Распространенной формой работы Комиссии ООН по правам человека является создание тематических механизмов (рассмотрение нарушений прав человека в определенной сфере), которые позволяют вести диалог с государствами, где нарушаются права человека или рекомендовать необходимость вмешательства ООН с применением в отношении государств системы санкций. При ООН также создано Управление Верховного комиссара по правам человека, который координирует деятельность ООН в указанной сфере. ООН может принимать решение о вооруженных мерах защиты прав человека, но только на основании решения Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности о применении санкций для пресечения преступлений в данной сфере являются обязательными для всех членов ООН. Наряду с Комитетом по правам человека функции контроля в данной сфере выполняют также Комитет по правам ребенка, Комитет против пыток, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин и др.
Кроме ООН созданы и региональные организации в области защиты прав человека. В настоящее время одной из эффективных региональных систем является Европейская система защиты прав человека. Среди организаций данной системы, выполняющих важные функции, можно назвать Совет Европы, Европейскую комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека. Любое государство, вступающее в Совет Европы должно присоединиться к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и привести в соответствие с ней свое внутреннее законодательство. Наряду с Советом Европы большое внимание защите прав человека уделяется в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Сложилась определенная система международного гуманитарного права, действие норм которого распространяется на все государства. Согласно Конституции РФ общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ предусмотрены иные правила, чем предусмотрены законом, то действуют правила международного договора.
14. Защита прав и свобод человека и гражданина в российском государстве
В действующей Конституции, основанной на новой концепции прав человека, перечень прав и свобод установлен в следующей последовательности. Сначала указаны личные, затем – политические, а за ними – социально-экономические права и свободы личности. Именно такая последовательность присуща Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. В российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 года, а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 года.
Все права и свободы неотделимы друг от друга и взаимосвязаны. Поэтому такое разделение носит чисто условный характер.
В статье 20 Основного Закона провозглашено право на жизнь, согласно которому никто не может быть произвольно лишен жизни. Зафиксировано положение о стремлении государства к полной отмене смертной казни, которая впредь может применяться только в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против личности. С 1998 года Россия, являясь членом Совета Европы, объявила мораторий на смертную казнь. Право на жизнь совмещает в себе действия по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни.
К сфере личных прав человека относится право на охрану государством достоинства личности. Ничто не может быть основанием для его умаления (ст.20 Конституции РФ). Достоинство превращает человека из объекта воздействия в активного субъекта правового государства. Поэтому целью государства является обеспечение охраны человеческого достоинства. Эта конституционная норма является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур. К сожалению, этот принцип в настоящее время практически является декларативным.
Право на свободу включает в себя возможность совершать любые правомерные действия (т.е. не противоречащие закону). Неприкосновенность личности, как и личная свобода, заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничивать свободу человека. Он может распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками, пользоваться свободой передвижения. В Конституции Российской Федерации право на свободу и личную неприкосновенность дополнено существенной гарантией, запрещающей подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Без его письменного согласия запрещено подвергать медицинским, научным и иным опытам (на эту норму, закрепленную в Конституции РФ, повлияли международные нормы, регулирующие обеспечение прав и свобод личности). Введены гарантии от неосновательного ареста, заключения под стражу. Согласно ст.22 ч.2 Конституции РФ такое ограничение свободы возможно только в связи с решением суда. Без предъявления обвинения лицо может подвергнуться заключению под стражу на срок не более 48 часов.
Ограничение в правах (согласно ст.55 ч. З Конституции РФ) возможно только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статья 23 ч.1 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени». Частной жизнью можно назвать те стороны жизни личности, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту чести и доброго имени. В законодательстве определен порядок судебной защиты, включающий право на возмещение морального вреда.
Единственная форма, не претерпевшая смысловых и редакционных изменений, – статья о праве на жилище и гарантии его реализации. В ней указано, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или на основании судебного решения (ст.25). Правом на охрану жилища обладают лица, являющиеся его собственниками, законными арендаторами или проживающие по договору найма.
Комплекс прав, связанных с национальной принадлежностью, отражает специфику многонациональной России. Согласно ст. 26 Конституции «каждый вправе определять свою национальную принадлежность». Дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что «никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». Ранее имело место обязательное указание свой национальности в определенных документах. Сейчас практически не допускается постановка вопроса о национальной принадлежности.
В Конституции нашло отражение положение, предусмотренное международными правовыми нормами, о свободе передвижения, выбора места жительства и пребывания. Статья 27 гласит, что таким правом обладает каждый гражданин, законно находящийся на территории Российской Федерации.
Свобода совести и вероисповедания заключается в свободе принятия или непринятия религиозных верований, исповедовать индивидуально, а также совместно с другими лицами любую религию или не исповедовать никакой (ст. 28). Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
В Российской Конституции воспроизведено установление, содержащееся в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, о праве граждан искать, получать и свободно распространять информацию. Им дополнена статья, закрепляющая право граждан на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение мнений и убеждений (ст. 29). Конституция, признавая такие свободы, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. В условиях СССР, не допускалось инакомыслие, поэтому такие права и свободы были ущемлены.
В настоящее время ограничение свободы слова применяется для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.
15. Происхождение государства
Говоря об основных теориях происхождения государства, следует отметить, что они стали возникать вместе с последним, отражая определенный уровень развития экономического строя и общественного сознания.
В юридической литературе учеными-юристами рассматриваются следующие основные теории происхождения государства.
Теологическая или божественная теория (Аквинский, Маритен, Мерсье и др.) восходит своими истоками к древнему миру. Ее сторонники считали, что государство есть продукт божественной воли, в связи с чем государственная власть вечна и зависит, главным образом, от религиозных организаций и деятелей.
Основной смысл данной теории состоит в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской (государством) и доказать, что нет государства и права «вне Бога».
Патриархальная теория (Платон, Аристотель, Фильмер, Михайловский и др.). Они считали, что государство происходит из семьи, является результатом разрастания семьи. В этой связи государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения.
Договорная (естественно-правовая) теория (Гоббс, Руссо, Радищев и др.). Она объясняет происхождение государства заключением общественного договора как результата разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения их свободы и взаимных интересов. Теория насилия (Гумплович, Дюринг, Каутский и др.). Представители данной теории считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания, а поэтому возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, т.е. путем прямого политического действия.
Психологическая теория (Петражицкий, Фрейд, Фромм и др.). Ее сторонники считали, что государство и общество есть сумма психических взаимодействий людей и их различных объединений. Сущность данной теории состояла в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия.
Расовая теория (Гобино, Ницше и др.). Содержание данной теории составляли постоянно развивающие тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас, положения о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй, о делении людей на высшую расу (ее представителями являлись создатели цивилизации, которые были призваны осуществлять господство в обществе и государстве) и низшую расу (т.е. такую, которая была неспособна не только к созданию, но и к усвоению сформированной цивилизации).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27