Основания применения условного осуждения и его содержание

Понятие испытательного срока не принадлежит к числу проблемных аспектов условного осуждения. Поэтому в нашем исследовании мы коснемся некоторых спорных моментов испытательного срока, а именно: его социально-юридической природы, определения продолжительности, а также вопросов, связанных с его сокращением и продлением.

«Испытательный срок имеет огромное воспитательное значение. В этот период поведение осужденного контролируется судом и общественностью. Угроза приведения наказания в исполнение в случае нарушения условий испытания оказывает на виновного воспитательное воздействие, способствует перестройке его психологии», — справедливо считают ученые Н.Ф. Саввин и М.А. Ефимов[68].

Сам термин «испытательный» означает то, что условное осуждение представляет собой определенное испытание, что выражается в его социально-нравственной природе, а также функциональном назначении. Применяя условное осуждение к виновному, суд ставит перед ним ряд требований, заставляя выдержать его своего рода определенные экзамены (данный термин является фактическим синонимом «испытания»). Т.Г. Веретенникова говорит об испытании способности условно осужденного к исправлению без реального отбывания наказания[69]. В этом состоит основное отличие условного осуждения от наказания. Последнее всегда заключается в определенных ограничениях или лишениях прав и свобод осужденного, это намеренное причинение ему вреда со стороны государства. Наказание предполагает, таким образом, исправление осужденного более в негативном, чем в позитивном смысле. Условное же осуждение призвано исправить виновного, напротив, посредством применения в значительно большей степени именно положительных, прогрессивных мер. Кара при условном осуждении, если и присутствует, то в минимальном объеме по сравнению с наказанием. Все лишения или ограничения каких-либо прав условно осужденного заключаются в наличии судимости, существующей в течение испытательного срока.

Характерной особенностью испытательного срока является то, что он воплощает в себе угрозу и обещание: угрозу реального применения назначенного наказания и сохранения судимости при нарушении условий испытания (например, при совершении нового преступления) и обещание неприведения назначенного наказания в исполнение и погашения судимости, если условия испытания будут соблюдены. Смысл испытательного срока состоит в том, что осужденному предоставляется время для того, чтобы активным трудом и участием в общественной жизни доказать свое исправление без реального отбывания наказания.

По своему воспитательному характеру условное осуждение во многом сходно с принудительными мерами воспитательного воздействия. Однако они не предполагают установление испытательного срока. С одной стороны, можно утверждать, что при условном осуждении возложение определенных обязанностей на виновного может быть вполне достаточным для исправления и, следовательно, нет необходимости в испытательном сроке. Однако, напротив, согласно ст. 73 УК РФ суд обязан установить испытательный срок, а в отношении возложения обязанностей он управомочен. Таким образом, согласно законодательной точке зрения, условное осуждение реализуется более в испытательном сроке, чем в обязанностях. Испытательный срок по УК РФ — это обязательный признак условного осуждения, а обязанности — факультативный. Первое выступает в качестве основы, а второе как приложение.

Испытательный срок, как это следует из положений ст. 73 УК РФ, устанавливается для того, чтобы условно осужденный в течение этого срока собственным поведением доказал свое исправление. Обязанности возлагаются дополнительно к этому в целях стимулирования, «ускорения» процесса исправления. Виновный должен подавать своими положительными действиями пример другим условно осужденным, лицам, совершившим административные или дисциплинарные правонарушения; если он безработный, то ему следует устроиться на работу; если не имеет образования, то желательно его поступление в какое-либо образовательное учреждение и т.д. Последняя рекомендация определяется уровнем образования, имеющим место на момент вынесения судебного приговора. Если у осужденного высшее образование, то о данной рекомендации или обязанности вряд ли стоит вести речь. О ней есть смысл говорить при наличии у осужденного начального, среднего (основного или неполного) либо среднего специального образования.

По нашему мнению, испытательный срок в шесть месяцев чересчур мал, ибо за это время человек не успевает полностью осмыслить совершенное им деяние, его общественную опасность и преступность, а тем более осознать свое противоправное поведение и переосмыслить его в целях исправления и дальнейшего не совершения преступлений. А государственные надзирающие органы также не в состоянии в шестимесячный срок обеспечить надлежащее исправление условно осужденного. По верному замечанию В.А. Ломако, в срок менее одного года невозможно обеспечить надлежащего воспитательного воздействия на условно осужденного[70].

Испытательный срок в шесть месяцев возможен лишь при его сокращении в порядке ст. 74 УК РФ, что будет рассматриваться далее.

Слишком длительный срок, на наш взгляд, — более трех лет, может отрицательно сказаться на условно осужденном, так как с одной стороны, находясь в течение продолжительного времени в таком состоянии между наказанием и свободой, он может испытывать излишние нравственные страдания, не требующиеся для исправления. А с другой стороны, чрезмерно продолжительный испытательный срок как бы расхолаживает осужденного, он может увериться, таким образом, в суде как во «всепрощающем» органе и усомниться в его авторитете. Хотя это уже отдельная проблема, и начинается она с того, стоит ли вообще назначать виновному, пусть даже совершившему преступление впервые небольшой тяжести без отягчающих обстоятельств, наказание, неприменяемое условно.

Чрезмерно длительные испытательные сроки могут привести к отсутствию единства в судебной практике, а именно: есть опасность того, что осужденному за преступление небольшой тяжести может быть установлен слишком продолжительный срок и тем самым будет проявлена необоснованная строгость к виновному. Излишний, не вызванный необходимостью исправления условно осужденного испытательный срок (когда требовалось два года, а было назначено четыре, итого излишними оказались вторые два года), утрачивает свое воспитательное значение, превращаясь в дальнейшем, по существу, в ненужную формальность. Длительный срок (более трех лет) неудобен также тем, что практически очень сложно держать испытуемого под наблюдением в течение этого времени. Как правило, желаемый результат наступает в более короткие сроки. За такой промежуток времени, как 4 - 5 лет, нередко меняется место работы, а то и место жительства условно осужденного, существенно может измениться окружающая среда, обновиться коллектив, а также штат лиц, обязанных контролировать осужденного и вести с ним исправительно-воспитательную работу. Поэтому более приемлемым, считает В.А. Ломако, является предел испытательного срока от одного до трех лет, подтверждая нашу позицию[71]. Также считает и Е.В. Бушкова[72].

Продолжительность испытательного срока от одного до трех лет достаточна еще и потому, что, благодаря, активному воспитательному воздействию специализированного государственного органа и общественности исправление условно осужденного достижимо в более короткие сроки. Правильно отметил Г.А. Кригер, что при «активном участии общественности в деле исправления и перевоспитания условно осужденных, при оказании этим лицам необходимой товарищеской помощи и, с другой стороны, при действительном желании самого условно осужденного исправиться вполне достижимо... быстрое исправление и перевоспитание тех граждан, которые не столь уж значительно заражены пережитками прошлого, совершили преступления случайно и стремятся загладить свою вину перед обществом и государством»[73].

С одной стороны, длительность испытательного срока должна зависеть от тяжести совершенного преступления: чем более оно тяжкое, тем больше времени требуется для исправления виновного. Лицу же, совершившему деяние небольшой тяжести, потребуется значительно меньше времени и собственных усилий для исправления, чем виновному в тяжком преступлении. Но, с другой стороны, степень общественной опасности деяния может существенно расходиться со степенью общественной опасности личности субъекта, его совершившего. Например, это воочию видно при приготовлении к тяжкому преступлению либо покушении на него. Несмотря на то, что при этом фактически не было причинено никакого вреда, степень умысла может быть настолько велика, что условное осуждение будет недопустимо. Следовательно, тяжесть совершенного преступления не может сама по себе определять продолжительность испытательного срока, от нее в большей степени зависит вид и размер наказания, неприменяемого условно.

Необходимо принимать во внимание то, что не всегда тяжесть совершенного деяния напрямую влияет на продолжительность испытательного срока. В некоторых случаях лицу, совершившему тяжкое преступление, целесообразно установить не максимально возможный, а, напротив, меньший испытательный срок. Ибо оно в большей степени осознавало социально-негативный характер своих действий и понимало, какую ответственность может нести за них. Речь идет о том, что если суд предоставляет виновному такую возможность при совершении тяжкого преступления — самому доказать свое исправление при отсутствии реально отбываемого наказания, то ему надлежит сделать это как можно скорее и как можно более интенсивными действиями, по возможности возместив причиненный вред. Испытательный срок должен носить стимулирующий и в то же время ограничительный характер. Это исходит из юридической природы условного осуждения. Допустим, суд решил назначить лицу наказание, неприменяемое условно, при совершении им впервые тяжкого преступления в соучастии при его второстепенной роли в этом или наличии иных смягчающих обстоятельств. В этом случае оказание данному лицу доверия и предоставление возможности самостоятельного исправления должно обусловливаться небольшим сроком реализации данной возможности. Иначе нет смысла применять условное осуждение. Именно потому, что государство решает определенным образом простить осужденного на первый раз за совершение тяжкого преступления, не назначая реально отбываемого наказания, оно должно потребовать от него как можно более скорого и качественного исправления.

Постараемся теперь определить продолжительность испытательного срока в зависимости от размера или срока назначенного наказания. Как можно уяснить из положений ч. 3 ст. 73 УК РФ, испытательный срок и его продолжительность жестко увязаны с наказанием, назначаемым судом для отбывания условно. В случае назначения лишения свободы на срок до одного года или более мягкого наказания испытательный срок должен быть не менее шести месяцев и не более трех лет. При назначении же лишения свободы на срок свыше одного года испытательный срок не должен превышать пяти лет. В комментарии к УК РФ конкретно указывается: «Размер испытательного срока зависит от срока назначенного наказания»[74].

По мнению Ю.М. Ткачевского, «продолжительность испытательного срока должна быть поставлена в зависимость от вида и размера назначенного условно наказания, так как степень общественной опасности деяния выражается, прежде всего, в этом»[75]. Исходя из этого, указанный автор обосновывал важность дифференциации длительности испытательного срока в зависимости от вида назначенного наказания и его срока и закреплении этого положения в законе[76]. Другие юристы в целях устранения существующего в судебной практике разнобоя предлагали установить полное соответствие, соразмерность продолжительности испытательного срока сроку назначенного наказания[77].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты