Как было сказано выше, правовые нормы определяют границы индивидуальной свободы. Право - официальная мера свободы, устанавливаемая государством для отдельных индивидов, социальных объединении, общества в целом.
Право - это всегда ограничение свободы личности.
Таким образом мы имеем правовой парадокс: право ограничивает свободу человека, чтобы эту свободу гарантировать.
Индивидуальная мера свободы человека, его интересы, потребности, права и свободы должны ограничиваться правами, интересами других лиц, выполнением определенных обязанностей перед обществом. Таким образом, право одновременно и ограничивает, и защищает свободу личности. Право охраняет права и свободы человека от посягательств любых третьих лиц, включая государство.
Итак, государство с помощью права в интересах как отдельного лица, так и общества в целом ограничивает свободу каждого. До каких пределов это возможно? Очевидно, что такие ограничения должны быть обоснованными и допустимыми.
По смыслу части 3 статьи 55 Конституции РФ, свобода личности может быть ограничена только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Это соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. в части 2 статьи 29 устанавливает, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Чем больше свободы предоставляют индивиду правовые нормы, тем демократичнее и справедливее данное государство. Таким образом, право выражает определенное представление общества о справедливости. Поэтому право - это официальная мера свободы и справедливости.
40. Понятие и сущность права в советской литературе
Если сравнить между собой определения понятия права и подходы к его изучению, характерные для советского периода с определениями понятия права и подходами к его познанию в постсоветский период то нетрудно заметить, что важнейшей особенностью тех и других является или категоричное признание или столь же решительное отрицание классового характера права. Первые строятся на строго классовых постулатах, на представлении о государстве и праве как средствах, орудиях в руках господствующего класса или классов. Тогда как вторые, молчаливо отвергая классовость апеллируют к “общечеловеческим” ценностям и интересам или же к “общим и индивидуальным интересам населения страны”.
Вопросы о понимании сущности права в советский период исследовались современными учеными достаточно мало. Поэтому существует необходимость провести анализ некоторых аспектов данного вопроса для совершенствования теории и истории права и государства.
В соответствии с марксистской теорией сущность права выражается в его классовости. Право – классовый регулятор общественных отношений, обладающий мощной классовой силой. По своей сущности оно представляет собой возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни. Именно так К. Маркс и Ф. Энгельс раскрыли сущность права в обществе с антагонистическими классами.
Лишь в социалистическом обществе после уничтожения эксплуататорских классов и победы социализма право перестало быть орудием классового господства. Но и оно сохранило функции классового регулятора общественных отношений. Очевидно, например, что уголовная ответственность за занятие запрещенным промыслом (ст. УК РСФСР) была установлена в социалистическом обществе в связи с решением политических, классовых по своей основе, задач – охраны социалистической системы хозяйства, борьбы с попытками получения отдельными лицами нетрудовых доходов.
Классовость права проявляется не только в том, что в обществе с антагонистическими классами оно используется как орудие классового господства, но и в том, что оно одновременно выступает в качестве инструмента общесоциального регулирования, как и государство, участвует в осуществлении общих дел, вытекающих из природы всякого общества.
Основные идеи данной теории:
1. право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое явление;
2. содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером материальных производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть;
3. право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право – это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.
Необходимо согласиться с мнением профессора В.А. Кучинского что после революции в России в 1917г. право хотя и стало рассматриваться как система норм, в которых воплощена воля рабочего класса, затем всех трудящихся, всего народа, но фактически оно выражало волю партийно-государственного аппарата, чиновничества. Реализация права обеспечивалась принудительной силой государства. Такая трактовка права тесно увязывала его с государством, образованном на классовой основе, и служила их превращению в единое средство классовой борьбы, подавления классовых противников.
Что касается классовой трактовки сущности права, то также можно согласиться с мнением профессора В.А. Кучинского, что она соответствовала условиям промышленного капитализма, противостоянию буржуазии и пролетариата, приведшему к Октябрьской революции. Но после нее право, как следствие его классовой трактовки, превратилось в орудие тоталитарного государства.
История показала, что догматическое истолкование марксистского учения о праве как орудии классовой диктатуры во все времена и для всех народов ошибочно. Это стало осознаваться и самим руководством компартии и государства в 80-е годы, что нашло отражение в признании необходимости построения правового государства.
41. Типология права
Типология права - это его специфическая классификация, проводимая в основном с позиций формационного и цивилизационного подходов. В рамках формационного подхода главным критерием типа права являются социально-экономические признаки. Базис (тип производственных отношений) является фактором общественного развития, который определяет тип надстроечных элементов: государства и права. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права. Здесь продуктивна сама идея - делить право на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество. Но формационный подход не дает возможности в должной мере учитывать культурно-национальную и специально-юридическую специфику права.
В рамках цивилизационного подхода типология права выводится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков цивилизации. В соответствии с этими критериями выделяют такие типы права как национальные правовые системы (конкретно-исторические совокупности права, юридической практики и правовой идеологии государства) и правовые семьи (совокупности правовых систем, выделяемых на основе общности правовых источников, структуры права и исторических способов формирования права). Различаются следующие правовые семьи: англосаксонская, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и др.
42. Принципы права
По сфере распространения выделяют общеправовые, отраслевые и межотраслевые принципы.
Общие принципы права. Общими принципами права выступают основные правовые начала, распространяющиеся на всю систему права и определяющие ее характер, содержание, наиболее важные особенности и черты. Общие принципы раскрывают, прежде всего, содержание и особенности права в целом как регулятора общественных отношений. Этот вид принципов распространяется на все правовые нормы и отношения, существующие в стране, с одинаковой силой действуют во всех отраслях права независимо от характера и специфики регулируемых отношений.
Общие принципы права также подразделяются на нормы-принципы, прямо закрепленные в законодательстве и принципы, выводимые из него. К общим принципам права относятся следующие: демократизм, равноправие, законность, справедливость, гуманизм, единство прав и обязанностей и др.
Межотраслевые принципы. Данные принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права. Данные отрасли являются преимущественно смежными, родственными: конституционное и административное право, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право. К ним относятся: принцип неотвратимости ответственности, состязательности и гласности судопроизводства, коллегиальности рассмотрения уголовных и гражданских дел и др. На межотраслевые принципы полностью «налагаются» и общие правовые принципы. В каждой отдельной отрасли права или в группе отраслей они приобретают свою специфику.
Отраслевые принципы права. Данные принципы действуют только в рамках отдельных отраслей. Отраслевые принципы права характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Соответственно на их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права. Так, отраслевыми принципами для гражданского права являются принцип свободы договора, принцип недопустимости вмешательства в частные дела, принцип необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, презумпция вины лица, не исполнившего обязательства или собственника источника повышенной опасности. Для земельного права России характерны такие принципы, как множественности и правового равенства форм собственности на землю, принцип нахождения земли в гражданском обороте, принцип самостоятельного хозяйствования на земле и равенства всех субъектов землепользования, принцип целевого использования земли и др. Для гражданского процессуального права характерны такие принципы: принцип осуществления правосудия только судом, сочетания единоличного и коллегиального начал в рассмотрении и разрешении гражданских дел, независимости судей и подчинения их только закону, национального языка судопроизводства, диспозитивности, состязательности, процессуального равноправия, устности, непосредственности и непрерывности судебного разбирательства.
Каждая отрасль права, помимо общих и межотраслевых принципов, строится на основе собственных, присущих лишь ей правовых принципов. Вместе они составляют основу, на которой создаются и функционируют не только отрасли права, но и все право.
Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решений по конкретному юридическому делу, особенно в случаях применения аналогии права.
В зависимости от типа права принципы права могут быть соответствовать рабовладельческому, феодальному, капиталистическому и социалистическому правам, праву национальных правовых систем и правовых семей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27