- дополнительно купить земельный надел в пределах установленного размера;
- в установленном порядке требовать установления и прекращения земельного сервитута.
Правовой режим собственности на землю не может быть таким, как обычного имущества. Так называемый “свободный” частный собственник на землю нигде в мире не существует.
В юридической литературе подчеркивается, что собственность на землю - категория историческая. На практику отношений земельной собственности влияют многие факторы: меняющийся характер экономических отношений, развитие производительных сил, традиции, уровень культуры, экологическая ситуация и многое другое.
В развитых странах отказались от признания абсолютного права частной собственности. Этот зарубежный опыт ценен идеями, закрепленными в законодательстве. Среди них - социальная концепция частной собственности на землю[26].
Собственники земли обязаны:
- использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления;
- эффективно использовать предоставленные земельные участки, повышать их плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки в результате своей хозяйственной деятельности;
- осуществлять комплекс мероприятий по охране земель;
- своевременно вносить плату за земельные участки;
- не нарушать права других землепользователей, землевладельцев и собственников земельных участков, а также арендаторов земельных участков;
- в установленном порядке обеспечивать предоставление земельного сервитута. Собственники земельных участков выполняют другие обязанности, предусмотренные земельным законодательством Республики Беларусь.
Поскольку земельные участки отнесены к недвижимому имуществу, их собственники обязаны регистрировать земельную недвижимость, права на нее и сделки с нею.
Право частной собственности на земельные участки прекращается по решению областного, Минского городского, городского (города областного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета в соответствии с его компетенцией либо по постановлению суда:
- при отчуждении земельного участка лицам, которые в соответствии с действующим законодательством не могут являться собственниками земельных участков;
- при добровольной передаче земельных участков в государственную собственность;
- при изъятии земельного участка для государственных нужд;
- при ликвидации негосударственного юридического лица Республики Беларусь;
- в случае смерти гражданина и признания наследства выморочным;
- в случае неисполнения залогодателем обеспеченного ипотекой или залогом обязательства;
- при признании земельного участка бесхозяйным.
Право частной собственности на земельный участок прекращается также при принудительном изъятии земельного участка по постановлению суда:
- при неуплате земельного налога по истечении двух налоговых периодов;
- при использовании земельного участка не по целевому назначению;
- при признании пустующего жилого дома бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы, изъятии ветхого жилого дома, не завершенных строительством незаконсервированных жилого дома, дачи у собственника путем выкупа административно-территориальной единицей или передачи соответствующему исполнительному комитету для продажи с публичных торгов;
- если гражданин в течение одного года, а негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение шести месяцев со дня получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него не приступили к занятию данного участка;
- если гражданин в течение одного года, а негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение шести месяцев либо в течение иного срока, установленного в соответствии с законодательством, после разрушения капитального строения (здания, сооружения) в результате пожара, стихийных бедствий или иного вредного воздействия, для строительства и (или) обслуживания которого предоставлялся земельный участок, не приступили к восстановлению разрушенного капитального строения (здания, сооружения) или возведению нового;
- при неосуществлении мероприятий по охране земель;
- при утрате гражданства Республики Беларусь;
- при выбытии или исключении из членов садоводческого товарищества, дачного кооператива по истечении одного года со дня прекращения членства в садоводческом товариществе, дачном кооперативе;
- при конфискации земельного участка;
- при несоблюдении наследниками установленного срока для обращения в соответствующую организацию по государственной регистрации за государственной регистрацией перехода права частной собственности на переданный по наследству земельный участок.
Законодательными актами могут быть предусмотрены и иные случаи прекращения права частной собственности на земельный участок[27].
Постановление суда о принудительном изъятии земельного участка за нарушение законодательства об охране и использовании земель принимается на основании материалов, свидетельствующих, что после получения письменного предписания от государственного органа (должностного лица), осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель, собственник земельного участка не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений законодательства об охране и использовании земель.
Если гражданин в течение одного года, а негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение шести месяцев со дня получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него не приступили к занятию данного участка, Минский городской, городской (города областного подчинения), районный, сельский, поселковый исполнительный комитет в соответствии с его компетенцией подает в суд заявление о прекращении права частной собственности на земельный участок и после вынесения постановления суда о прекращении такого права и государственной регистрации прекращения права частной собственности на земельный участок гражданина, права частной собственности на земельный участок негосударственного юридического лица Республики Беларусь решает вопрос о дальнейшем его использовании.
В настоящее время местными органами управления и самоуправления проводится политика по предоставлению отдельных земельных участков в частную собственность для строительства индивидуального одноквартирного жилого дома. Ни по каким другим основаниям земельные участки в собственность физическим лицам в настоящее время не передаются.
Так, Оршанским райисполкомом в настоящее время на официальном сайте размещена информация об имеющихся свободных земельных участках в различных населенных пунктах Оршанского района. Таким участков насчитывается более ста с общей территорией – 76,95 га. При этом вопрос о предоставлении таких участков в каждом конкретном случае решают должностные лица местных органов власти. Надо сказать, что такие земли, предоставляемые населению для постройки и обслуживания жилого дома, являются строго определенными и очерченными в рамках отдельно взятого участка, изменить который невозможно[28].
Что касается предоставления земельных участков для ведения сельского хозяйства – то их передача физическим и юридическим лицам негосударственной формы собственности на праве собственности невозможна. Поэтому органы местной власти не практикуют такое предоставление земельных участков – они просто не имеют на это права. В этом случае землю предоставляют либо на правах аренды, либо на праве пожизненного наследуемого владения, что не является гарантом владения ею в установленные сроки.
Государство в одностороннем порядке, в любой момент может признать необходимость отнесения данного участка к разряду необходимых для государственных целей и изъять его из гражданского оборота, в том числе и из чужого законного владения.
Такое положение вещей на рынке частной собственности на землю в Республике Беларусь крайне негативно сказывается на процессе проведения земельной реформы в Республике Беларусь. По сути эта реформа, которая активно проводится на протяжении последних 15-и лет не принесла сколь-нибудь весомых результатов. Структурное деление земель в настоящее время мало чем отличается от соответствующего деления, существовавшего еще во времена СССР. Кроме того, в настоящее время не видно, за счет чего государство собирается решать проблемы колхозов-должников. Одним только их переименованием в КУСП, ОАО и т.д., а также реорганизацией путем присоединения убыточных хозяйств к более-менее работающим (улучшая тем самым статистику) результата не добиться.
На мой взгляд, любая модель дальнейшего углубления реформ должна исходить из следующих принципов.
1. Сохранение целостности исторически сложившейся хозяйственной территории, признание многоукладной смешанной экономики, сохранение примата за крупным производством.
2. Добровольность выбора крестьянами организационно-правовой формы предприятия, формы собственности; здесь не может быть никакого насилия.
3. Социальная справедливость и защищенность населения и работников реорганизуемых хозяйств.
4. Рациональное использование земли и других средств производства.
5. Соблюдение и расширение современных новейших технологий производства сельскохозяйственной продукции.
6. Достижение более высокой мотивации к труду.
Считаю, что уже в ближайшем будущем основной формой организационно-правового хозяйствования должны стать свободные самостоятельные кооперативы.
Новые коллективы должны иметь как можно больше самостоятельности, то есть:
– обладать собственностью на все виды основных средств производства, желательно и на землю, а также на произведенную продукцию;
– самостоятельно определять структуру производства, рынок сбыта и договорные цены на реализуемую продукцию;
– перейти на полное финансовое самообеспечение.
Уже на первом этапе реформирования наряду с созданием производственных сельскохозяйственных кооперативов активно формируются сбытовые, снабженческие и другие обслуживающие кооперативы.
Отдельные функции, определяющие научно-технический прогресс, должны остаться за государством (селекция, семеноводство, племенная работа и т. д.). Именно по такому пути осуществления реформ первоначально пошли страны Восточной Европы.
В процессе реструктуризации хозяйства, следствием которой является формирование новых структур, важно установить нормальные экономические отношения между самими подразделениями и ассоциацией кооперативов (хозяйством). Здесь может иметь место несколько вариантов построения внутрихозяйственных экономических отношений. Все зависит от глубины реформирования, которое осуществляется в конкретном хозяйстве, подготовленности кадров, от наличия и мощности производственного потенциала, состояния экономики и многих других факторов функционирования сельскохозяйственных предприятий, включая степень самостоятельности, которая предоставляется коллективу.
В нынешних условиях при отсутствии правовой и законодательной базы проведения реформы запустить двигатель серьезных преобразований очень сложно. Вновь сформированные производственно-хозяйственные структуры не могут полноценно работать, так как на них давит пресс экономической несправедливости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Земельная реформа, так или иначе, уже в самое ближайшее время должна получить активное развитие. Обратного пути нет.
Для успешного проведения реформ необходимо на данном этапе усовершенствовать законодательную базу. Это касается в первую очередь совершенствования Кодекса Республики Беларусь о земле относительно положений о платежах за землю. Ставка земельного налога должна быть повышена, что станет стимулом для более эффективного использования земель.