Организация взаимодействия специализированных учреждений для несовершеннолетних нуждающихся в социальной реабилитации, с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности

Еще одним направлением деятельности НГО является укрепление материальной базы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, улучшение условий пребывания в них детей. Безусловно, финансовые и материальные ресурсы НГО незначительны, но тем не менее некоторые из них имеют собственные средства, полученные от хозрасчетной деятельности, спонсоров, международных благотворительных фондов, в виде членских взносов, а также из других разрешенных действующим законодательством источников.

В настоящее время для поддержки НГО государством созданы десятки ресурсных центров, которые ведут обучающую, просветительскую, методическую и консультационную работу с общественными организациями, помогая им во всех направлениях деятельности, в том числе и в поиске средств на социальные программы и проекты [60, с. 93, 94]. Часть этих средств, как показывает практика, направляется на профилактическую деятельность служб социальной помощи семье и детям, на улучшение жизнеобеспечения воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Ряд благотворительных и других неправительственных организаций, например фонд "Земля Нижегородская", Мордовское республиканское отделение межрегионального общественного учреждения "Народный дом", благотворительный общественный фонд Амурского областного отделения Российского фонда милосердия и здоровья, осуществляют акции по сбору средств на приобретение медицинского оборудования, компьютеров, бытовой техники, одежды, создание мастерских, подсобных хозяйств и другие первоочередные нужды для различных социальных учреждений, включая детские приюты.

Отдельные негосударственные организации направляют средства из своего бюджета на обеспечение деятельности специализированных учреждений. Особо крупную поддержку им оказал фонд "Эзрат Авраам" (президент - Аркадий Гайдамак). Социальный приют для детей и подростков Северо-Восточного административного округа Москвы получил помощь в сумме 121 000 руб., социально-реабилитационный центр "Доверие" в городе Волхове- 1 053 911 руб., Белгородский областной социально-реабилитационный центр дня несовершеннолетних с приютом- 198 072 руб., республиканский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей (Петрозаводск), - 111 000 руб. Всего благотворительной акцией (на сумму 3 612 693 руб.) охвачено около 20 учреждений в 12 регионах России. По словам исполнительного директора фонда А. Бороды, они старались оплатить все, в чем была нужда: плиты и котлы, игрушки и посуду, спортинвентарь, ботинки, одежду и даже строгие костюмы и бальные платья для ребят, которым предстояли выпускные вечера в школах и училищах*.

Общество Красного Креста Ненецкого автономного округа профинансировало дополнительное питание детей, приобретение предметов личной гигиены и медикаментов в течение шести месяцев из расчета 9 долларов в месяц на ребенка**. Программу "День именинника" (подарки ко дню рождения детям, находящимся в социальных приютах) реализует благотворительный фонд "Надежда по всему миру". В рамках комплексного проекта "Малая Родина", реализованного межрегиональной общественной организацией "Ассоциация юных лидеров" и профинансированного Фондом Форда, получили разнообразные виды помощи от добровольческих молодежных групп несколько специализированных учреждений различных регионов. Так, молодежный добровольческий центр г. Мценска (Орловская область) организовал в школах города акцию "Крупица милосердия". Собраны вещи, книги, игрушки, канцтовары для воспитанников социально-реабилитационного центра. Добровольцы засолили 150 кг капусты, выделенной по их просьбе местным колхозом. Между названной общественной организацией и службой социальной помощи семье и детям заключен договор, в соответствии с которым волонтеры оказывают всемерную помощь центру, в том числе передают на его нужды деньги, вырученные от платных мероприятий (дискотек и др.). В г. Мурманске молодые волонтеры убирают снег на территории центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В г. Кандалакше проведена акция "Дети - детям", в ходе которой была пополнена библиотека социального приюта, оснащена комната игр [39, с. 11,21, 38, 39].

Екатеринбургский филиал Российского отделения международного фонда помощи и дружбы профинансировал благотворительный проект "Сотвори добро сам", в соответствии с которым молодые добровольцы из разных регионов (Пермская и Челябинская области, Удмуртская Республика, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.) благоустроили несколько социально-реабилитационных учреждений Свердловской области: привели в порядок хозяйственные и продуктовые подвалы, побелили потолки, покрасили стены, смонтировали игровые площадки, подновили заборы.

Конкретную помощь социальному приюту "Огонек" оказали участники международного летнего волонтерского лагеря, который

располагался в г. Чайковском (Пермская область). Особенно постарались воспитанники молодежной общественной организации "Орден добра", сами являющиеся трудными. Они очистили небольшой пруд в непосредственной близости от приюта, где ребята теперь могут купаться, отремонтировали некоторые помещения .


§4. Кадровое, научно-методическое и информационное обеспечение системы профилактики детской безнадзорности


Наряду с непосредственной социально-профилактической работой некоторые общественные объединения принимают участие в реализации проектов, обеспечивающих эффективное функционирование системы предупреждения детской безнадзорности. Они осуществляют обучение кадров органов управления и специализированных учреждений; занимаются разработкой методик профилактической деятельности; ведут исследование ситуации в сфере детской безнадзорности; проводят научно-практические конференции; являются учредителями и издателями СМИ, освещающих эту проблематику; выпускают пособия, в которых обобщается опыт работы и популяризируется деятельность НГО в сфере профилактики девиаций поведения детей.

Организация обучающих мероприятий. Обусловлена острой потребностью в квалифицированных специалистах для работы по защите прав и реабилитации несовершеннолетних. Кроме того, профессии специалиста по социальной работе, социального педагога, практического психолога и некоторые другие сравнительно молоды. При их подготовке в системе высшего образования недостаточно учитываются потребности практики.

В силу этого как специализированные учреждения, так и работники органов управления испытывают потребность в постоянном повышении квалификации и профессионального мастерства, распространении эффективного опыта. Специалисты, занятые в системе профилактики детской безнадзорности, хотят говорить на одном языке, использовать зарекомендовавшие себя социальные технологии, владеть информацией об инновациях в этой области.

Общественные объединения вносят заметный вклад в решение данной проблемы. Еще в ноябре 1994 г. правление межрегиональной общественной организации "Ассоциация работников социальных служб" приняло решение о создании при санкт-петербургском отделении ассоциации на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Воспитательный дом" (первого в России государственного социозащитного учреждения нового типа, которому ассоциацией был присвоен статус опорно-экспериментальной социальной службы) научно-практической мастерской. В качестве одной из основных ее задач явилась организация семинаров для специалистов органов управления, социальных приютов и реабилитационных центров.

В январе 1995 г. при поддержке Департамента по проблемам семьи, женщин и детей Минсоцзащиты России мастерская приняла первых слушателей семинара на тему "Социальный приют для детей и подростков. История. Теория. Практика". За прошедшие годы на семинарах и курсах, проведенных мастерской совместно с санкт-петербургским отделением ассоциации, успешно прошли обучение более 300 руководителей и сотрудников социальных приютов (в том числе и негосударственных), специалистов органов социальной защиты населения из 25 регионов России от Калининграда до Сахалина.

Программа обучения, предлагаемая мастерской, отвечает основным критериям образовательных программ и обладает важным свойством реагировать на потребности в конкретных знаниях у тех или иных специалистов. В качестве лекторов удалось привлечь ведущих специалистов Минтруда России, ученых Государственного НИИ семьи и воспитания, творчески работающих практиков.

В период, когда оснащенность социозащитных учреждений необходимой научно-методической литературой и конкретными методиками была недостаточной (первая половина и середина 90-х годов прошлого века), обучающие программы мастерской имели особенное значение. Они не утратили его и сегодня. Специфика процесса обучения в мастерской - индивидуальное внимание к каждому специалисту, повышение его квалификации и эрудиции до уровня, необходимого для самостоятельной разработки профилактической и реабилитационной программ, максимально адаптированных к конкретным условиям его производственной деятельности.

"Ассоциация работников социальных служб" проводит семинары для руководителей, специалистов центров психолого-педагогической помощи населению, центров экстренной психологической помощи (телефонов доверия), комплексных центров социального обслуживания- социальных служб, непосредственно решающих проблемы профилактики детской безнадзорности. Содержание, организация, формы и методы этой работы с учетом специфики учреждения - обязательная часть программы таких семинаров. Нельзя не отметить, что на каждом семинаре, организованном ассоциацией, проходят обучение и представители региональных, и муниципальных органов социальной защиты населения.

Обучающие семинары для специалистов по социальной работе, практических психологов, социальных педагогов, работающих с детьми группы социального риска, систематически организует консорциум "Социальное здоровье России". Занятия проводят ведущие специалисты в сфере коррекционно-реабилитационной и психосоциальной работы. Только в течение 2001-2002 гг. состоялись семинары на темы: "Содержание и методика социально-психологических тренингов с подростками группы риска", "Нейропсихологическая диагностика и коррекция отклоняющегося развития детей", "Эмоционально-образная терапия психотравм", "Социально-психологический тренинг по формированию навыков здорового образа жизни и профилактике детско-подростковой дезадаптации", "Игротерапия коммуникативных нарушений детей и подростков, детско-родительских отношений", "Групповая и индивидуальная психокоррекционная работа по профилактике наркозависимости" и др.

Большое число обучающих семинаров (в России и за рубежом) провел и продолжает проводить Союз социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации. В этих семинарах принимают участие представители общественных организаций и государственных структур, специализированных учреждений по профилактике безнадзорности и беспризорности из различных" регионов страны. Весьма важен опыт их взаимодействия с за рубежными коллегами. Обучающие семинары прошли в Австрии и Дании, Великобритании и Испании, на Кипре. Социальные работники Кипра знакомились с российским опытом профилактики детской безнадзорности и беспризорности в специализированных учреждениях Москвы и Ярославля.

Разработка научно-методических основ профилактики детской безнадзорности, организация научно-практических; конференций по этой проблематике и публикация результатов исследований. В процессе становления социальной работы как новой отрасли научного знания, имеющей во многом интегративный междисциплинарный характер, утвердилась ее структурная часть - теория и методика социальной профилактики детской безнадзорности. Анализ показывает, что немалая заслуга в этом принадлежит третьему сектору социума. В его рамках созданы и продуктивно функционируют негосударственные научные коллективы, получившие признание и высокую оценку как научной общественности, так и практиков. Они проводят научно-практические конференции, издают монографии, научно-методические пособия и сборники статей по проблемам социально-профилактической работы с несовершеннолетними группы риска. Это обогащает и ставит на научную основу практическую работу государственных и общественных структур по профилактике асоциальных явлений в детско-подростковой среде.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты