Основные положения земельной реформы в Республике Беларусь

Надо отчетливо представлять, что реформирование хозяйства – это прежде всего изменение базовых производственно-экономических отношений, то есть отношений собственности. Речь идет о замене коллективно-обезличенной собственности частной в любой форме: индивидуальной или совместно-долевой. Без реформирования отношений собственности, только внедряя хозрасчет, проводить какие-либо реформы бесполезно. Исторический опыт подсказывает, что у работника чувство хозяина никогда не возникает по отношению к чужой земле, чужому скоту, машинам, зданиям и другим ничейным средствам производства.

Потому хочется подчеркнуть, что конечной целью реформирования аграрного производства является переход от коллективных обезличенных предприятий к эффективным организационно-правовым формам, базирующимся на частной собственности. Во-вторых, в процессе реформирования следует осуществлять переструктуризацию внутрихозяйственных подразделений, где ставка должна быть сделана на создание новых самостоятельных кооперативов крестьян, которые объединяются своими имущественными, а еще лучше и земельными долями, то есть своей собственностью, для совместной производственной деятельности, чего не предусматривает хозрасчет.

Пятый вывод сводится к тому, что процесс реорганизации колхозов и совхозов не может быть скоротечным как в плане всей системы, так и касательно отдельных хозяйств. Во временном интервале он может длиться десятилетиями, так как речь идет об изменении мышления, сознания людей, психологии и даже образа жизни.

Шестой вывод свидетельствует о том, что работу по реформированию сельскохозяйственных предприятий необходимо проводить, не ожидая пока хозяйство растеряет свой производственно-технический и экономический потенциал, так как затем трудно оснастить и вдохнуть жизнь в новые структуры.


3. Право частной собственности на земли Республики Беларусь


В юридической литературе подчеркивается, что право как частной, так и государственной собственности не имеет абсолютного характера. Это означает, что государство не может осуществить правомочия собственника, не учитывая интересов других государств, а в ряде случаев - и иных земельных собственников, владельцев и пользователей земли.

Право частной собственности на землю представляет собой правовой институт, закрепляющий принадлежность земли иным (кроме государства) участникам экономических отношений собственности.

Частная собственность в общем плане означает, что часть земель в пределах юрисдикции государства исключается из государственной собственности и становится собственностью отдельных лиц (физических или юридических)[20].

Право частной собственности как институт права охватывает собой систему норм, устанавливающих частную собственность в качестве самостоятельной формы собственности, основания ее возникновения, изменения и прекращения, объем и порядок осуществления прав и обязанностей частных собственников земли, а также систему гарантий и защиты прав земельных собственников.

Право частной собственности на землю как субъективное право охватывает круг прав и обязанностей земельного собственника[21].

Объектами права частной собственности на землю выступают земельные участки. Земельное законодательство нормирует предельные размеры частных земельных владений. Так общая площадь земельных участков, приобретаемых в частную собственность для ведения личного подсобного хозяйства, не должна превышать 1 гектара для граждан, проживающих в сельских населенных пунктах, поселках городского типа. Причем, в общую площадь земельного участка, предоставляемого для ведения личного подсобного хозяйства, включается и площадь земельного участка, имеющегося при доме.

Земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома передаются гражданам Республики Беларусь в частную собственность сельскими (поселковыми), городскими (городов областного подчинения и города Минска), районными исполнительными и распорядительными органами в размерах:

- в городах - от 0,05 до 0,15 гектара;

- в сельских населенных пунктах, поселках городского типа - от 0,15 до 0,25 гектара.

В отдельных случаях в зависимости от местных условий и особенностей земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома могут предоставляться гражданам в размерах: в городах - менее 0,05 гектара, проживающим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа - менее 0,15 гектара.

Размеры земельных участков для садоводства и дачного строительства составляют 0,15 гектара на одного члена садового или дачного кооператива. Конкретные размеры участков данной категории частных землевладельцев устанавливаются соответствующим исполнительным и распорядительным органом в зависимости от местных условий и особенностей.

В соответствии со ст. 12 Кодекса Республики Беларусь о земле в частной собственности граждан Республики Беларусь могут находиться земельные участки, предоставленные для:

- строительства и (или) обслуживания жилого дома;

- обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее – организация по государственной регистрации) квартиры в блокированном жилом доме;

- ведения личного подсобного хозяйства;

- коллективного садоводства;

- дачного строительства.

Негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь земельные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться в частную собственность по результатам аукциона. Без проведения аукциона земельные участки могут предоставляться негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь для обслуживания принадлежащих им на праве собственности капитальных строений (зданий, сооружений), расположенных на приобретаемых ими в частную собственность земельных участках, а также в иных случаях, определенных Президентом Республики Беларусь.

Для размещения дипломатического представительства, консульского учреждения иностранного государства в Республике Беларусь иностранное государство, а также международная организация для размещения своего представительства могут приобрести в собственность земельный участок в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь[22].

Для эффективной реализации права частной собственности следует установить круг его субъектов. В развитых правовых системах любая собственность, не принадлежащая государству, рассматривается как частная. Ее юридическое понятие основывается на противопоставлении субъектов: частное лицо (физическое и юридическое) - государство. В разряд частной собственности входят и традиционная частная собственность в ее экономическом понимании, и собственность кооперативная, и собственность различного рода объединений и организаций, не занимающихся предпринимательской деятельностью. Все они подпадают под действие одного и того же института права частной собственности.

Право собственности граждан и право собственности юридических лиц - это, в сущности, единый институт права частной собственности.

Земельные участки, находящиеся в государственной собственности, передаются в частную собственность по заявлению гражданина Республики Беларусь решением соответствующего сельского (поселкового), городского (городов областного подчинения и города Минска), районного исполнительного и распорядительного органа после внесения платы за земельный участок.

Собственник вправе самостоятельно использовать, в первую очередь, поверхность земельного участка, в том числе и застроить ее. Он самостоятельно решает вопросы выбора проекта строительства, размеров строения, их местоположения и ряд других. Следует отметить, что жилые дома, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения, возведенные на земельном участке, принадлежат собственникам земли на праве собственности. Порядок возведения жилых, производственных, культурно-бытовых и иных строений и сооружений, как собственниками земельных участков, так и землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков установлен Положением, которое утверждено постановлением Госкомзема Республики Беларусь от 14.06. 2001 г. № 81.

Строения и сооружения, возведенные на участке, являются особыми объектами гражданских прав, обладают известной осложненной оборотоспособностью (хотя их и нельзя относить к вещам, ограниченным в обороте, ибо их оборот разрешен). Будучи отделенными от земли, они теряют свое основное назначение, понижаются в цене.

Собственник, будучи полноправным владельцем земельного участка, может не только возводить на нем здания и сооружения, но и осуществлять их перестройку или снос. Кроме того, собственник вправе разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка[23].

Граждане-собственники земельных участков являются собственниками произведенной сельскохозяйственной продукции и доходов от ее реализации. Посевы (посадки) сельскохозяйственных культур, других насаждений, как и выращенная (переработанная) сельскохозяйственная продукция, принадлежат только собственнику земли (при условии, что он сам хозяйствует на земле, а не сдает данный участок в аренду).

Собственники земельных участков имеют право в установленном порядке проводить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы. При этом они должны соблюдать природоохранные требования использования земельных участков.

Гражданам - собственникам земельных участков предоставлено право передавать их полностью или частично в аренду. Граждане Республики Беларусь, в частной собственности которых находятся земельные участки, приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, коллективного садоводства и дачного строительства, могут передавать их гражданам Республики Беларусь в аренду при условии сохранения целевого назначения земель, а также с учетом того, что жилые дома, дачи и садовые домики могут передаваться в аренду только вместе с земельным участком в размерах, предусмотренных действующим Кодексом о земле.

Частные земельные собственники имеют право на компенсацию затрат в случае изъятия земельного участка или добровольного отказа от него. Они вправе требовать возмещения убытков, причиненных ограничением их прав, связанных с установлением санитарных, защитных и охранных зон вокруг промышленных и иных объектов.

Собственники земли могут нести дополнительные расходы на восстановление зданий и сооружений, поврежденных в результате просадок земной поверхности при разработке месторождений полезных ископаемых. Они определяются исходя из сметной стоимости строительства новых и реконструкции существующих зданий и сооружений, стоимости комплекса защитных мероприятий, включая стоимость проектно-изыскательских работ.

Допускается добровольное безвозмездное отчуждение земельных участков, находящихся в частной собственности граждан Республики Беларусь, юридических лиц Республики Беларусь, в собственность Республики Беларусь[24].

Собственникам предоставлено право на получение равноценного земельного участка при изъятии для государственных или общественных нужд их частных землевладений[25].

Собственники земельных участков имеют право:

- продать участок. Реализуя право распоряжения, собственник земли вправе произвести ее отчуждение, в том числе продажу, либо исполнительному и распорядительному органу, либо физическому лицу. Односторонние и двусторонние сделки по распоряжению землей совершаются собственниками земли независимо от сроков приобретения права собственности на участок;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты