§5. Организация сотрудничества служб социальной помощи семье и детям и НГО в работе по профилактике детской безнадзорности
Рекомендуется активно использовать на региональном и муниципальном уровнях социальное партнерство органов социальной защиты населения, служб социальной помощи семье и детям, НГО и структур большого, среднего и малого бизнеса.
Социальное партнерство основано на принципе оптимального использования в общей деятельности для достижения планируемого результата части потенциала (организационно-административного, кадрового, креативного, материального, финансового, информационного и др.), которым обладает каждый из субъектов партнерства. Реализация собственных ресурсов в разумных, но достаточных для достижения цели объемах является важной задачей организаций (государственных или муниципальных, НГО и предпринимательских), связанных обязательствами в рамках социального партнерства. При этом достигается важный социальный эффект пересмотра каждым из партнеров сложившихся негативных стереотипов восприятия друг друга, формируется новый положительный опыт сотрудничества в решении общих задач в сфере профилактики безнадзорности несовершеннолетних, который затем может быть перенесен на всю практику межсекторальных отношений и послужит примером подобного подхода для решения социальных задач в различных областях.
Систему социального партнерства целесообразно выстраивать как универсальную модель отношений между органами власти, НГО и предпринимательским сектором.
Помимо модели социального партнерства как наивысшего уровня в иерархии организационных основ отношений между всеми секторами социума, следует применять и другие формы и методы сотрудничества (как в содержательных, так и в обеспечивающих аспектах): заключение договоров о совместной деятельности, договоров целевого финансирования, дарения, пожертвования или ссуды и других правовых актов, предусмотренных действующим законодательством, при обязательном условии их своевременного и правильного юридического оформления и закрепления. В работе по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних рекомендуется также использовать разнообразные формы организационного участия общественных объединений:
-выдвижение представителей НГО в состав комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- включение лидеров НГО в попечительские советы служб социальной помощи семье и детям;
-создание координационных комитетов, сотрудничающих с государственными и муниципальными социальными службами и др.
В целях выбора оптимального места НГО в структуре профилактической деятельности специализированных учреждений важно взять на вооружение исторический опыт работы молодежных объединений с учебными заведениями и трудными детьми, отдельные примеры возрождения которого становятся практикой сегодняшнего дня (педагогические отряды, индивидуальное наставничество, участие в профилактике безнадзорности и беспризорности оперативных молодежных дружин и др.).
Приобщение имеющихся в регионе или муниципальном образовании НГО социальной сферы к деятельности по профилактике детской безнадзорности, поддержка НГО, уже работающих в этой области, и инициирование создания новых, способных объединить граждан, которые желают лично участвовать в деле общегосударственной важности - приоритетная задача органов по труду и социальному развитию, социальной защите населения, по делам семьи и молодежи.
Рекомендуется практиковать:
- встречи органов власти с лидерами НГО и инициативными группами по созданию новых общественных объединений;
- использование средств массовой информации (специальных рубрик в газетах, теле- и радиопередачах);
- индивидуальную работу с лидерами НГО;
- применение программно-целевого и проектного подходов, основанных на участии общественных объединений в разработке и реализации целевых программ и отдельных проектов органов социальной защиты населения по профилактике безнадзорности несовершеннолетних;
- внедрение системы государственных и муниципальных га рантов, в том числе на осуществление акций профилактической направленности;
- включение мероприятий по профилактике безнадзорности в региональный и муниципальный заказы;
- введение для НГО, участвующих в профилактической работе, льгот на оплату аренды помещений, коммунальных услуг, налоговых льгот в части регионального и местного бюджетов;
- поощрение лучших НГО и их лидеров.
Системность, а также правовая и финансовая четкость этой деятельности достигаются путем инициирования органами социальной защиты населения и другими заинтересованными структурами управления социальной сферой разработки и принятия на региональном и муниципальном уровнях нормативных правовых документов, регулирующих взаимодействие государственных, муниципальных органов власти и общественных объединений, определяющих порядок и механизмы обеспечения условий для их полноценного и эффективного участия в решении важнейших социальных проблем, включая профилактику безнадзорности несовершеннолетних.
II. Взаимодействие специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности
§1. Диагностика социума детей группы риска
Основным "поставщиком" безнадзорных детей являются неблагополучные семьи, которые характеризуются криминогенной обстановкой, асоциальным поведением взрослых, существованием на грани нищеты. Без своевременного выявления детей, проживающих в семьях, где родители исполняют ненадлежащим образом или не исполняют совсем обязанности по их воспитанию и содержанию, а также склонных к девиантному поведению или совершивших антиобщественные поступки, невозможно эффективно построить деятельность по профилактике детской безнадзорности и беспризорности.
В практике некоторых общественных объединений имеет место целенаправленная упреждающая работа, ориентированная на раннюю профилактику безнадзорности несовершеннолетних путем своевременного выявления социально-запущенных семей. Так, в санкт-петербургском представительстве организации "Врачи мира - США" одним из приоритетных направлений деятельности считают именно выявление семей, где дети оказались в трудной жизненной ситуации. Общественный благотворительный фонд "Родительский мост" (Санкт-Петербург) успешно реализует проект "Профилактика социальной безнадзорности", одна из задач которого раннее выявление кризисной ситуации в семьях для предотвращения их разрушения и последующей беспризорности детей.
Выработка эффективных и научно обоснованных программ профилактики детской безнадзорности предполагает выявление ее истоков. Отдельные общественные объединения осуществляют социологические и иные исследования домашней, школьной, социальной среды, в которой находятся несовершеннолетние с девиантным поведением, с целью определения базовых причин, порождающих эти социальные аномалии.
Российский благотворительный фонд "Нет - алкоголизму и наркомании" более шести лет изучал проблему детской беспризорности. Было установлено, что в 93% случаев ее причина - это алкоголизм и наркомания в семьях [62, с. 27].
Кризисный центр для женщин "Анна" провел изучение влияния на детей насилия, которому подвергаются их матери. Выяснилось, что для ребенка очень тяжело быть свидетелем жестокого обращения с близкими ему людьми. Скандалы, драки, побои наносят детям тяжелейшую психологическую травму, создают чувство полной беспомощности. Даже если физическое насилие в родительских отношениях присутствует фрагментарно, ощущение страха и тревоги не оставляет детей, они живут в его ожидании. У таких детей, как правило, возникают проблемы с учебой и общением со сверстниками, они порой сами проявляют агрессию, т.е. налицо ряд признаков социальной девиации в поведении, которая часто приводит к совершению правонарушений.
Еще большее влияние на формирование модели девиантного поведения, включая уход из семьи, имеет домашнее насилие в отношении детей. По данным центра "Анна", именно этот фактор ежегодно становится причиной безнадзорности 50 тыс. детей*.
Чтобы прогнозировать поведение детей группы риска и давать рекомендации всем заинтересованным службам, необходимо знать их внутренний мир, выявлять факторы, деформирующие систему морали. Для этого некоторые НГО используют специальные методики, позволяющие получать необходимые данные. Полученные сведения они не только используют сами, но и делятся ими с социальными службами. Безусловно, владение информацией о явлениях, происходящих в семье, учебном заведении, среде социального общения ребенка, его внешне скрытом мировосприятии помогает специалистам служб социальной помощи семье и детям установить причинно-следственные связи этих явлений с его поведением и дает возможность принять меры по нейтрализации социально опасных тенденций в их окружении и вероятном поведении с целью превенции безнадзорности.
Выявление беспризорных детей. Важной частью системы мер по ликвидации детской безнадзорности как социальной аномалии являются мероприятия, направленные на выявление несовершеннолетних, относящихся к категории беспризорных (крайняя степень безнадзорности), предоставление им экстренной медицинской, психосоциальной и иной необходимой помощи и последующее возвращение в родную семью или, если это по каким-либо причинам невозможно, устройство в специализированные учреждения, осуществляющие социальную реабилитацию.
В арсенале средств, используемых НГО в данных целях, -патрулирование и рейды по улицам, подвалам, заброшенным домам, вокзалам и другим местам скопления беспризорных детей; горячие линии, по которым могут позвонить граждане, заметившие таких ребят; телефоны доверия для самих ребят, если они желают изменить свою жизнь; выпуск листовок, плакатов, открыток для населения с просьбой сообщать об увиденных бездомных детях и т.п. Все это применяется такими НГО, как "Детская служба спасения" (г. Новороссийск), студенческий педагогический отряд "Луч" Челябинского государственного университета, и др.
Оказание экстренной помощи беспризорным детям. Как правило, у несовершеннолетних, лишенных домашнего ухода и семьи, ослаблено здоровье, они страдают многими болезнями, поражены педикулезом; хронически недоедают, их пищевой рацион не адекватен физиологическим нормам; одежда изношена, чрезвычайно загрязнена, не соответствует сезону; у них расстроена психика, имеют место фобии, повышена возбудимость. Именно поэтому при выявлении беспризорных детей и подростков жизненно важно оказать им экстренную помощь, а уже затем решать вопросы устройства.
Заслуживает внимания опыт санкт-петербургской региональной общественной организации "Центр "Инновации"", которая реализует долговременный проект "Медико-социальный пункт "Остров"", созданный для беспризорных детей в 1996 г. Пункт "Остров" проводит следующую работу:
- оказывает детям первоочередную медицинскую помощь (первичная диагностика, экстренная доврачебная и врачебная помощь, консультации специалистов, санитарно-гигиенические процедуры, организация госпитализации, патронаж);
- обеспечивает детей трехразовым горячим питанием, новой одеждой;
- оказывает социально-педагогическую и психосоциальную помощь (консультации, содействие в трудоустройстве с предоставлением общежития, диагностика, оперативная коррекция девиаций поведения, абилитация, посткризисная реабилитация, профилактика деструктивного и асоциального поведения);
- содействует возвращению детей в родные семьи (психокоррекционная и иная работа с родителями) или устройству в социальные приюты.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15