Организация взаимодействия специализированных учреждений для несовершеннолетних нуждающихся в социальной реабилитации, с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности

-    приобщение несовершеннолетних группы риска к общественно полезному труду, в том числе включение их в социально значимую деятельность, осуществляемую вместе с другими молодыми людьми, - студентами, членами молодежных НГО (благоустройство и озеленение городов и населенных пунктов, восстановление памятников истории, культуры и религии, природоохранная деятельность, помощь одиноким пожилым людям и т.д.);

-профессиональная ориентация несовершеннолетних группы риска, в том числе помощь им в получении специальности, разъяснение необходимости профессионального самоопределения, оказание им практического содействия в выборе места получения специальности путем организации консультаций в центрах профессиональной ориентации и у психологов; поддержка во время учебы и помощь в поиске места работы, а также в процессе адаптации к трудовой деятельности;

-организация развивающего досуга несовершеннолетних группы риска, включение их в орбиту деятельности НГО, приобщение к занятиям в кружках, клубах, студиях, спортивных секциях, к участию в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, походах и экскурсиях, в том числе в выходные и праздничные дни;

-организация летних каникул; приглашение несовершеннолетних с девиантным поведением в организуемые НГО летние творческие профильные лагеря для одаренных детей, что способствует их интеграции в среду социально благополучных сверстников и становится важным фактором для пересмотра ими собственного поведения и отношения к жизни; участие трудных ребят в работе студенческих строительных отрядов и воспитательных акциях студенческих педагогических отрядов.

Выявление беспризорных детей, оказание им экстренной помощи, содействие в возвращении их в семью или устройстве в специализированные учреждения, защита их прав и законных интересов. Включает привлечение членов общественных объединений к проводимым органами власти и социальными службами рейдам по выявлению несовершеннолетних, проживающих вне семьи или детских учреждений, к обследованию мест их скопления, особенно подвалов и заброшенных домов.

При наличии у общественных объединений квалифицированных специалистов, материальных и финансовых ресурсов рекомендуется привлекать их для оказания беспризорным детям помощи экстренного характера, и в первую очередь медицинской (доврачебная помощь, гигиенические процедуры, при необходимости - госпитализация), психосоциальной (оперативная коррекция и профилактика девиаций поведения, начальная посткризисная реабилитация) и бытовой (обеспечение горячим питанием, новой одеждой и т.д.).

Важной задачей профилактической работы следует считать участие общественных объединений в возвращении детей в родные семьи, в том числе работу с родителями (психокорректирующую и др.) по оздоровлению семейной обстановки, а также устройство детей, которых вернуть в семью невозможно, в социокультурнальные приюты и иные социально-реабилитационные учреждения.

Значительное место в работе НГО занимает защита прав и интересов детей, вернувшихся в родную семью. Специалисты НГО ведут общественный социальный контроль психологического климата в семье, степени соблюдения родителями трезвого образа жизни и выполнения своих обязанностей по отношению к детям. При наличии фактов, свидетельствующих о продолжении асоциального поведения вопреки требованиям общественности, НГО вправе ставить перед органами власти вопрос о мерах государственной защиты детей в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представители организаций третьего сектора правомочны выступать общественными обвинителями при рассмотрении судами дел о лишении родителей родительских прав в случаях злостного уклонения от исполнения ими своего материнского и отцовского долга, а также создания ситуаций, угрожающих здоровью, развитию и жизни детей.

Реализации программ социальной реабилитации детей, находящихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних. Общественные объединения обладают значительным потенциалом, позволяющим им вносить конструктивный вклад в реализацию разработанных специалистами социальных служб индивидуальных и групповых программ реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением.

Специализированным учреждениям рекомендуется привлекать НГО для решения комплекса задач реабилитационной работы. Среди них:

-    устройство воспитанников в семейные воспитательные группы (поиск семей, желающих взять детей на воспитание, участие в тестировании потенциальных родителей, подготовка их к приему детей и т.д.);

-    развитие у воспитанников познавательных интересов и творческих наклонностей (создание кружков, студий, клубов

по интересам, организация изучения основ компьютерной грамотности, проведение викторин, творческих конкурсов и др.);

-   приобщение воспитанников к общественно полезной работе (изготовление сувениров, поделок и игрушек для детей из детских домов и многодетных семей, а также для реализации на благотворительных аукционах и лотереях; привлечение ребят к поздравлениям ветеранов по случаю знаменательных дат и праздников и др.);

-   содействие контактам воспитанников с их семьями (инициация поздравления ребятами родителей и других родственников с праздничными датами, изготовление для них собственными руками подарков и сувениров);

-   организация содержательного досуга воспитанников (проведение концертов, праздников, экскурсий, посещение музеев, театров, цирка, организация физкультурно-спортивных мероприятий и туризма);

-   организация отдыха воспитанников в период летних каникул (приобретение путевок в детские оздоровительные лагеря, организация рекреационных мероприятий на базе специализированного учреждения и т.д.).

Создание негосударственных социальных служб, действующих на общественных началах. Значимым в решении проблем профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних является создание НГО в форме общественных учреждений: социальных приютов, детских кризисных центров, пунктов срочной социальной помощи "детям улицы", социально-реабилитационных центров, социальных гостиниц для бездомных детей, социальных поликлиник, дневных центров для безнадзорных детей и др.

Подобные общественные учреждения являются важным и неотъемлемым звеном системы профилактики детской безнадзорности, действующим в тесной взаимосвязи с другими ее элементами. При этом персонал общественных учреждений должен находиться в тесном контакте со специалистами органов социальной защиты населения, ведущих служб социальной помощи семье и детям региона, имеющих статус опорно-экспериментальных.

Их сотрудничество призвано обеспечить строгое соблюдение общественными учреждениями прав детей, профессиональных и этических норм, а также государственных стандартов в части объема и качества оказываемых социальных услуг.

Вместе с тем необходимо изучать и обобщать эффективную практику профилактической и реабилитационной работы общественных учреждений, использовать ее в деятельности государственных и муниципальных служб социальной помощи семье и детям.

Органам социальной защиты населения рекомендуется принимать меры по укреплению материальной базы, обеспечению стабильного финансирования, повышению квалификации сотрудников и волонтеров общественных учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений, обеспечивать координацию их деятельности с деятельностью других социальных служб.

Укрепление материальной базы специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, и улучшение условий пребывания в них. Объединения, имеющие значительные собственные средства, целесообразно привлекать к оснащению специализированных учреждений необходимым оборудованием, мебелью, книгами, компьютерами, играми и игрушками, продуктами питания, медикаментами, одеждой для детей и т.д. Органам социальной защиты населения, специализированным учреждениям рекомендуется стимулировать и поддерживать инициативы НГО по вложению материальных и финансовых ресурсов в сферу профилактики детской безнадзорности и беспризорных и оказывать необходимое содействие в организации общественными объединениями акций по сбору средств и вещей на нужды социальных служб (благотворительные лотереи, ярмарки, аукционы, балы, концерты, дискотеки, трудовые акции по сбору урожая, посадке деревьев, перечисление однодневного заработка на счета социальных служб и др.).

Частью сотрудничества социальных служб с НГО является забота последних о состоянии зданий и помещений специализированных учреждений (спален, комнат для учебных занятий и отдыха, столовой, кухни, медицинских кабинетов, психологической службы и др.), их косметическом ремонте, функциональном оснащении, создании обстановки уюта и комфорта, а также о благоустройстве и озеленении прилегающей территории, возведении спортивных и игровых сооружений. В этой работе вместе с волонтерами могут участвовать и воспитанники специализированных учреждений.


§4. Участие общественных объединений в кадровом, научно-методическом и информационном обеспечении системы профилактики детской безнадзорности


Органам социальной защиты населения необходимо осуществлять тесное сотрудничество, поддерживать инициативы и текущую деятельность НГО (профессиональных ассоциаций и союзов работников социальных служб, социальных работников, психологов, социальных педагогов, некоммерческих партнерств и др.) в области эффективного функционирования системы профилактики детской безнадзорности и обеспечивать:

-   организацию обучения кадров для органов управления социальной защитой населения и специализированных учреждений;

-   исследование ситуации в сфере безнадзорности детей;

-   проведение научно-практических конференций;

-   разработку методик по профилактической работе, издание научно-методических пособий;

-   подготовку и издание пособий, обобщающих опыт работы и популяризирующих деятельность служб социальной помощи семье и детям и НГО в сфере профилактики детской безнадзорности;

-   выпуск информационных изданий (журналов, газет), освещающих проблемы профилактики детской безнадзорности.

Принципиально важным вопросом является организация обучения руководителей общественных организаций, действующих в сфере социальной работы с детьми. Среди них много молодых людей с небольшими опытом работы и жизненным багажом. Им необходимо передать опыт, знания и навыки старших товарищей и руководителей общественных организаций, которые работают с другими категориями населения. Кроме того, весьма динамично изменяется законодательная база социального права и организационная структура всей системы социальной защиты населения, в том числе по социальной защите детей, профилактике их безнадзорности и беспризорности. Руководителей общественных организаций необходимо периодически знакомить с новыми законами в социальной сфере и изменениями, внесенными в действующие законодательные документы.

Обучение должно осуществляться на различных уровнях: федеральном, федерального округа, субъекта федерации, города, муниципального образования. Вполне оправданным явилось бы введение новых специальностей (уровня социального педагога и социального работника)- руководителя общественной организации, представителя органов социальной защиты по связям с общественностью.

С учетом того, что государство принимает на себя ведущую роль в решении социальных проблем несовершеннолетних, логично приписать именно структурам социальной защиты населения функцию подготовки руководителей общественных объединений и организации помощи им в работе. Кроме того, именно бюджетное финансирование системы подготовки гарантирует ее качество и стабильность. Это позволяет обеспечивать тесный контакт в совместной работе, осуществлять квалифицированное взаимодействие государственных структур и общественных объединений в сфере социальной работы с несовершеннолетними, учитывать и использовать специфические возможности государственных и общественных организаций. Возложить такую функцию целесообразно на представителей местных органов социальной защиты по связям с общественностью. Пока таких функциональных обязанностей в системе профилактики безнадзорности несовершеннолетних нет, но они нужны. Это отдельная и достаточно самостоятельная функция управления социальной работой в целом, и она требует квалифицированного исполнения, полной концентрации внимания и усилий, а также профессиональной подготовки людей к ее реализации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты