Основы и методология правоведения

Органическая теория (Платон, Спенсер, Вормс, Прейс и др.). Ее сторонники представление о государстве сравнивали с человеческим организмом. Например, Платон сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Спенсер считал, что «государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток.

Материалистическая (классовая) теория (Маркс, Энгельс, Ленин). Ее сторонники считали, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами.

Учение о государстве Гегеля. Представитель немецкой классической философии Г.В. Гегель утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а, следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало - «абсолютная идея». В этой связи Гегель выводил государство и право из абсолютной идеи, из требований разума. Он считал, что «государство есть высшая форма реализации нравственности, оно не служит, а господствует, оно не средство, а высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность личности - быть достойным членом государства».

Ирригационная (гидравлическая) теория (К.А. Виттфогель). В своей работе «Восточный деспотизм» возникновение государств, их первые деспотические формы он связывает с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях. Эта необходимость приводит к образованию «менеджментно-бюрократического класса», порабощающего общество.

Патримониальная теория происхождения государства (Гаммер). Он считал, что государство произошло от права собственности на землю (патримониум). В этой связи из права владения землей власть автоматически распространяется на всех людей, проживающих на данной земле.

Демографическая теория. Сущность данной теории состоит в том, что практически все общественные процессы, в том числе и образование государства, всегда обусловлено ростом населения, проживающего на определенной территории, которым нужно управлять.

Социально-экономическая теория происхождения государства. У истоков этой теории - взгляды Платона, обосновавшего причины происхождения государства обстоятельствами разделения труда и обособлением деятельности по руководству обществом. Впоследствии английские экономисты (прежде всего, Сен-Симон) и представители марксизма «достроили» эту теорию, придав ей в XIX в. завершенный характер.

16. Происхождение права


Говоря об основных теориях возникновения права, следует отметить, что основные учения о происхождении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя в их содержании немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования. Кратко рассмотрим некоторые теории происхождения права.

1.                 Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего Божью волю и высший разум явлений. Вместе с тем она не отрицает наличие в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право - Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство. Эта теория опирается не на научные доказательства, а на веру.

2.                 Теория естественного права отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существует как позитивное право, созданное государством путем законодательства, так и естественное право. При этом, если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права были иные. Естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости. В естественно- правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право рождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод нельзя назвать научно обоснованным.

3.                 Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

4.                 Психологическая теория права (Л. Петражицкий) усматривает причины правообразования в психике людей. Право - это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида». Отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше нет оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

5.                 Марксистская концепция происхождения права является последовательно материалистической. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики. В этом и заключается несомненное достоинство данной теории.

 

17. Сущность государства


В юридической литературе существует множество определений понятия государства. Это связано с тем, что никакая другая организация не может конкурировать с государством, при выполнении задач и функций, связанных с жизнедеятельностью общества. Кроме того, государство есть очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление, которое прямо и непосредственно затрагивает интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. В этой связи решить указанные выше проблемы, возможно лишь при изучении государства в конкретно-исторических условиях, в различных его взаимосвязях с экономической, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения. В этой связи можно предложить некоторые научно-обоснованные определения понятия государства.

1.                  Государство есть исторически развивающееся явление, т.е. его роль и значение рассматривались применительно к конкретно-историческому периоду его развития, с использованием тех объективных факторов, которые характерны для данного периода.

2.                  Государство есть продукт общественного развития, т.е., применительно к государственно-организованному обществу, оно является основной управляющей системой.

Существуют и другие определения понятия государства, но всех их объединяет то обстоятельство, что любое государство должно рассматриваться в его исторической действительности и во всех его исторических проявлениях.

Следует отметить, что в юридической литературе выделяют следующие основные признаки государства, отличающие его от других видов социальной власти.

1.                 Наличие особой публичной власти, т.е. органов, издающих от имени государства законы и нормативно-правовые акты, обладающих особым аппаратом управления и государственного принуждения.

2.                 Разделение населения по территориальному принципу, т.е. наличие четко определенных внешних границ и внутреннего территориального разделения населения, при защите его интересов, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, религии или классу.

3.                 Взимание налогов с физических и юридических лиц для содержания публичной власти.

4.                 Государственный суверенитет, т.е. верховенство государственной власти внутри страны, а также независимость во внешнеполитической среде.

5.                 Правотворческая деятельность органов государства, т.е. издание нормативно-правовых актов (законов, указов, постановлений, распоряжений и др.) обязательных для исполнения каждым членом общества.

Перечисленные выше признаки позволяют определить государство как особую форму организации политической власти в обществе на определенном историческом этапе его развития, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Говоря о сущности государства и существующих в научной литературе подходов в ее понимании, следует отметить, что государство может рассматриваться как «объединение людей, подчиненных праву, интересы которых выражают властные органы», либо как «система институтов публичной власти, аппарат управления, обособленный от общества и выражающий его интересы или интересы каких-либо групп.

Таким образом, в зависимости от различных научных пониманий (подходов) в сущности государства можно выделить два подхода:

1.                 способность выражать общезначимые интересы большинства (общесоциальная сущность);

2.                 способность представлять интересы экономически господствующего класса, или отдельных социальных групп (классовая сущность).

Кроме того, говоря о сущности государства, следует отметить, что ее внутреннее содержание также составляют перечисленные признаки, которые отличают государство от негосударственных институтов и общественных организаций.

18. Современное видение соотношения классового и общесоциального в государстве


Сущность государства определяется социальным назначением, природой государства.

Любому государству как социальному институту присуща двойственная природа. С одной стороны, государство реализует и защищает интересы господствующей элиты, с другой - долговременные интересы всего населения. Таким образом, с одной стороны сущность государства обусловлена классовой природой, а с другой - общесоциальной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты