Основные положения земельной реформы в Республике Беларусь
Содержание
Введение
1. Экономические предпосылки проведения земельной реформы
в Республике Беларусь
2. Право государственной собственности на земли Республики Беларусь
3. Право частной собственности на земли Республики Беларусь
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Формирование многофункциональной экономики в сфере агропромышленного производства представляет собой процесс глубоких эволюционных преобразований, сущность которых состоит, прежде всего, в изменении отношений собственности, а вместе с тем и организационно-экономических отношений. Объективной необходимостью формирования смешанной экономики являются переход к рыночным отношениям и демонополизация экономики.
Особое внимание заслуживают мероприятия по уходу от командно-административной системы в управлении сельскохозяйственным производством, созданию условий для экономической самостоятельности, свободе выбора форм хозяйствования и форм собственности.
В настоящей работе рассматриваются возможные пути реформирования предприятий агропромышленного комплекса Республики Беларусь с учетом сохранения специализации и использования тех преимуществ, которые предоставляет смешанная экономика.
Различные направления аграрных преобразований в Республике Беларусь позволяют увидеть перспективную модель функционирования агропромышленного комплекса (АПК).
Возможными путями реформирования предприятий являются акционирование, использование аренды с учетом сохранения специализации и использования тех преимуществ, которые предоставляет смешанная экономика, а также создание фермерских хозяйств.
Различные организационные формы хозяйствования имеют право на существование; конкурируя друг с другом, они создают условия для развития рыночных отношений. В сегодняшних условиях в Беларуси крупные предприятия должны и будут существовать в силу наличия ряда преимуществ по сравнению с мелкими сельскохозяйственными предприятиями в производстве продукции.
Следует исходить из того, что в республике преобладают крупные предприятия с соответствующей материально-технической базой, располагающие лучшими предпосылками для рационализации производства. Использование их производственного потенциала целесообразно главным образом на коллективной основе.
Хозяйственные структуры, функционирующие на основе различных форм собственности, обеспечивают необходимые мотивы для эффективного использования живого и общественного труда. В агропромышленном комплексе республики, кроме государственных предприятий и колхозов, агрофирм и агрообъединений, широкое распространение могут получить такие формы хозяйствования, как акционерные общества, производственные кооперативы, товарищества, ассоциации, корпорации, концерны, холдинги, крестьянские (фермерские) хозяйства.
Вышесказанное определяет актуальность настоящей курсовой работы, целью которой является исследование особенностей проведения аграрной реформы в Республике Беларусь, процесс ее осуществления в настоящих условиях, определение режимов государственной и частной собственности на змели в Республике Беларусь.
Объектом исследования являются правовые отношения между субъектами хозяйствования и государством, возникающие в процессе пользования первыми землями сельскохозяйственного значения, возникающие в современных условиях экономической деятельности.
Предмет исследования – нормативно-правовая база, регулирующая порядок предоставления земель сельскохозяйственного значения субъектам хозяйствования.
Анализ проблем, связанных с проведением в Республике Беларусь аграрной реформы, будет происходить через толкование норм материальных и процессуальных отраслей права (метод исследования).
Представляется необходимым решение следующих задач:
1) определить экономические предпосылки проведения земельной реформы в Республике Беларусь;
2) рассмотреть правовое положение земель государственной формы собственности;
3) определить правовой режим частной собственности на земли в Республике Беларусь и порядок их предоставления в частную собственность;
5) исследовать проблемы, возникающие при проведении в жизнь основных положений земельной реформы в Республике Беларусь на примере практики работы органов местного управления и самоуправления;
6) на основе полученных данных выработать ряд рациональных предложений по поводу проведения земельной реформы в республике Беларусь.
В работе использованы тексты нормативных актов, комментарии к ним, а также учебная и монографическая литература, касающаяся вопросов проведения земельной реформы в Республике Беларусь на современном этапе. Использованы теоретические исследования виднейших специалистов в области земельного права: Бакиновской О.А., Микулича А.В., Лещиловского П.В., Догиля Л.Ф. и других. Эмпирическая база исследования построена на нормативном материале и практике деятельности органов местного управления и самоуправления.
Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще– и частнонаучные, а также специальные методы познания. Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.
Практическая значимость работы состоит в том, что рассматривается вопрос эффективности государственных мер, предпринимаемых государством в ходе проведения земельной реформы в Республике Беларусь, на основании изучения практики деятельности в этом направлении органов местного управления и самоуправления предпринята попытка выработки наиболее эффективных мероприятий, призванных повысить эффективность проводимой земельной реформы на современном этапе.
1. Экономические предпосылки проведения земельной реформы в Республике Беларусь
Основная цель земельной реформы заключается в том, чтобы сформировать микро- и макроэкономическую систему хозяйствования, обеспечивающую устойчивое развитие и последовательное повышение эффективности использования земельного фонда страны, а на его базе и агропромышленного производства, гарантию продовольственной безопасности государства посредством увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции до прогнозируемого уровня.
Для выполнения поставленных целей реформой предусматривается:
– задействовать внутриотраслевые резервы для дальнейшего расширенного воспроизводства сельскохозяйственной продукции;
– на основе интенсивных методов хозяйствования нарастить объемы производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, достаточные для стабильного и сбалансированного функционирования внутреннего продовольственного рынка, увеличить поставки сельскохозяйственной продукции на экспорт с целью привлечения в республику иностранной валюты;
– создать условия для устойчивого развития социальной инфраструктуры села[1].
Достижение намеченных целей планируется обеспечить через:
– совершенствование экономических отношений между юридическими лицами в АПК;
– технико-технологическое переоснащение сельскохозяйственного производства;
– увеличение объемов жилищного строительства на селе;
– повышение уровня научного обеспечения АПК.
Положительно оценивая предпринимаемые усилия, следует отметить, что остается много проблем макро- и микроэкономического уровней. Это – устранение противоречий между потребностями государства в наращивании производства продовольствия и сырья для промышленности и возможностями сельскохозяйственных товаропроизводителей для достижения этих целей.
В результате, даже в том случае, если бы совпадали интересы потребителей и производителей, например, по увеличению производства, то формы их реализации определялись, как правило, лишь одной стороной – государством. Это вызвало бы ответную негативную реакцию хозяйств. Поэтому происходит постоянное давление снизу с целью ослабления административного управления (особенно директивности планирования), расширения производственно-хозяйственной самостоятельности предприятий и возможностей распоряжения произведенной продукцией и полученным доходом.
Усиливался разрыв между системой вертикального планирования и хозяйственным планированием. Происходит не столько выравнивание экономических условий хозяйствования, сколько уравнительное распределение результатов деятельности без должного учета вклада в него каждого хозяйствующего субъекта. Особенно обострилась ситуация, когда начался процесс перехода к новым формам хозяйствования, в том числе образование арендных предприятий, крестьянских хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов, которые требовали принципиально новых отношений применительно к планированию своей деятельности. Но это входило в противоречие с системой централизованного планирования, которое выражалось, с одной стороны, в стремлении государства собирать и распределять, возможно, большие объемы натуральной продукции, с другой – определять соотношения накопления и потребления[2].
Для устранения такого противоречия предпринимались попытки соединить планирование «сверху» и «снизу», которые, в конечном счете, могли привести к формированию отношений на основе принципов договора, когда в процессе увязки планов удовлетворялись бы интересы сторон.
Однако в этом случае потребовалось бы существенное ослабление функции плана как директивного документа[3].
Развитие самостоятельности хозяйств приводит к необходимости изменения всей системы планирования, его принципов и методов. Для сельского хозяйства это означает изменение политики ценообразования с постепенной либерализацией и перестройку инвестиционного процесса в меру повышения удельного веса собственных средств в финансировании капитальных вложений, усиление роли прибыли, реформирование механизма закупок продукции, а также упорядочение взаимоотношений со сферой переработки и обслуживания АПК[4].
В результате планирование все больше должно было бы вписываться в общий механизм экономических отношений, утрачивая в известной мере роль главного и самостоятельного рычага управления хозяйственной деятельностью в аграрном секторе.
Постепенно стала формироваться система народнохозяйственного планирования, которая включала разработку пятилетних и годовых планов, а также основных направлений развития на более отдаленную перспективу, предполагающих предвидение и выработку мер, упреждающих негативные последствия возможных кризисных периодов, наступление которых практически неминуемо в силу воздействия научно-технического прогресса, необходимости смены производственной базы и изменяющихся производственных отношений.
Такая система себя оправдывала, поскольку создавала условия для непрерывности планирования, совмещения задач текущего и перспективного характера, преемственности плановых решений. Однако формы планирования и методы реализации плановых решений в народном хозяйстве, в том числе в аграрном секторе, становились все менее адекватными новой социально-экономической ситуации. Для сельского хозяйства это было связано с формированием самостоятельного сельскохозяйственного товаропроизводителя и развитием многоукладности, усилением роли воздействия спроса на предложение, вхождением в мировое экономическое пространство, что требовало существенного повышения эффективности производства.
Переход экономики страны на рыночные отношения предполагает период постепенного демонтажа планово-распределительной системы. К сожалению, в настоящее время, этого не происходит. Резкий же переход от централизованных форм практически к отказу от использования планирования в сельском хозяйстве как одной из функций управления одновременно с либерализацией экономики и приватизацией привели к разрыву хозяйственных связей, потере перспективы, неуправляемости экономическими процессами и, в конечном счете, способствовали глубокому спаду производства, снижению его эффективности.