осужденных, персонала и иных лиц, предварительной проверки достоверности таких данных, с тем чтобы своевременно использовать проверенную и уточненную информацию для предотвращения замышляемых и пресечения готовящихся преступных деяний против жизни и здоровья названных лиц. Причем тактика действий оперативного состава здесь достаточно апробирована и разнообразна: от склонения к отказу от замышляемого преступления до задержания преступников с поличным в момент покушения и привлечения их к уголовной ответственности за содеянное.

Предпринятый анализ задач оперативных аппаратов колоний-поселений позволяет перейти к рассмотрению особенностей оперативной работы организуемой и проводимой в столь специфических исправительных учреждениях. При этом исследование данных особенностей целесообразнее осуществлять в сопоставлении с аналогичной деятельностью оперативных аппаратов криминальной милиции, исправительных колоний различных видов режима, а в качестве оснований, или критериев, для сравнения можно избрать субъекты и объекты этой работы, различные параметры негласного аппарата и условия, в которых эта работа осуществляется.

Достаточно четко особенности оперативно-розыскной деятельности в колониях-поселениях прослеживаются, прежде всего, при анализе статуса оперативных аппаратов данных учреждений. В первую очередь, он предопределен тем, что законодательная база деятельности оперативных аппаратов колоний-поселений наряду с федеральными законами «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Уголовно-процессуальным кодексом РФ представлена Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. Оперативные подразделения криминальной милиции, помимо названных законов и УПК РФ, руководствуются административным законодательством.

Отмеченное накладывает свой отпечаток на содержание задач, стоящих перед оперативными подразделениями исправительных колоний-поселений. Как было сказано, эти задачи предусматривают осуществление, с одной стороны, борьбы с преступностью на территории исправительных колоний-поселений, с другой - содействие оперативным аппаратам криминальной милиции в предупреждении и раскрытии преступлений, розыске скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести. Кроме того, в качестве задачи оперативных подразделений колоний-поселений выступает и борьба с нарушениями установленного порядка отбывания, что также отличает их деятельность от практики оперативных подразделений криминальной милиции.

Определенную специфику также имеет компетенция оперативных аппаратов колоний-поселений и правовое положение оперативных работников. В пределах полномочий оперативных аппаратов колоний-поселений, в отличие от практики уголовного розыска и других оперативных милицейских служб, ими ведется борьба со всеми видами преступлений на территории дислокации данных учреждений. При этом оперативные работники колоний-поселений, будучи сотрудниками исправительных учреждений, со всеми вытекающими последствиями, обладают определенными полномочиями в отношении осужденных, позволяющими им более эффективно решать свои непосредственные задачи. Следует также подчеркнуть, что оперативные аппараты колоний-поселений имеют несколько большие возможности для предупреждения преступлений, чем оперативные подразделения криминальной милиции.

В частности, они могут: осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах КП и территориях, прилегающих к ним; осуществлять в соответствии с законодательством оперативно-розыскную деятельность; требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей, установленных законодательством РФ, и соблюдения правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания; применять по отношению к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения; производить досмотр и обыск осужденных, иных лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территории КП прилегающей к ней территории, на которой установлены режимные требования, а также изымать запрещенные вещи и документы; осуществлять регистрацию осужденных, а также их фотографирование, звукозапись, кино-видеосъемку и дактилоскопирование; при проведении операции по задержанию осужденных, совершивших побег или уклоняющихся от наказания, в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных средств, проверку документов; проводить медицинское освидетельствование осужденных с целью выявления фактов употребления алкоголя, наркотических или токсических веществ, назначать медицинское обследование осужденных; использовать безвозмездно средства массовой информации для розыска осужденных, совершивших побег; применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и порядке, установленных законодательством РФ; временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств на прилегающую территорию КП, на которой установлены режимные требования, не допускать граждан на эти территории или обязывать их там остаться либо покинуть эти территории с целью соблюдения режимных требований, защиты жизни и здоровья граждан.

Специфика оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой оперативными аппаратами колоний-поселений, в определенной мере обусловлена объектом оперативного внимания и воздействия этих подразделений. В подавляющем большинстве случаев он представлен осужденными, правовое положение которых при отбывании наказания определено уголовно-исполнительным законодательством. В отличие от объектов оперативной работы подразделений криминальной милиции (граждан, обладающих всей полнотой прав и свобод), осужденные, отбывающие наказание в колониях-поселениях, пользуются правами и свободами граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, Установленными законодательством. Это находит свое выражение в полусвободном содержании осужденных, регламентации образа жизни от подъема до отбоя, гласном и негласном наблюдении за их поведением и образом жизни. Данные обстоятельства позволяют оперативным аппаратам колоний-поселений принимать тактически целесообразные решения о перемещении осужденных с объекта на объект, размещении их рабочих и спальных мест, определять круг общения осужденного и др.

Наряду с этим закон указывает на то, что в колониях-поселениях отбывают наказание в виде лишения свободы наиболее разные категории лиц. Степень общественной опасности личности осужденных и их концентрация в колониях-поселениях объективно обусловливают специфику проводимой в этих учреждениях оперативной работы, требующей повышенного внимания к ее основному объекту - осужденным, учету их преступного опыта, криминальной зараженности.

Более того, в колониях-поселениях определенным образом проявляет себя криминальная субкультура осужденных, что выступает труднопреодолимым препятствием при решении конкретных оперативно-тактических задач. Определенную специфику в оперативную работу в колониях-поселениях вносит характеристика негласного аппарата, привлекаемого оперативным составом к решению возникающих задач. Негласный аппарат состоит главным образом из осужденных, находящихся на одинаковом положении с основной массой лиц, отбывающих наказание в колонии-поселении. В данном случае объективно имеет место идентичность, или совпадение, основных параметров негласного аппарата и потенциальных объектов оперативного обслуживания, что нехарактерно для практики криминальной милиции. Поэтому при подборе негласного сотрудника для решения возникшей задачи как никогда важен учет неформального статуса конкретного сотрудника в среде осужденных наряду с его возрастом, национальностью, землячеством и другими моментами.

По своим количественным параметрам негласный аппарат колонии-поселения в отличие от других исправительных колоний сравнительно небольшой. Кроме того, негласный аппарат колоний-поселений отличается стабильностью, так как движение сотрудников незначительное. Основной способ его пополнения - вербовка новых негласных сотрудников, поскольку поступление негласных сотрудников из других оперативных подразделений (СИЗО, исправительных колоний) достаточно ограничено, а наиболее распространенным основанием выбытия из состава негласного аппарата является истечение срока пребывания негласного сотрудника в данной исправительной колонии-поселении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты