Если расположить подзаконные нормативно-правовые акты по юридической силе, то система этих актов примет следующий вид.
1. Указы и распоряжения Президента РФ.
2. Постановления и распоряжения Правительства РФ.
3. Приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов.
4. Решения и постановления местных органов государственной власти.
5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления.
6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов.
7. Локальные нормативные акты.
60. Система нормативно-правовых актов Иркутской области
Нормативно-правовую систему области образуют Устав области, областные законы и иные нормативные правовые акты областных органов государственной власти и органов местного самоуправления области договоры и соглашения области.
Нормативно-правовая система области является частью нормативно-правовой системы Российской Федерации.
Законы и иные областные нормативные правовые акты области издаются по вопросам совместного ведения Российской Федерации и области в соответствии и в развитие федерального законодательства, принятого в пределах полномочий Российской Федерации.
Законы и иные областные нормативные правовые акты по вопросам исключительного ведения области принимаются областными органами государственной власти самостоятельно.
Устав области, законы области и иные областные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты органов местного самоуправления подлежат государственной защите на территории области в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Устав области является конституционным актом области, определяющим основы жизнедеятельности и развития области.
Законы области принимаются в соответствии и в развитие Устава области и регламентируют важнейшие сферы жизнедеятельности области.
Порядок принятия и обнародования Устава области и законов области определяется федеральными законами, настоящим Уставом и законами области.
Иные областные нормативные правовые акты, издаваемые Законодательным собранием, губернатором, администрацией области, иными исполнительными органами государственной власти области, входят в единую нормативно-правовую систему области и принимаются в соответствии и в развитие федерального и областного законодательства.
Иные областные нормативные правовые акты не должны противоречить Уставу и законам области. В случае противоречия действуют законы области.
Виды областных нормативных правовых актов устанавливаются Уставом и Законом области.
Нормативные правовые акты местного самоуправления являются составной частью единой нормативно-правовой системы области. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления принимаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами.
Подзаконные областные нормативные правовые акты принимаются нормотворческими органами области на основании и во исполнение федеральных законов, правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также законов области.
Особым видом областных нормативных правовых актов являются договоры и соглашения, заключаемые от имени области. Порядок и условия их заключения, вступления в силу, исполнения и прекращения действия устанавливаются законом области. В случае коллизии областных нормативных правовых актов, обладающих равной юридической силой, действуют положения акта принятого позднее.
61. Нормативный договор как источник права
Нормативно-правовой акт - это письменный документ, созданный в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа по установлению или признанию норм права, вводящий, изменяющий или отменяющий правила общего характера, который содержит нормы права и направлен на урегулирование определенных общественных отношений, М.Н. Марченко отмечает, что все нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру, их система определяется конституцией, они содержат общие предписания в отличие от правоприменительных актов, в каждом государстве есть своя иерархия, т.е. «система расположения, соподчиненности нормативно-правовых актов».
Особенности этого источника права состоят в следующем:
· это акт нормативного характера (содержит нормативные предписания);
· это правовой акт (содержит только нормы права, в отличие от актов нормативного содержания, например, инструкции по правилам эксплуатации техники);
· это акт, создаваемый в результате правотворческой деятельности государства или на референдуме (законодательная процедура, предусматривающая прохождение законопроекта в парламенте, согласительные процедуры, «чтения законов», промульгацию и др.);
· это акт, обладающий общеобязательностью (рассчитан на неопределенный круг лиц);
· это акт, оформляемый в виде официального государственного документа (с соблюдением необходимых реквизитов и указанием порядка вступления его в законную силу);
· это акт, в котором нормы права группируются по определенным структурным образованиям (статьи, главы, разделы).
Нормативно-правовой акт является наиболее распространенным источником права, особенно для стран романо-германской (континентальной) системы права. В нем закрепляется большинство социально значимых норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Иные источники права общерегулирующей значимостью не обладают. Статьи нормативно-правовых актов четко формулируют предписываемые правила поведения. В отличие от нормативно-правового акта юридические прецеденты носят казуистический характер, а правовые обычаи - неопределенный характер. Нормативно- правовые акты могут подвергаться быстрым изменениям по сравнению с иными актами.
Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Правом на издание нормативно-правовых актов наделены органы, специально указанные в законе.
62. Юридический прецедент как источник права
Юридическим прецедентом является судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права при разрешении аналогичных дел в дальнейшем. Юридический прецедент является своеобразным эталоном, моделью для разрешения конкретного спора. Он создается не правотворческим органом, а непосредственно судебными или административными органами.
Юридический прецедент является преобладающим источником права в странах общего права (Великобритания, США, Новая Зеландия, Канада). В современном мире отсутствуют правовые системы, основанные только на юридическом прецеденте как на источнике права. Но законы, которыми руководствуются судьи в странах общей системы права, носят настолько обобщенный характер, что на их основе часто бывает трудно разрешить конкретное юридическое дело. В разных странах даже одной правовой семьи юридический прецедент применяется по-разному. В Великобритании, например, практика применения прецедента связана следующими правилами: решения, вынесенные Палатой лордов, обязательны для всех судов; решения, принятые апелляционным судом, обязательны для него самого и для нижестоящих судов. Кроме того, в Великобритании авторитет юридического прецедента тем выше, чем старше его возраст.
В США, в силу особенностей федеративного устройства страны, правило прецедента не действует так строго: Верховный Суд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям; штаты независимы и каждый имеет собственную судебную систему и, соответственно, судебную практику.
Источником права может стать прецедент не любого суда, а лишь решения по конкретным делам судов высших судебных инстанций. В странах романо-германской правовой системы преобладающим источником права является нормативно-правовой акт. Но в случаях наличия коллизий норм права в законах, для решения конкретного дела применяется юридический прецедент. В странах романо-германской правовой системы юридический прецедент даже обладает определенным авторитетом. Но он рассматривается в качестве способа фиксации норм права лишь в чрезвычайных ситуациях. В основном роль прецедента в странах романо-германской системы и России не выходит за рамки толкования права. Юридический прецедент в России имеет форму Постановлений Верховного Суда, в которых конкретизируются и детализируются общие нормы закона.
63. Правовой обычай как источник права
Правовой обычай - это санкционированное и охраняемое государством правило поведения, которое сложилось в результате его фактического применения в течение длительного времени. Правовой обычай исторически сложился в определенное правило поведения и вошел в привычку в результате многократного применения, имеющего юридические последствия. Обычаи связаны с мощной этнокультурой, даже после укрепления государственности они сохранили свое значение в качестве источников (форм) права. Первоначально обычные нормы не имели документального выражения, но на определенном этапе исторического развития правовой обычай начал письменно санкционироваться, инкорпорируясь в нормативно-правовые акты («Русская Правда»). Но не каждый обычай является правовым. Для того чтобы обычай из источника социального поведения превратился в источник права, необходимо наличие следующих условий:
· признание обычая в качестве правового обществом и государством;
· наличие определенного срока действия обычая;
· непротиворечивость обычая публично-правовому порядку отношений.
Использование правовых обычаев в современных условиях сведено к минимуму. По мере совершенствования деятельности правотворческих органов пространство действия обычая сокращается. Но такое положение характерно только для государств с развитыми системами права. Напротив, в странах Азии и Африки правовой обычай продолжает оставаться ведущим источником права.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27