Нельзя не отметить и то обстоятельство, что в силу «прозрачности» границ исправительных колоний-поселений обстановка в этих учреждениях в ряде случаев приобретает характер фактора осложнения обстановки в районе их дислокации, когда тяжкие преступления (убийства, тяжкий вред здоровью, изнасилования, грабежи, кражи и др.) совершаются либо поселенцами, либо в отношении последних, что добавляет работы по их раскрытию территориальным органам внутренних дел и их оперативным подразделениям, обусловливая потребность в совместной и согласованной работе, прежде всего оперативного характера.
С учетом приведенных положений представляется целесообразным подвергнуть анализу организацию работы оперативных подразделений исправительных колоний-поселений, с определения задач стоящих перед ними.
Этот анализ необходимо предварить следующим замечанием. Несмотря на то, что система оперативных подразделений исправительных колоний-поселений различных типов функционирует в условиях воздействия на нее различных факторов, среди которых особенности объекта оперативного обслуживания, характер дислокации исправительных колоний-поселений, лимит наполнения, вид производственной деятельности контингента и др., все же считаем возможным отвлечься от названных особенностей и рассмотреть типичные, наиболее характерные вопросы организации и работы оперативных аппаратов исправительных колоний-поселений различных типов по решению возникающих оперативно-тактических задач.
Краеугольным понятием является тот взгляд на оперативно-розыскную деятельность, который нашел закрепление в ст 1 Федерального закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности», согласно которому ОРД - это вид деятельности, осуществляемый гласно или негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (ФЗ), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Это базовое в теории оперативно-розыскной деятельности понятие впервые было закреплено на законодательном уровне, причем законодатель счел возможным отразить в нем достаточно важные признаки, такие как деятельная сторона оперативно-розыскной деятельности (вид деятельности), способы осуществления (гласно или негласно), субъекты (органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), правовая основа их деятельности (Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»), границы возможной свободы действий (в пределах полномочий), цели деятельности (защита от преступных посягательств на жизнь, здоровье, права и свободы человека, гражданина, собственность, обеспечение безопасности общества и государства).
В ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» закреплена общая формула задач, характерная для всех субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность:
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
- добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
В других законодательных актах, в частности в п. 2. ст. 14 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», указано, что учреждения, исполняющие наказания, осуществляют оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основным законом в этой области деятельности является Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», однако последний, не воспроизводит в своем содержании специфику оперативно-розыскной деятельности, характерной для учреждений уголовно-исполнительной системы. Для того, чтобы уяснить характер этой деятельности применительно к уголовно-исполнительной системе, необходимо проанализировать содержание ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, где эта общая формула задач находит свою значительную конкретизацию в исправительных учреждениях:
- обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц;
- выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания;
- розыск в установленном порядке осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания в виде лишения свободы;
- содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение.
Названные задачи оперативно-розыскной деятельности стоят перед исправительными учреждениями всех видов и типов: от самых закрытых, например тюрьмы, до самых открытых, к числу которых следует отнести исправительные колонии-поселения. Анализ ст. 84 УИК РФ указывает на то, что задачи ОРД отражены в ней не самым удачным образом. Для того, чтобы уяснить задачи этой деятельности применительно к колониям-поселениям необходимо сравнить содержание данной статьи, в которой задачи оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях обозначены значительно шире, чем задачи указанные в ст. 2 Федерального закона «Об ОРД». Получается что частные задачи по величине и объему больше, чем общие. Выходит так, что для полного уяснения задач и организации деятельности оперативные работники и руководители учреждений должны руководствоваться многими нормами из разных законов. Чтобы избежать такого разногласия необходимо на наш взгляд сформулировать нормы в единую редакцию. Обобщение практики оперативных подразделений учреждений уголовно-исполнительной системы, законодательства действующих ведомственных нормативных документов, специальной литературы по затронутой проблеме позволяет предложить следующий перечень задач оперативно-розыскной деятельности в исправительных колониях-поселениях и раскрыть их содержание:
- предупреждение готовящихся преступлений на территории дислокации исправительных колоний-поселений; - раскрытие совершенных и совершаемых на территории дислокации колоний-поселений преступлений;
- розыск поселенцев, совершивших побег из исправительных колоний-поселений или уклонившихся от наказания;
- содействие оперативным аппаратам криминальной милиции в предупреждении и раскрытии преступлений, розыске скрывшихся преступников, в том числе поселенцев, лиц, пропавших без вести;
- обеспечение личной безопасности осужденных-поселенцев, персонала колоний-поселений и иных граждан.
Приведенный перечень задач оперативных аппаратов колоний-поселений, на наш взгляд, требует определенного анализа и комментария, что позволит более полно и точно уяснить содержание, объем и границы оперативной работы этих подразделений.
Предупреждение преступлений в колониях-поселениях складывается из общей и индивидуальной профилактики, предотвращения замышляемых и пресечения подготавливаемых преступлений.
Общая профилактика имеет своим назначением выявление условий, которые могут способствовать совершению преступлений, разработку и реализацию мер по устранению таких условий, как правило, выражающихся в различного рода недостатках деятельности частей и служб колоний-поселений.
Индивидуальная профилактика направлена на выявление осужденных, от которых, судя по их поведению, можно ожидать совершения преступлений, и принятие к таким лицам мер индивидуально-профилактического воздействия, с тем чтобы у них не возник умысел на совершение противоправных действий.
В случае обнаружения у осужденного умысла на совершение преступления или же признаков его подготовки, оперативный аппарат колонии-поселения обязан принять меры по предотвращению замышляемого преступления либо по пресечению подготовительных действий.
Весьма важной задачей оперативных аппаратов колоний-поселений является раскрытие преступлений, совершенных (совершаемых) преимущественно осужденными на территории дислокации колонии-поселения. В целом смысл этой задачи заключается в своевременном выявлении таких преступлений и лиц, их совершивших, установлении всех обстоятельств совершения преступлений, сборе доказательств, позволяющих изобличить преступников в содеянном и привлечь их к уголовной ответственности. При этом определенный объем работы выпадает на проведение неотложных следственных действий, выполняемых оперативными работниками в качестве лиц, производящих дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно. Нередко эти действия осуществляются параллельно с принятием оперативно-розыскных мер или вслед за ними, что создает необходимые предпосылки для своевременного и полного раскрытия и расследования совершенных в исправительных колониях-поселениях преступлений.
Не менее актуальной задачей считается розыск осужденных, совершивших побег из колонии-поселения, содержание которого включает первоначальные мероприятия, проводимые оперативными аппаратами, по установлению мест нахождения бежавших и их задержанию, а также содействие аппаратам уголовного розыска в ходе федерального розыска преступников, находящихся в розыске. Причем на первоначальном этапе принимаемые оперативными аппаратами меры, как правило, связаны с преследованием бежавших по горячим следам, опросом лиц, совместно содержавшихся с бежавшими преступниками, изучением личности последних и их личных дел, анализом оперативных материалов, результатом осмотра рабочих и спальных мест, личных вещей этих осужденных, определением маршрутов наиболее вероятного движения и мест укрытия, ориентированием органов внутренних дел, принимающих участие в розыске. На последующем этапе принимаемые оперативными аппаратами ИК-поселения оперативно-розыскные меры заключаются в поиске информации, представляющей оперативный интерес для розыска бежавших, в том числе в ходе разработки оставшихся в исправительных колониях-поселениях связей, незамедлительной передаче такой информации инициатору проводимой работы.
Большинство из оставшихся в приведенном перечне задач связаны в основном с содействием взаимодействующей стороне в решении стоящих перед ней задач, которое может быть внутренним и внешним. При организации и осуществлении такого взаимодействия, прежде всего, необходимо исходить из того, что оно в итоге направлено на достижение общей цели борьбы с преступностью.
Так содействие оперативным аппаратам криминальной милиции в предупреждении и раскрытии преступлений предполагает инициативное лучение оперативными аппаратами исправительных колоний-поселений из различных источников информации, представляющей оперативный интерес, и своевременную передачу ее по назначению для проверки и реализации по тем фактам преступной деятельности, которые имели место на конкретной территории обслуживания оперативными подразделениями криминальной милиции. Принимаемые меры в одних случаях могут носить несложный характер, в других - приобретать значение оперативной разработки.
Кроме того, важной формой совместной работы по решению названной задачи является исполнение письменных заданий оперативных подразделений криминальной милиции, когда им требуется помощь в раскрытии преступлений, совершенных осужденными до ареста, но оставшихся нераскрытыми1.
Отдельным аспектом рассматриваемой задачи можно считать принимаемые оперативными аппаратами исправительных колоний-поселений меры по обеспечению возмещения юридическим и физическим лицам материального ущерба, нанесенного осужденными в результате совершенных ими преступлений, поскольку эти меры являются составной частью работы по раскрытию «старых» преступлений. Вместе с тем важность и актуальность данного вопроса позволяют говорить об определенной самостоятельности этой задачи и, может быть, ее особом месте в перечне задач оперативных аппаратов исправительных колоний-поселений. Смысл ее заключается в целенаправленном поиске оперативных сведений о способах и местах сокрытия (хранения) похищенного или нажитого преступным путем имущества. Незамедлительная передача такой информации инициатору дает возможность возместить потерпевшим причиненный преступными действиями материальный ущерб.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13